НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область) от 07.02.2024 № 2-4914/2023

Гражданское дело № 2-922/2024

УИД: 68RS0001-01-2023-005385-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2024 года г.Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Анохиной Г.А.,

при секретаре Селиванове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова Олега Валерьевича к ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Лукьянов О.В. обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), в котором просит:

-взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.;

-взыскать с ответчика штраф в размере 50 % суммы, присужденной судом в пользу истца.

В обоснование иска указал, что истец приобрел электронный билет на 01.09.2023 г. на поезд №739 «Мичуринск-Москва», общей стоимостью 1173, 80 руб. Договором было предусмотрено прибытие поезда в г.Москва 01.09.2023 г. в 22 часа 46 минут, фактически поезд прибыл 02.09.2023 г. в 00 часов 35 минут.

Истцом по вопросу нарушения срока прибытия поезда в адрес ответчика была направлена досудебная претензия с просьбой выплатить компенсацию морального вреда в добровольном порядке, на которую получен ответ об отказе в удовлетворении требований.

Истцу выплачены штраф и неустойка за нарушение сроков оказания услуги в размере 33,70 руб. и 458, 20 руб.

Лукьяненко О.В. ссылается на то, что в результате нарушения срока прибытия поезда в место назначения он испытал страх и стресс, дума, что происходит террористический захват. Он брал в поездку продукты питания из расчета времени пребывания в поездке согласно билету. Также вследствие задержки поезда его не дождались встречающие его родственники, и он вынужден был добираться до дома на такси, из-за чего вынужден был ночью беспокоить знакомых и просить денежные средства у них, поскольку у него отсутствовали денежные средства. Он испытал негативные эмоции, переживания, у него появилась бессонница.

Заочным решением суда от 20.11.2023 г. исковые требования Лукьянова О.В. к ОАО «РЖД» были удовлетворены в полном объеме.

Определением суда от 21.12.2023 г. заочное решение суда было отменено, производство по делу возобновлено.

Протокольным определением суда от 22.01.2024 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК»).

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Лукьянова О.В.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2).

Согласно ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договра перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа грузобагажными квитанциями.

В соответствии со ст.82 Федерального закона №18-ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж уполномоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа – его провоз, а отправители грузобагажа провоз грузобагажа.

Согласно ст. 792 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Статьей 793 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В силу п. 1 ст. 795 Гражданского кодекса РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных, средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Статьей 110 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

При этом основанием для освобождения перевозчика от выплаты денежной компенсации является не любое устранение угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, а только такое, когда неисправность возникла не по вине перевозчика и не могла быть им выявлена заранее при должной осмотрительности.

В силу положений ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (ч. 1). При отсутствии в договоре условий, о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (ч. 2).

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (который распространяется на указанные правоотношения между организацией-застройщиком и физическим лицом, приобретающим жилое помещение для личных нужд) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда не зависит от возмещения имущественного вреда.

С 01.04.2010 г. на основании Постановления Правительства РФ от 18.05.2001 г. №384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» было создано АО «ФПК» для осуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании.

Между ОАО «РЖД» и АО «ФПК» заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования от 31.03.2010 г. №252, согласно которому владелец инфраструктуры ОАО «РЖД» обязуется оказывать перевозчику АО «ФПК» услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирский поездах дальнего следования на условиях настоящего договора, предоставлять во временное пользование локомотивы и оказывать своими силами услуги по управлению локомотивами и по их технической эксплуатации, а перевозчик обязуется принять и оплатить указанные услуги.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукьяновым О.В. был приобретен электронный проездной билет на поезд №739 сообщением "Воронеж - Москва" с отправлением из г.Мичуринска 01.09.2023 в 18 часов 19 минуты и прибытием в г. Москву 01.09.2023 в 22 часа 46 минут.

Согласно данным электронного проездного билета перевозчиком являлось АО «ФПК» в лице московского филиала.

Согласно ответу АО «ФПК» от 25.09.2023 г. на претензию Лукьянова О.В., адресованную ОАО «РЖД», скоростной поезд №739 сообщением «Воронеж-Москва» отправлением 01.09.2023 г. прибыл в Москву с опозданием на 1 час. 27 мин. по причине неисправности локомотива. Также в ответе указано, что в связи с задержкой поезда пассажиру полагается денежная компенсация в размере 50 % от стоимости проезда (билет + плацкарта, без учета сервисных услуг).

Согласно платежным поручениям №901002, №901003 от 20.10.2023 г. АО «ФПК» выплатило истцу компенсации за опоздание поезда № 739, то есть за нарушение сроков оказания услуги в размере 33,70 руб. и 458, 20 руб. (л.д.5).

Таким образом, факт нарушения прав потребителя Лукьянова О.В. на получение услуги по перевозке пассажира надлежащего качества считается установленным.

Суд, принимая во внимание то, что услуга по перевозке пассажира железнодорожным транспортом оказывалась Лукьянову О.В. АО «ФПК», приходит к выводу о том, что лицом, виновным в нарушении прав потребителя является АО «ФПК», с которого в пользу Лукьянова О.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Учитывая характер причиненных нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, оценивая фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, учитывая требования разумности и справедливости, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в размере 1000 руб.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и объем причиненных потребителю нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, а также последствия и неудобства, которые истец испытывал в связи с задержкой поезда.

Ссылка представителя АО «ФПК» в ответе на претензию Лукьянова О.В. на неисправность локомотива, как причину опоздания прибытия поезда, не исключает ответственности перевозчика перед потребителем за оказание услуги ненадлежащего качества, поскольку отсутствуют доказательства того, что неисправность локомотива не могла быть выявлена АО "ФПК" до отправления поезда, и данная причина опоздания поезда относится к предпринимательским рискам АО "ФПК" при осуществлении хозяйственной деятельности

Абзацем 1 п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб. (50 % от присужденных судом денежных средств).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения исковых требований Лукьянова О.В. за счет ОАО «РЖД» не имеется.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лукьянова Олега Валерьевича удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Лукьянова Олега Валерьевича компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 500 руб.

Взыскать АО «Федеральная пассажирская компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований и исковых требований к ОАО «Российские железные дороги» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Тамбова.

Судья подпись Г.А.Анохина

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2024 года

Судья подпись Г.А.Анохина

Копия верна.Судья: Г.А.Анохина