НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область) от 13.09.2021 № 2-2830/2021

КОПИЯ

70RS0003-01-2021-004501-93

2-2830/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Аюшевой Р.Н.,

при секретаре Юдиной М.О.,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Администрации Муниципального образования «Итатское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Муниципального образования «Итатское сельское поселение» обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее по тексту – УФССП по Томской области), в котором просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 30.03.2021 в рамках исполнительного производства № 18358/21/70024-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС 036751801 от 01.03.2021, выданного Томским районным судом Томской области по делу №2-639/2020.

В обоснование иска указано, что решением Томского районного суда Томской области от 21.09.2020 года по делу № 2-639/2020, вступившим в законную силу 22.10.2020 года, были частично удовлетворены исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Итатского сельского поселения, которым на должника возложена обязанность: не позднее 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах- отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух; не позднее 14-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о воздействии на окружающую среду прудов-отстойников (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П), содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух. На основании исполнительного листа №ФС 036751801 от 01.03.2021 года по делу №2-639/2020 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 11.03.2021 года возбуждено исполнительное производство №18358/21/70024-ИП, установлен 5-тидневный срок для немедленного исполнения решения суда в полном объеме (несмотря на то, что для исполнения 2-го пункта резолютивной части решения Томского районного суда Томской области от 21.09.2020 года установлен 14-ти месячный срок для исполнения решения, истекающий 22.02.2022 года). Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. от 30.03.2021 года по исполнительному производству №18358/21/70024-ИП вынесено «Постановление о взыскании исполнительского сбора», которым, постановлено взыскать с Администрации Итатского сельского поселения исполнительский сбор по исполнительному производству №18358/21/70024-ИП в размере 50 000 рублей (получено Должником 07.04.2021 года). Истец полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 30.03.2021 было принято без учета степени вины должника, который на момент возбуждения 11.03.2021 исполнительного производства в силу наличия непреодолимых обстоятельств не мог исполнить обязательства и требования судебного пристава-исполнителя в полном объеме в установленный срок. Должником были предприняты все зависящие от него меры в части исполнения требований исполнительного документа, однако, с учетом сроком и длительности процедур, установленных федеральным законом №44-ФЗ, в установленный срок для добровольного исполнения исполнить решение суда не представлялось возможным по объективным причинам, не зависящим от воли должника.

Истец, ответчик в суд не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.ч.11 и 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.

Частью 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, закреплено право должника обратиться в суд в частности с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3. ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 29-ФЗ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 74 постановления от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Абзацем 3 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2201-О).

Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

При этом лицо, требующее освободить от взыскания исполнительского сбора должно доказать, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, неисполнение (несвоевременное исполнение) связано с причинами, не зависящими от его воли.

Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП по Томской области на основании исполнительного листа ФС № 036751801 от 01.03.2021, выданного Томским районный судом Томской области по делу 2-639/2020, возбуждено исполнительное производство № 18358/21/70024-ИП от 11.03.2021. Взыскатель – Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, предмет исполнения - обязать Администрацию Итатского сельского поселения не позднее 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах- отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух. В части: обязать Администрацию Итатского сельского поселения не позднее 14-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о воздействии на окружающую среду прудов-отстойников (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П), содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух отказано в возбуждении на основании ч. 9 п. 11 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (нарушение положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 настоящего Федерального закона) (п. 2).

В п. 3,4 постановления судебного пристава от 11.03.2021 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника-организации будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Согласно входящему штампу, имеющемуся на постановлении, его копия поступила должнику 17.03.2021 вх. № 208.

Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истекал 24.03.2021.

30.03.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Итатского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 18358/21/70024-ИП от 11.03.2021.

Также, 30.03.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя был назначен новый срок исполнения до 12.05.2021.

27.04.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от должника поступил договор №01/06-2021 от 19.04.2021, согласно которому Администрация Итатского сельского поселения (Заказчик) поручает, а ООО «Техноплощадка» (Исполнитель) принимает на себя обязательства выполнить следующие работы: подготовка документации в области охраны окружающей среды для объекта, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, с. Томское, ул. Маяковского, 6, пруды-отстойники: расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, актуализация декларации о воздействии на окружающую среду, актуализация информации об объекте негативного воздействия (п.1.1). Согласно приложению 1 к договору №01/06-2021 от 19.04.2021 срок выполнения указанных работ до 01.07.2021.

