НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область) от 21.02.2022 № 2А-416/2022

70RS0003-01-2021-009909-68

2а-416/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2022 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной С.С.,

при секретаре Ветровой А.А.,

помощник судьи Вершинина А.А.,

участием административного ответчика Шнурко Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Межраойнной Инспекции федеральной налоговой службы России №7 по Томской области к Шнурко Николаю Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать в пользу соответствующего бюджета со Шнурко Н.И. задолженность в размере 814,32 руб., в том числе: транспортный налог за 2015 год в сумме 400 руб., за 2016 год в сумме 400 руб., пени по транспортному налогу в размере 14,32 руб. (в т.ч.: 6,47 руб. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019; 7,85 руб. - за период с 02.12.2017 по 14.02.2018.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям ГИБДД ТО Шнурко Н.И. является собственником транспортного средства: легкового автомобиля ВАЗ 111130-21 .... В связи с наличием указанных транспортных средств в собственности Шнурко Н.И., у него возникла обязанность по уплате транспортного налога, в связи с неисполнением которой в срок, ему направлены требования. Поскольку требования налогового органа в установленный срок исполнены не были, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, который был выдан 05.07.2021, отменен по заявлению должника 12.07.2021.

Представитель административного истца, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, в тексте административного искового заявления содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик Шнурко Н.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что налоговой задолженности не имеет, поскольку освобожден от уплаты транспортного налога на автомобиль ВАЗ 111130-21, так как является инвалидом 2 группы в связи с наличием травмы, полученной при исполнении обязанностей военнослужащего, в связи с чем имеет льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, кроме того, данный автомобиль является социальным.

Выслушав административного ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статья 356 НК РФ предусматривает, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Исходя из положений ч.2 ст.9 Закона Томской области «О транспортном налоге» №77-оз от 04.10.2002 (в редакциях, действующих на момент возникновения правоотношений) от уплаты транспортного налога освобождаются: ветераны Великой Отечественной войны; реабилитированные граждане и лица, пострадавшие от политических репрессий; пенсионеры, имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортным средством; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также имеющие профессиональные заболевания, полученные в результате воздействия предприятий ядерно-топливного цикла, участники ликвидации последствий на ПО «Маяк», а также подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; лица, удостоенные почетного звания «Почетный гражданин Томской области».

Законом Томской области от 06.07.2017 №70-ОЗ ч.2 ст.9 Закона №77-оз от 04.10.2002 дополнена пунктами 6 и 7 (в перечень включены ветераны боевых действий и инвалиды вследствие военной травмы), действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Поскольку Закон Томской области от 06.07.2017 №70-ОЗ, которым ч.2 ст.9 Закона №77-оз от 04.10.2002 дополнена пунктами 6 и 7, которые предусматривают льготы по транспортному налогу для ветеранов боевых действий и инвалидов вследствие военной травмы), не распространят своё действия на правоотношения, возникшие до его введения, оснований для его применения к спорным правоотношениям суд не усматривает.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть в том числе направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Согласно п. 6. ст. 69 НК РФ, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В судебном заседании установлено, что по сведениям, имеющимся в налоговом органе, Шнурко Н.И. по состоянию на 2015-2016 г.г. являлся собственником транспортного средства: легкового автомобиля ВАЗ 111130-21 ... (дата регистрации права 22.01.2003, дата утраты права 16.01.2021).

За указанное имущество административному ответчику начислен транспортный налог за 2015 год в размере 400 руб., за 2016 год в размере 400 руб. (из расчета 80 - налоговая база; 5 руб.- налоговая ставка; 12/12 - количество месяцев владения в году).

Налогоплательщику почтовым отправлением направлены налоговые уведомления: №4112618 от 02.07.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 400 руб. в срок до 01.12.2017; №11341336 от 23.06.2018 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 400 руб. в срок до 03.12.2018.

Доказательств уплаты транспортного налога в установленный законом срок административным ответчиком не представлено.

Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).

Инспекцией Шнурко Н.И. заказным письмом направлялись требования: №42547, в котором указано на наличие задолженности по состоянию на 15.02.2018 по транспортному налогу, пени, предложено оплатить задолженность в срок до 02.04.2018; №34381, в котором указано на наличие задолженности по состоянию на 05.02.2019, предложено оплатить задолженность до 14.03.2019.

