Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Зинченко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю к Пеньковой Е. Г. о взыскании НДФЛ и обязанности сдать уточненную декларацию,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю обратились в суд с административным иском (впоследствии измененным в порядке ст. 46 КАС РФ) к Пеньковой Е.Г. о взыскании НДФЛ и обязанности сдать уточненную декларацию, обосновав свой иск тем, что в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога (ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога (ст. 45 НК РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. В силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В связи со сдачей Пеньковой Е.Г. налоговой декларации за 2011 год, за 2012 год от ДД.ММ.ГГГГ по форме 3- НДФЛ. ДД.ММ.ГГГГ была начата камеральная проверка, которая окончилась ДД.ММ.ГГГГ. После чего ответчиком представлено в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> заявление о возврате переплаты по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 34223 рублей. Проверив предоставленные материалы, было установлено, что в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика на дату принятия решения указанная переплата имелась, в связи, с чем были приняты решение о возврате № от ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства в сумме 34 223 руб. были перечислены Инспекцией на лицевой счет заявителя № в Северо-Кавказском банке ОАО «Сбербанк России». Так же налогоплательщиком в Инспекцию представлены заявления о подтверждении права на имущественный вычет от ДД.ММ.ГГГГ за 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ была начата камеральная проверка, которая окончилась ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ за 2013 года. ДД.ММ.ГГГГ была начата камеральная проверка, которая окончилась ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ за 2014 года. ДД.ММ.ГГГГ была начата камеральная проверка, которая окончилась ДД.ММ.ГГГГ. С целью исключения случаев необоснованного возврата налога на доходы физических лиц Межрайонная ИФНС России № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратилась с запросом в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») о том, за счет каких денежных средств производится погашение по кредитному договору №-ви от ДД.ММ.ГГГГ, и в полном ли объеме происходит погашение обязательств по данному кредитному договору за счет бюджетных средств в рамках договора № «Целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту» от ДД.ММ.ГГГГ. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № НИС-2/1/3196 ФГКУ «Росвоенипотека» сообщило следующее: «Погашение обязательств по кредитным договорам вышеуказанных участников НИС (основной долг и проценты) производится ФГКУ «Росвоенипотека» в полном объеме за счет средств федерального бюджета». В соответствии с пунктом 1 статьи 5 главы II Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, 19 июня, 7 августа, ДД.ММ.ГГГГ, 26 июля, ДД.ММ.ГГГГ, 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, ДД.ММ.ГГГГ, 11 ноября, ДД.ММ.ГГГГ, 26 апреля, 20 июля, 22 августа, ДД.ММ.ГГГГ, 22 апреля, ДД.ММ.ГГГГ, 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, ДД.ММ.ГГГГ, 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, ДД.ММ.ГГГГ, 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября. 8 ноября, 1, ДД.ММ.ГГГГ, 9 февраля, 14 марта, ДД.ММ.ГГГГ) военнослужащие находятся под защитой государства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так как военнослужащий полностью обеспечивается за счет средств федерального бюджета, и в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, о чем подтверждает пп. 3 п. 2 статьи 11 главы 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. В случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника. В соответствии с п. 8 ст.3 главы 1 Федерального закона № 117-ФЗ денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и в установленных настоящим Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. Согласно п. 2 ст. 15 главы 2 Федерального закона № 117-ФЗ при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, начиная со дня увольнения, по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. В силу п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них. Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы). Заявитель согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел квартиру стоимостью 2050 000 рублей у ФИО4. Согласно договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ п. 3 пп. 3.1.2., 3.1.3, 3.1.4 (порядок расчетов между сторонами) сказано: часть суммы в размере 120 673,80 руб. в счет уплаты за приобретаемую квартиру, расположенную по адресу: <адрес> выплачивается за счет собственных средств, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств; часть суммы в размере 1 422 852 рублей в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору в безналичном порядке путем перечисления денежных средств; часть суммы в размере 506 474,20 руб. в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет предоставляемого целевого жилищного займа в безналичном порядке путем перечисления денежных средств. Целевой жилищный заем предоставляется участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О создании федерального учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, Пенькова Е.Г. могла воспользоваться имущественным налоговым вычетом на сумму не более 120 673.80 руб. (120 673,80 * 13 % = 15 688 рублей). Пеньковой Е.Г. в Октябрьскую налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), в которой была заявлена сумма фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение объекта (без учета процентов по займам (кредитам)), но не более предельного размера имущественного налогового вычета в размере 120 673,80 рублей. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике. На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона №117-ФЗ установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования). Статьей 15 Федерального закона № 117-ФЗ установлено, что погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных Федеральным законом № 117-ФЗ. Таким образом, из вышеизложенного следует, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами заявителем, как участником накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета. Заявителем каких-либо документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет погашения кредита и уплаты процентов по кредитному договору, не представлено. Основанием для уплаты аккредитива является договор купли-продажи квартиры, в котором указано, что квартира приобретается за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом. Таким образом, неправомерно были заявлен имущественный вычет и возвращен налог в сумме 200 657,90 рублей Пеньковой Е.Г., поскольку расходы на приобретение квартиры заявителем понесены не за счет личных денежных средств. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета. Следовательно, неправомерно были заявлен имущественный вычет и возвращен налог в сумме 184 969,90 рублей Пеньковой Е.Г., поскольку расходы на приобретение квартиры понесены не за счет личных денежных средств. Учитывая вышеизложенное, право на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры было заявлено ответчиком необоснованно и в результате таких действий ответчиком неправомерно получен из бюджета налог на доходы физических лиц в сумме 184 969,90 рублей. Указанная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в Письме ФНС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-4-3/5716@, в Решении ФНС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в апелляционных определениях Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N33-15397/2015; от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 11-7739/2015; от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Инспекция не имела возможности достоверно выявить источник погашения, так как возможность запрашивать сведения о лицевых счетах появилась только с июля 2014 года согласно ст. 86 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ). Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ№ было направлено уведомление о возврате неправомерно заявленного и возмещенного НДФЛ, с просьбой по истечении 3 календарных дней со дня получения данного письма в соответствии со ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за 2011- 2014 г. г. и уплатить излишне возмещенный налог на доходы физических лиц. Однако по настоящий момент Пеньковой Е.Г. не представлены уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011-2014 г. г., а излишне возмещенный налог на доходы физических лиц не уплачен. В добровольном порядке требования Инспекции не исполнены. Просили суд обязать ФИО1 представить в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2011-2014 годы, в которых должно быть отражено уменьшение ранее возмещенного из бюджета налога в общей сумме 184 969,90 рублей, взыскать в бюджет государства с Пеньковой Е. Г. излишне возмещенный налог на доходы физических лиц в размере 184 969,90 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по доверенности ФИО5 поддержала административный иск по основаниям, изложенным в письменном виде с учетом изменений, просила административный иск удовлетворить в полном объеме. По доводу ответчика о том, что налоговым органом пропущен срок взыскания по налогу на доходы физических лиц пояснила, что согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Налоговый орган не имел возможности достоверно выявить источник погашения, так как возможность запрашивать сведения о лицевых счетах появилась только с июля 2014 года согласно ст. 86 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ).