28.05.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от должника поступил письмо от 24.05.2021 №378, согласно которому в связи с отсутствием специалистов в Администрации Итатского сельского поселения, которые могли бы обеспечить исполнение решения суда в установленные сроки, администрация заключила договор с ООО «Техноплощадка» 19.04.2021 о выполнении необходимых работ в срок до 01.07.2021. Выделено финансирование на оплату работ по настоящему договору в сумме 87000 рублей.

02.06.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя был назначен новый срок исполнения до 07.07.2021.

18.06.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от Администрации Итатского сельского поселения поступило сопроводительное письмо о направлении декларации в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 15.06.2021 №419, декларация о воздействии на окружающую среду.

23.06.2021 судебному приставу – исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от Администрации Итатского сельского поселения поступило письмо от 16.06.2021 №422, согласно которому решение суда №2-639/2020 от 21.09.2020 исполнено, декларация о негативном воздействии окружающей среды на атмосферный воздух разработана, что также подтверждается свидетельством от 16.06.2021, сопроводительным письмом о направлении декларации в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 15.06.2021 №419.

29.06.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от Администрации Итатского сельского поселения повторно по требованию направлена декларация о воздействии на окружающую среду.

12.07.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от Администрации Итатского сельского поселения направлено письмо от 07.07.2021 №483, согласно которому должник повторно информирует о том, что решение суда №2-649/2020 от 21.09.2020 исполнено, декларация о негативном воздействии окружающей среды на атмосферный воздух разработана.

14.07.2021 судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП по Томской области от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области поступил ответ на запрос от 09.07.2021 №3709, согласно которому Администрацией Итатского сельского поселения обеспечена актуализация внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений по объекту с кодом 69-0270-002931-П в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух, свидетельство об актуализации выдано 16.06.2021. Сведения о разработанной декларации были направлены в адрес судебного пристава - исполнителя по запросу (от 24.06.2021).

На основании постановления от 15.07.2021, судебным приставом-исполнителем исполнительное производство № 18358/21/70024-ИП от 11.03.2021 окончено в связи с исполнением.

Таким образом, как было установлено судом, в настоящее время, вступившее в законную силу решение Томского районного суда Томской области по делу № 2-639/2020, было исполнено истцом в полном объеме, однако, фактическая возможность исполнить решение суда в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у истца отсутствовала, так как для исполнения решений суда по актуализации ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах- отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух в полном объеме необходимо определенная процедура в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что требует значительного количества времени.

Суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения по делу № 2-639/2020 по актуализации ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах- отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет 69-0270-002931-П) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух, невозможно, вследствие объективных обстоятельств.

В опровержение позиции истца о наличии исключительных обстоятельств не исполнения требований исполнительного листа в срок добровольного исполнения, установленного судебными приставами-исполнителями, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено.

При этом суд также учитывает и то, что истец является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в том числе при оказании услуги, связанной с недвижимым имуществом.

Таким образом, отношения по выполнению работ в отношении муниципального недвижимого имущества регулируются ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это единственный предусмотренный законом порядок выполнения работ для муниципальных нужд. Иного порядка законом не предусмотрено.

Выполнение требований исполнительного документа, подпадает под действие указанного Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с чем сам процесс в силу действующего законодательства является длительным, поскольку связан с прохождением ряда процедур, определенных указанным Законом.

С учетом того, что истцом предпринимались необходимые меры для исполнения решения по делу № 2-639/2020, неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебными приставами-исполнителями срок не было вызвано виновным противоправным поведением должника. В связи с чем, суд заявленные требования законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

освободить Администрацию Муниципального образования «Итатское сельское поселение» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 18358/21/70024-ИП от 11.03.2021, взысканного с Администрации Муниципального образования «Итатское сельское поселение» на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 30.03.2021.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: Р.Н. Аюшева

Мотивированный текст решения изготовлен 20.09.2021.

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий судья: Р.Н. Аюшева

Секретарь: М.О. Юдина

«20» сентября 2021г.

Подлинный документ подшит в деле 2-2830/2021 в Октябрьском районном суде г. Томска.

УИД 70RS0003-01-2021-004501-93