НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область) от 19.01.2017 № 12-3/2017

Дело

РЕШЕНИЕ

19 января 2017 года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес>ФИО10, с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Жилищная инициатива -5» ФИО2, представителя Государственной инспекции труда в <адрес> РФИО1, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Жилищная инициатива-5» на постановление Государственной инспекции труда в <адрес>-ПП/2016-1/248/99/1117/21 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ Викторовича на постанпо,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес>-ПП/2016-1/248/99/1117/21 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищная инициатива-5» было привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 119 000 руб., за нарушение положений ст.ст.22,212,213 ТК РФ, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, выразившееся в том, что проведение предварительных медицинских осмотров осуществляется за счет средств работников по найму; работодателем не заключен договор с медицинской организацией (имеющей лицензию на указанный вид деятельности) на проведение предварительных медицинских осмотров работниками; ряд работников принятых в 2016 году допущены к самостоятельной работе без прохождения медицинских осмотров в установленном порядке; ряд должностных лиц не прошли обучение с последующей проверкой знаний требований охраны труда, чем нарушены р.5 ГСОТ 12.0.004-90; п.п.2.3.1; 2.3.2 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст.ст. 212,255 ТК РФ; к проверке соблюдения порядка обучения и проверки знаний требований ОТ работников профессий и видов работ повышенной опасности предоставлены протоколы проверки знаний по за период 01-ДД.ММ.ГГГГ, при этом ряд работников профессий и видов работ повышенной опасности, принятых после ДД.ММ.ГГГГ не прошли обучение с последующей проверкой знаний требований безопасности труда в установленном порядке, чем нарушены ст.ст.212,225 ТК РФ, р.4 ГОСТ 12.0.004-90; п.п.3.1;3.3 Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.03г., ст.ст.212, 225 ТК РФ.

Генеральный директор ООО «Жилищная инициатива-5» обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что между ООО «Жилищная инициатива-5» и ООО МСЧ «Здоровье» имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО—68-01-000740 был заключен ДД.ММ.ГГГГ договор на оказание платных медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников ООО «Жилищная инициатива-5» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Предварительные и периодические медицинские осмотры оплачиваются за счет средств работодателя, что и подтверждается финансовыми документами. Кроме этого, если гражданин оформляет личную медицинскую книжку самостоятельно до устройства на работу и без направления работодателя, все расходы оплачиваются за счет личных средств, однако при устройстве на работу работник вправе предъявить работодателю для возмещения документы по оплате обязательного предварительного медицинского осмотра. Так же, к проверке соблюдения порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников профессий и видов работ повышенно опасности в рамках проведения выездной проверки трудовой инспекцией были представлены протоколы проверки знаний по с указанием всех лиц, принятых на работу и прошедших обучение в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель ООО «Жилищная инициатива-5» ФИО2 доводы жалобы полностью поддержала и просила суд ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в <адрес> РФИО1 пояснил, что считает постановление законным и обоснованным, вину общества подтвержденной материалами дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Как следует из положений ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Согласно п.2.3.1, п. 2.3.2 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации). Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации; специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

В соответствии с разделом 4 Государственного стандарта СССР ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ) Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда; обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом; после обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков; результаты проверки знаний оформляют протоколом (приложение 1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение 2). Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы. Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов - установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами. Перечень профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

В соответствии с положениями раздела 5 ГОСТ СССР Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ) руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие на предприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом: с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке; с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов; с производственным травматизмом и профзаболеваемостью; с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом. Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года, если эти сроки не противоречат установленным специальными правилами требованиям. Руководители предприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители), главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны труда проходят периодическую проверку знаний в порядке, установленном вышестоящей организацией. Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов. Перед очередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии, в учебном заведении, и утвержденными его руководителем (главным инженером). Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующие экзаменационные комиссии.

