Административное дело № 2а-3089/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Яковлевой М.В.
при секретаре Худякове С.Г.,
с участием административного истца Булгакова Д.В., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП России по Тамбовской области Копыловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Булгакова Дмитрия Викторовича о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области и обязании судебного пристава-исполнителя устранить допущенные неточности при удержании алиментов,
У С Т А Н О В И Л:
Булгаков Д.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области, обязании не удерживать задолженность дважды в мае 2017, июне 2017 года, апреле 2018 года и засчитать оплаченные в июне 2018 денежные средства в счет текущей уплаты алиментов.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 12.07.2018г. на основании исполнительного производства от 21.08.2015г. № 35313/18/68023-ИП был произведен расчет задолженности. Расчет был произведен неправильно. Судебный пристав-исполнитель Копылова Е.С. преднамеренно теряет справки, выписки, задерживает выдачу данных (фамилия, адрес регистрации, реквизиты) взыскателя, измененных по инициативе взыскателя.С 18.06.2018г. он не мог их получить, даже вынужден обратиться 25.06.2018г. с жалобой к Старшему приставу-исполнителю Гилевой Е.А. с просьбой прекратить чрезмерные действия и обеспечить необходимой информацией, но данные были получены только 10.07.2018г. Таким образом, он не мог оплатить алименты исключительно по вине судебного пристава-исполнителя Копыловой Е.С. Однако в июне 2018г. ему удалось установить ряд данных не нарушая ФЗ «О персональных данных», и им были оплачены алименты за текущий месяц 27.06.2018г. Не смотря на это он только 12.07.2018г. получил постановление о расчете задолженности по алиментам и выяснилось, что в июне он тоже не оплачивал алименты. Также судебный пристав-исполнитель Копылова Е.С дважды требует уплатить алименты за май, июнь2017г., которые с него были удержаны бывшим работодателем АО ТНИИР «Эфир», однако перевести взыскателю не смогли, так как произошло сокрытие измененных данных взыскателя. Также судебный пристав-исполнитель Копылова Е.С. за апрель 2018г. требует дважды оплатить алименты - из фактического дохода и по средней заработной по РФ. Получив постановление о расчете задолженности, он тут же произвел оплату текущих алиментов и задолженности за истекший период. Вопрос возник исключительно по причине заведомо предвзятого и неприязненно отношения судебного пристава-исполнителя Копыловой Е.С.
Административный истец Булгаков Д.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал в части допущенных неточностей при расчете задолженности по алиментам за апрель 2018 года, а также дополнил требования об обязании устранения неточностей при расчете задолженности по алиментам за июль, август 2018 года в связи с тем, что алименты в июле и августе он оплачивал добровольно, а административным ответчиком расчет произведен исходя из того, что у него была задолженность.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области по доверенности Копылова Е.С. административные исковые требования не признала, поддержав позицию, которая изложена в письменных возражениях и просила суд в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать, дополнительно пояснила, что в апреле 2018 года расчет задолженности произведен исходя из того, что административный истец состоял в ЦЗН г. Тамбова по 23 апреля и получал пособие по безработице, с 24 апреля по 30 апреля расчет ей произведен исходя из размера средней заработной платы. В июле и августе 2018 года расчет также ей произведен исходя из размера средней заработной платы в размере 39017 руб.
Представители административных соответчиков Октябрьского РОСП УФССП по Тамбовской области и Управления ФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.
Заинтересованное лицо Романова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, просила дела рассмотреть без ее участия.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного
пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Как следует из ч.3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исходя из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения судебного пристава-исполнителя незаконным, суду необходимо установить его несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этим решением прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В целях реализации функций по принудительному исполнению требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю предоставлен широкий круг полномочий, закрепленных в ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.
Согласно ч.ч. 3,4,5 ст. 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Из материалов дела следует, что 21.08.2018 судебным приставом-исполнителем на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Октябрьского района г. Тамбова было возбуждено исполнительное производство №48377/15/68023-ИП о взыскании с должника Булгакова Д.В. алиментов на содержание детей в размере 1/4 доли доходов ежемесячно.
Судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области 28.08.2015 копия исполнительного документа направлена для исполнения по месту работы должника.
12.07.2018 Судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области вынесено спорное постановление о расчете задолженности по алиментам.
В судебном заседании установлено, что 28.08.2018 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым по двум месяцам произведен перерасчет. Оплата по квитанциям (распискам) за период с мая 2017 по май 2018 составила 3350,00 руб. Оплата по квитанциям (распискам) за июль 2018г. составила 2 791,00 руб. Квитанция в погашение долга от 17 июля 2018г. составила 20 334,00 руб. Оплата по квитанциям за июль 2018г. и август 2018г. (2791,00 + 2791,00+2791,00) всего 8 373,00 руб. Оплата по квитанциям (распискам) за весь период составила 34 848,00 руб. Задолженность с 01.04.2017 по 28.08.2018 составляет 67 893,84 руб.
