НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область) от 21.12.2016 № 2-5139/2016

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>. 21 декабря 2016 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Анохиной Г.А.

при секретаре Коломлине М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> о взыскании невыплаченной суммы компенсации при расторжении служебного контракта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> (далее - УФМС России по <адрес>), мотивируя его тем, что до 08.07.2016г. она замещала должность государственной гражданской службы в УФМС по <адрес>. 08.07.2016г. она была уволена в связи с упразднением государственного органа на основании пп.8.3 п.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.2007г. «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих» при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. В состав месячного денежного содержания включаются установленные гражданскому служащему единое денежное вознаграждение или оклад денежного содержания и дополнительные выплаты, к числу которых отнесены премии за выполнение особо важных и сложных заданий. При увольнении расчёт с ней был произведён не в полном объёме, так как выходное пособие было рассчитано без учёта премий за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. денежная компенсация выплачена в размере <данные изъяты> руб., в то время как должна была быть выплачена в размере <данные изъяты> руб. Просила взыскать с ответчика недополученную компенсацию при увольнении в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за нарушение срока выдачи заработной платы в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В процессе рассмотрения дела в связи с упразднением УФМС России по <адрес> на основании заявления ФИО1 была произведена замена ответчика на Ликвидационную комиссию УФМС России по <адрес>.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещенным о слушании дела надлежащим образом, виду чего суд с согласия истца считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

В письменных возражениях ответчика на иск содержится ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения вследствие несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск полагала не обоснованным, поскольку при расчете денежного содержания премия за выполнение особо важных и сложных заданий была учтена, разовые премии, выплаченные за счет средств экономии, не должны были учитываться при расчете.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего:

В силу ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Статья 11 ТК РФ предусматривает, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданских служащих предусмотрены основания прекращения служебного контракта, в соответствии с которыми производится запись в трудовой книжке гражданского служащего. Также законом урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы. Статья 9 данного закона устанавливает выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, выходное пособие не выплачивается. Какие-либо другие выплаты и компенсации при увольнении гражданским служащим законом не предусмотрены.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в УФМС России по <адрес> замещала должность государственного гражданского служащего Российской Федерации – референта на основании служебного контракта.

Служебный контракт с ней был прекращён ДД.ММ.ГГГГ. в связи с упразднением государственного органа, что следует из приказа УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. л/с «По личному составу».

При увольнении ФИО1 была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере <данные изъяты> руб.

Проверив доводы истицы о том, что ответчиком неправильно исчислено месячное денежное содержание, что повлекло занижение указанной компенсации, и правильность расчета компенсации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Согласно условиям служебного контракта денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ссылаясь на п. 8 "Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. N562, истица указала, что при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ на все составляющие денежного содержания начисляется районный коэффициент.

Из представленных в материалы дела документов: расчётных листов истца, справки об исчислении денежного содержания следует, что при расчете размера денежного содержания была учтена ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 0,166 оклада денежного содержания. Данный факт ФИО1 не оспаривается.

Истица полагает, что в расчёт денежного содержания, помимо указанной выше премии за выполнение особо важных и сложных заданий, должны включаться и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемых за счёт экономии средств фонда оплаты труда, предусмотренные разделом 5 Временного положения о порядке премирования государственных гражданских служащих, выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим, утверждённого Приказом УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. . Данные премии, по утверждению истицы, в ДД.ММ.ГГГГ годах периодически выплачивались.

Действительно, из расчетных листов за указанный период видно, что в сентябре, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 выплачивались разовые премии.

Данные премии выплачивались на основании Временного Положения о порядке премирования государственных гражданских служащих, выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим, утверждённого приказом УФМС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за счет экономии, что следует из приказов о премировании. Данное обстоятельство отличает эти премии от ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий (0,166 оклада денежного содержания), которая, в силу п.2.2 Временного положения формируется за счет фонда оплаты труда.

То есть, материальное стимулирование в виде премий, предусмотренное разделом 5 вышеуказанного Временного положения, осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной миграционной службы за счет средств, предусмотренных Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете.

Следует отметить, что средства дополнительного материального стимулирования относятся к выплатам, предусмотренным пунктом 10 статьи 50 Закона N79-ФЗ, согласно которому "гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами". При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделён полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению её размеров, что отличает ее от ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Таким образом, суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете компенсации при увольнении в виде четырехкратного денежного содержания, ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Соответственно расчет четырехмесячного денежного содержания истице произведен ответчиком правильно, в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении не имеется.

Разъяснения, данные в письме Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N14-04-05/3448, на которое ссылается истица в исковом заявлении, не изменяют выводов суда и не являются основание для удовлетворения её требований.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N23 "О судебном решении" при установлении противоречий между нормами права, подлежащими применению при рассмотрении дела в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд должен применять нормы, имеющие наибольшую юридическую силу.

Приведенные истцом выдержки из Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" ни свидетельствуют о том, что Минфин Российской Федерации наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы (таким органом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 610 является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее Минздравсоцразвития Российской Федерации)).

Также в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (входящих в состав денежного содержания гражданского служащего). Такие полномочия принадлежат федеральному законодателю (согласно части 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой).

Кроме того, указанное разъяснительное письмо не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Учитывая, что требования о взыскании компенсации за задержку недополученной компенсации при увольнении и компенсации морального вреда, основанные на ст.236 и ст.237 ТК РФ, носят производный характер от основных требований о взыскании недополученной компенсации при увольнении, в их удовлетворении также следует отказать.

Доводы ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения вследствие несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора основаны на ошибочном толковании норм права. Поскольку для данной категории споров обязательный досудебный порядок урегулирования споров не предусмотрен.

Руководствуясь ст.ст.194-198,233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Г.А. Анохина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Г.А. Анохина