Из представленных суду документов усматривается, что вина ООО «Жилищная инициатива-5» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ полностью подтверждается: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому были выявлены нарушения требований трудового законодательства в ООО «Жилищная инициатива-5», в том числе выразившееся в том, что проведение предварительных медицинских осмотров осуществляется за счет средств работников по найму; работодателем не заключен договор с медицинской организацией (имеющей лицензию на указанный вид деятельности) на проведение предварительных медицинских осмотров работниками; ряд работников принятых в 2016 году допущены к самостоятельной работе без прохождения медицинских осмотров в установленном порядке; ряд должностных лиц не прошли обучение с последующей проверкой знаний требований охраны труда, чем нарушены р.5 ГСОТ 12.0.004-90; к проверке соблюдения порядка обучения и проверки знаний требований ОТ работников профессий и видов работ повышенной опасности предоставлены протоколы проверки знаний по за период 01-ДД.ММ.ГГГГ, при этом ряд работников профессий и видов работ повышенной опасности, принятых после ДД.ММ.ГГГГ не прошли обучение с последующей проверкой знаний требований безопасности труда в установленном порядке; протоколом об административном правонарушении -ПП/2016-1248/99/117/7 от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием -ПП/2016-1/248/99/117/4 от ДД.ММ.ГГГГ; решением Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей старшего инспектора по кадрам ООО «Жилищная инициатива-5» ФИО3 и инженер по охране труда ООО «Жилищная инициатива -5» ФИО4, которые при допросе показали, что предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся за личные счет самих лиц, поступающих на работу, также свидетель ФИО4 пояснил, что на момент проверки только у директора не было документа, подтверждающего прохождение знаний по охране труда, данное удостоверение было получено последним в ноябре 2016 года.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, не доверять которым у суда не было оснований, получены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Жилищная инициатива-5» в нарушении трудового законодательства Российской Федерации и совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

К документам, представленных ООО «Жилищная инициатива -5» суд относится критически и приходит к выводу, что данные документы не являются основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действия состава административного правонарушения, по следующим основаниям.

В качестве доказательства соблюдения требований ст.ст.22,212,213 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, о том, что проведение предварительных медицинских осмотров осуществляется за счет средств работников по найму и работодателем заключен договор с медицинской организацией (имеющей лицензию на указанный вид деятельности) на проведение предварительных медицинских осмотров работниками суду представлен договор заключенный ООО «Жилищная инициатива-5» с ООО МСЧ «Здоровье» от ДД.ММ.ГГГГ, который, равно как и медицинские заключения о прохождении предварительных медицинских осмотров в отношении ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, в ходе проверки предоставлены не были. Пояснения представителя юридического лица о том, что данные документы находятся у работников, считаю несостоятельным, поскольку согласно примечанию в заключении, данный документ передается работодателю и приобщается к личному делу работника. При проведении плановой выездной проверки данные документы инспектору представлены не были, в связи с чем им правомерно был сделан вывод о нарушении обществом требований трудового законодательства. Представленные документы об оплате счетов-фактур, выставленных к оплате обществу ООО «МСЧ – Здоровье» невозможно идентифицировать как оплату именно предварительных медицинских осмотров. Кроме того, факт прохождения предварительных медицинских осмотр за счет средств лиц, поступающих на работу подтвержден в судебном заседании свидетельскими показаниями ФИО3 и ФИО4

К представленным протоколам проверки знаний, подписанных председателем и членами комиссии, суд также относится критически, поскольку в ходе проведенной плановой выездной проверки государственному инспектору были представлены протоколы проверки знаний требований охраны труда в отношении должностных лиц и работников рабочих профессий в количестве 10 единиц от ДД.ММ.ГГГГ на 44 работников, данными протоколами определяются объем проверяемых знаний по охране труда как «знания по охране труда и знания безопасных методов и приемов выполнения работ», всем протоколам присвоен , при этом сами программы обучения должностных лиц к проверке представлены не были, в ходе проведения проверки были представлены протоколы об устранении нарушений в отношении всех лиц, за исключением генерального директора Горбунова. Удостоверение о проведении проверки знаний требований охраны труда выдано ОООО «Учебно–курсовой комбинат «Агрострой» ДД.ММ.ГГГГ. При этом, суд отмечает, согласно некоторым из представленных протоколов работники, принятые на работу позднее, прошли проверку знаний ранее принятых работников, что также вызывает сомнение в том, что данные, изложенные в указанных протоколах соответствуют действительности. Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями государственного инспектора Государственной инспекции труда в <адрес> РФИО1, так и его черновиками, использованными при проведении проверки.

При назначении наказания в полной мере учтены обстоятельства, характер и степень общественной опасности правонарушения, в том числе и данные об частичном устранении нарушений трудового законодательства, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи, с учетом обстоятельств дела и степени опасности допущенных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление Государственной инспекции труда в <адрес>-ПП/2016-1/248/99/1117/21 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Жилищная инициатива -5» оставить без изменения, а жалобу ООО «Жилищная инициатива-5» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья подпись ФИО10

Копия верна.

Судья ФИО10