Также 30.08.2018 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области вынесено уточненное постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому в период с 01.05.2017 по 30.06.2017 согласно ответу из АО ТНИИР «ЭФИР», по двум месяцам произведен перерасчет. Оплата по квитанциям (распискам) за период с мая 2017 по май 2018 составила 3350,00 руб. Оплата по квитанциям (распискам) за июль 2018г. составила 2 791,00 руб. Квитанция в погашение долга от 17 июля 2018г. составила 20 334,00 руб. Оплата по квитанциям за июль 2018г. и август 2018г. (2791,00 + 2791,00+2791,00) всего 8 373,00 руб. Оплата по квитанциям (распискам) за весь период составила 34 848,00 руб. Задолженность с 01.04.2017 по 30.08.2018 составляет 61644,94 руб. По состоянию на 31.08.2018 Булгакову Д.В. определена задолженность по алиментам в размере 26796,94 руб.
Как установлено в судебном заседании, исходя из пояснений судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП по Тамбовской области Копыловой Е.С. в вышеуказанном постановлении допущены технические опечатки, а именно месяц май, по которому произведен перерасчет 2017 года, а не 2018 года, как указано в постановлении, также расчет задолженности произведен за период 01.07.2018 – 31.07.2018, а не по 37.07.2018 как указано в постановлении.
Форма расчета задолженности по алиментам утверждена в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, и основаны на Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 года N 01-16).
В соответствии с пунктом 5.1. названных Методических рекомендаций размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судом установлено, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка Октябрьского района г. Тамбова было возбуждено исполнительное производство №48377/15/68023-ИП о взыскании с должника Булгакова Д.В. алиментов на содержание детей в размере 1/4 доли доходов ежемесячно.
Таким образом, уплата алиментов административным истцом должна производиться ежемесячно, исходя из его доходов.
Как видно из справки ТОГКУ «Центр занятости населения г. Тамбова» №145 от 03.07.2018 Булгаков Д.В. был зарегистрирован в качестве безработного с 01.02.2017, пособие по безработице назначено с 24.04.2017 по 23.04.2018, выплачено в размере 45582,52 руб.
С указанной суммы пособия с Булгакова Д.В. удерживались алименты в размере 1/4 доли дохода, однако в связи с тем, что в период с 24.04.2018 по 30.04.2018 пособия Булгаков Д.В. уже не получал, другого места работы не имел, судебным приставом-исполнителем задолженность в период с 24.04.2018 по 30.04.2018 была рассчитана исходя из средней заработной платы в РФ.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком неправомерно за апрель месяц 2018 год задолженность удержана дважды, суд находит несостоятельными, поскольку свою ежемесячную обязанность по уплате алиментов Булгаков Д.В. не исполнил, в период с 24.04.2018 по 30.04.2018 трудоустроен не был, пособия не получал, исходя из чего судебным приставом-исполнителем задолженность была рассчитана исходя из средней заработной платы в РФ.
Задолженность в двойном размере не устанавливалась, поскольку рассчитана за месяц – апрель, в соответствии с периодами как получения пособия по безработице, так и при отсутствии доходов, исходя из среднего заработка по РФ.
Иное нарушило бы права взыскателя по исполнительному производству, а также порядок ежемесячного взыскания алиментов.
В силу ч.4 ст. 113 СК РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п.п. 2-4 Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
Таким образом, законодателем четко определен механизм расчета задолженности по алиментам также в том случае, если должник является безработным.
В судебном заседании Булгаков Д.В. настаивал на том, что им алименты уплачивались исходя их средней заработной платы в Тамбовской области, однако не смог пояснить на основании какого нормативного акта он взял за основу именно этот размер, также не смог пояснить каким именно нормативным актом данный размер установлен установлен.
Таким образом, в связи с тем, что в июле, августе 2018 года Булгаков Д.В. не работал, иных доходов не получал, административным ответчиком задолженность по алиментам за указанный период рассчитана исходя из средней заработной платы в РФ.
Сам факт уплаты алиментов Булгаковым Д.В. за текущий период, а не в рамках задолженности не освобождает его от обязанности уплаты алиментов, при отсутствии доходов, исходя из средней заработной платы по РФ. Оплата по квитанциям судебным приставом-исполнителем учтена, в счет погашения задолженности.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что действия судебного пристава-исполнителя производились в рамках исполнительного производства, соответствуют требованиям Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем неверно произведен расчет задолженности по алиментам, суд находит несостоятельными, не основанными на законе, в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Тамбова УФССП России по Тамбовской области выполнялись необходимые действия в рамках исполнительного производства.
Объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд не усматривает нарушений со стороны судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительских действий Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, на основании исследованных доказательств суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку административным истцом не приведено убедительных доводов незаконности действий судебного приства-исполнителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Булгакову Дмитрию Викторовичу о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного ОСП УФССП России по Тамбовской области и обязании судебного пристава-исполнителя устранить допущенные неточности при удержании алиментов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 03.09.2018 г.
Судья М.В. Яковлева