Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «20» января 2016 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Корнеевой А.Е.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по <адрес>, Федеральной миграционной службе России о взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по <адрес>, Федеральной миграционной службе России о взыскании денежной компенсации в размере 320533,80 руб.
В обоснование своих требований указала, что 26.09.1994 г. ей и её дочери был предоставлен статус вынужденного переселенца в связи с переездом из <адрес> в <адрес>. Из - за начала военных действий, она была вынуждена оставить принадлежащую ей <адрес>. В 1995 году ей на семью из двух человек было предоставлено финансирование за счет средств федерального бюджета в виде оплаты 70 % стоимости долевого строительства квартиры общей площади 37,97 кв.м., расположенной по адресу: <...> <адрес>, а 30 % стоимости оплатила ФИО2 Она обратилась в Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> с целью получения 100 % оплаты стоимости, однако получила отказ в виду того, что она и её дочь выбыли из Чеченской Республики ранее даты установленной нормативным документом (с ДД.ММ.ГГГГ) и отсутствием документов, подтверждающих право владения или пользования жильем на территории Чеченской Республики до ДД.ММ.ГГГГ Считает, что это противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ –I « О вынужденных переселенцах». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, срок обращения за компенсацией в настоящее время не ограничен. Ссылается на то, что жилая площадь квартиры составляет 19 кв.м. и не превышает норму предоставления в связи с чем доплата стоимости квартиры в размере 30 % в данном случае не законна. Исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес> – 28117 руб., установленной Приказом Министерства строительства и жилищного коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№/пр « О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года» компенсация 30 % стоимости квартиры составляет 320533,80 руб.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы по <адрес>.
В судебном заседании истица ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в иске и дополнениях к нему основаниям.
Представитель истицы по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему дополнив, что Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ 4530 –I « О вынужденных переселенцах» в действующей редакции при невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивается компенсация, при этом закон не огранивает размер этой компенсации какими – либо процентами. ФИО2 оплатила 30 % стоимости квартиры, данные денежные средства должны были быть предоставлены за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на которое ссылается ответчик не соответствует Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
Представитель ответчика Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по <адрес> по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения извещена надлежащим образом.
Представитель ФМС России по доверенности ФИО6 в суд не явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в её отсутствие. В представленных возражениях указала, что Российской Федерацией предпринимались меры по защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Российская Федерация каких – либо противоправных действий в отношении истицы не совершала. Гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ « О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно» предусмотрена компенсация при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. Максимальный размер компенсационных выплат составляет за утраченное жилье 120000 руб. и 20000 руб. за имущество. Избирая механизм обустройства, вынужденные переселенцы из Чеченской Республики наряду с получением компенсации могли выбрать иной вид государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, в том числе в виде долговременной беспроцентной возвратной ссуды, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, выдаваемой в рамках Положения о предоставления гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В период действия статуса вынужденного переселенца ФИО2 территориальным органом миграционной службы, выплачены максимально возможные целевые средства в размере 70 %, стоимости на долевое строительство квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Тем самым это свидетельствует о реализации ФИО2 социальных гарантий, предусмотренных законом для вынужденных переселенцев. По истечении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО2 была снята с учета в качестве вынужденного переселенца. Компенсации оставшейся 30 % стоимости квартиры законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Также указала, что требования постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ « О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно» применяются к лицам покинувшим территорию Чеченской Республики до ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО2 покинула до ДД.ММ.ГГГГ
Более того компенсация за утраченную <адрес> была выплачена УФМС России по Чеченской Республике ФИО1 в размере 350000 руб.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, УФМС по <адрес> по доверенности ФИО7 согласна с позицией представителя ответчика. По его мнению, ФИО2 воспользовалась своим правом и ей было предоставлено жильё с оплатой за счет денежных средств из федерального бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Исходя из смысла ст.52,53 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного именно незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
На основании пункта 3 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом, то есть в случаях, специально предусмотренных в законе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование исковых требований и возражений по иску, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, ФИО2 выехала с территории Чеченской Республики и получила статус вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ согласно решению миграционной службы, что подтверждается соответствующим удостоверением.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 и миграционная служба <адрес> заключили договор о совместной деятельности на приобретении благоустроенного жилого помещения по адресу : <адрес>, <адрес>, <адрес>, по условиям которого ФИО2 производила оплату стоимости квартиры в размере 30 %, а 70 % профинансированы миграционной службой <адрес> за счет средств федерального бюджета.
Таким образом ФИО2 реализовала свое право на получение социальных гарантий, предусмотренных законом для вынужденных переселенцев. В период действия статуса вынужденного переселенца ФИО2 была оказана государственная поддержка в виде выплаты денежных средств для приобретения жилого помещения (были выделены средства для приобретения квартиры в размере 70% стоимости жилого помещения).
В связи с получением ею государственной поддержки и по истечении пятилетнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГФИО2 в соответствии с пунктом 4 статьи 5 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вынужденных переселенцах» снята с учета вынужденных переселенцев. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике» Правительством Российской Федерации приняты постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ « О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории».
Гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» предусмотрена компенсация за утраченное жилье и/или имущество в Чеченской Республике.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, право на получение компенсации имеют граждане утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и/или личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.
Максимальный размер компенсационных выплат гражданам, безвозвратно покинувшим Чеченскую Республику, составляет за утраченное жилье 120 тысяч рублей и 20 тысяч рублей за утраченное имущество на одну семью.
Граждане имеют возможность выбирать, воспользоваться ли им правом на получение соответствующей компенсации с выполнением установленных этим актом условий либо отказаться от получения компенсации и принимать меры к восстановлению поврежденного жилья (имущества), оставаясь собственником данного имущества.
Согласно Положения об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, имеют право на получение компенсационных выплат.
Вопросы, связанные с реализацией Положения в части приема заявительских материалов и принятия по ним решений, относятся к компетенции Правительства Чеченской Республики и Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество.
Довод ФИО2 и её представителя об ограничении прав истицы в связи с установленным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ порядком выплат компенсации несостоятелен, так как данный порядок применяется к гражданам, покинувшим Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики началось после опубликования Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-Ингушского конфликта», что отражено в решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ 2002 -1360, Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № КАС 03-05, которым п.2 установленного Порядка дата выезда с территории Чеченской Республики (с ДД.ММ.ГГГГ) признан законным. ФИО2 же покинула Чеченскую Республику до указанной даты.
Более того, компенсация за утраченного жилье, а именно <адрес>, на утрату которой ссылается истца, по сообщению ФМС России выплачена ФИО1 на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории»
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не имеется законных оснований для компенсации ФИО2 оплаченной ей 30 % стоимости приобретенной квартиры.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства <адрес>, Федеральной миграционной службы России о возмещении ущерба в размере 320533,80 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.
Мотивированное решении суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья- А.Е.Корнеева