Доказательств уплаты задолженности суду не представлено.

Расчет, представленный административным истцом, судом проверен и признан верным, административным ответчиком расчет не опровергнут, задолженность по указанному налогу административным ответчиком не оплачена, доказательств оплаты задолженности не представлено.

Согласно справке ВТЭК от 29.03.1989 и пенсионному удостоверению I-А №075496, Шнурко Н.И. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны.

В пенсионном удостоверении отражено, что он является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы по ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Пункт 25 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №209 от 23 февраля 1981 года, содержит бланкетную норму о том, что предоставление льгот по налогам и сборам регулируется соответствующими нормами законодательства, никаких налоговых льгот указанное Положение не устанавливает.

Ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» также не содержит указания на предоставление налоговых льгот.

Категории налогоплательщиков и плательщиков сборов, которым предоставляются льготы, определяются актами законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ); льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Следовательно, приравнивание административного ответчика Шнурко Н.И. к инвалидам Отечественной войны идет по определенному законодателем перечню видов социального обеспечения, в который налоговые льготы не включены.

Документов, свидетельствующих о том, что Шнурко Н.И. является участником Великой отечественной войны и имеет права на льготы и преимущества, установленные законодательством для данной категории лиц, в суд не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Шнурко Н.И. налоговой льготы, дающей ему право на освобождение от уплаты транспортного налога за 2015-2016 г.г., наличии неисполненной обязанности по уплате транспортного налога за 2015-2016 г.г.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.

В соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п.2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующий в момент правоотношений) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что срок для добровольного исполнения самого раннего требования об оплате недоимки №42547 административному ответчику был установлен до 02.04.2018, сумма общей налоговой задолженности не превышала 3000 руб., срок для обращения за судебным приказом истекал 02.10.2021.

Судом установлено, что в связи с неуплатой налога Шнурко Н.И., Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 28.06.2021, то есть в установленный законом шестимесячный срок для обращения с заявлением.

05.07.2021 мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского судебного района г.Томска, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Томска, был выдан судебный приказ о взыскании со Шнурко Н.И. задолженности по транспортному налогу, в т.ч. за 2015-2016 г.г. и пени по нему.

Определением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского судебного района г.Томска от 12.07.2021 по заявлению должника судебный приказ отменен, взыскателю разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Принимая во внимание, что судебный приказ отменен определением мирового судьи от 12.07.2021, а с настоящим административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Октябрьский районный суд г. Томска 13.12.2021, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, суд приходит к выводу, что сроки обращения за взысканием налоговой задолженности административным истцом не пропущены.

С учетом изложенного, административные исковые требования о взыскании со Шнурко Н.И. задолженности по налогу подлежат удовлетворению.

В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как разъяснено в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований с учетом положений ст.333.19 НК РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межраойнной Инспекции федеральной налоговой службы России №7 по Томской области к Шнурко Николаю Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с Шнурко Николаю Ивановичу, ..., в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 814,32 руб., из которых:

- 400 руб. – транспортный налог за 2015 год;

- 400 руб. – транспортный налог за 2016 год;

- 6,47 руб. – пеня на транспортный налог за 2015 год за период с 04.12.2018 по 04.02.2019;

- 7,85 руб. – пеня на транспортный налог за 2016 год за период с 02.12.2017 по 14.02.2018.

Взыскание налога, пени осуществить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Томской области (Межраойнная Инспекция федеральной налоговой службы России №7 по Томской области)

ИНН 7017386186, КПП 701701001.

Банк получателя: Отделение Томск Банка России// УФК по Томской области г.Томск.

Расчетный счет 40102810245370000058.

БИК 016902004.

Код ОКТМО 69701000.

КБК 18210606042040000110 – уплата транспортного налога,

КБК 18210606012042100110 – уплата пени по транспортному налогу.

Взыскать с Шнурко Николая Ивановича в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.С.Шишкина

Мотивированный текст решения изготовлен 03.03.2022.

Судья С.С.Шишкина