В судебном заседании административный ответчик Пенькова Е.Г. не согласилась с предъявленными к ней требованиями и пояснила, что действующим законодательством о налогах и сборах допускается получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в случае приобретения налогоплательщиком объекта недвижимости за счёт заёмных средств. Согласно договора купли - продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ею была приобретена квартира стоимостью 2 050 000 рублей у ФИО4, согласно п. 3 которого расчеты между покупателем и продавцом производятся в следующем порядке: 3.1.1. денежная сумма в размере 2 050 000 (два миллиона пятьдесят тысяч рублей) в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается покупателем за счет собственных средств покупателя, за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору и за счет средств целевого жилищного займа предоставляемого по договору целевого жилищного займа в следующем порядке: 3.1.2. часть суммы в размере 120 673,80 (сто двадцать тысяч шестьсот семьдесят три рубля 80 копеек) в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет собственных средств, что подтверждается распиской о частичной оплате денежными средствами по договору купли - продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; 3.1.3. часть суммы в размере 1 422 852,00 (один миллион четыреста двадцать две тысячи восемьсот пятьдесят два рубля) в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№-ви, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№; 3.1.4.часть суммы в размере 506 474,20 (пятьсот шесть тысяч четыреста семьдесят четыре рубля 20 копеек) в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет средств целевого жилищного займа предоставляемых по договору целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с положениями ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации ею, для получения налогового вычета за 2011 год в 2012 году, была подана налоговая декларация о доходах (форма 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога на доходы, подлежащая возврату из бюджета 15688 (пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь рублей), что равно 13 % от суммы уплаченных ею собственных денежных средств (120 673,80 руб.). Данная декларация была принята для камеральной проверки сотрудниками налоговой службы, которые, ссылаясь на письмо Министерства финансов от ДД.ММ.ГГГГ№-/7-59, которым они руководствовались на тот момент, сообщили о ее праве на получение налогового вычета также и с суммы, уплаченной в счет оплаты стоимости квартиры за счет ипотечного кредита, которые можно, в соответствии с указанным документом, отнести к доходам от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. После этого ею была подана уточненная декларация, где сумма фактически произведенных расходов на приобретение квартиры была увеличена на сумму предоставленного ипотечного кредита, соответственно сумма налога на доходы за 2011 год, подлежащая возврату из бюджета, стала 47 817,00 (сорок семь тысяч восемьсот семнадцать рублей), что равнялось 13 % от суммы доходов, полученных ею в 2011 году, что подтверждалось справкой 2-НДФЛ за 2011 год. По результатам камеральной проверки данных, содержащихся в декларации, которая продолжалась 3 месяца, было принято решение о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 47 817 рублей. В июне 2012 года указанные средства были перечислены на ее счет в Северо-Кавказском банке Сбербанка России. В дальнейшем ею было подано заявление в Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> о подтверждении ее права на имущественный налоговый вычет в 2012 году по месту службы. После камеральной проверки представленных документов, данное право было подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого ей в 2012 году был предоставлен вычет в сумме 18 814 рублей. В марте 2013 года ею в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год на сумму 34 223 рубля, в отношении которой также проводилась камеральная проверка, по окончании которой было принято решение о возврате и перечислении на ее расчетный счет, открытый в Северо-Кавказском банке Сбербанка России, денежных средств в сумме 34 223 рублей. Также в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> были поданы заявления на подтверждение права на получение имущественного вычета в 2013 - 2014 году на сумму 767 712 рублей 09 копеек, в отношении которых также проводились камеральные проверки, по результатам которых были приняты положительные решения, и право на получение имущественного вычета подтверждено налоговым органом. При подаче налоговых деклараций, она руководствовалась исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации и действовала в соответствии с его нормами. Таким образом, в течение 4-х лет (с 2011 по 2014 г.г.) налоговая служба, после проведения юридически значимых действий - проведения по ее заявлениям камеральных налоговых проверок и изданием по итогам данных проверок решений о правомерности получения налогового вычета подтверждала права на получение налогового вычета. Проверка проводилась должностными лицами ФНС имеющими достаточный опыт правоприменения налогового законодательства и на момент проверок правонарушением не считалось. Ни одно решение налогового органа о возврате излишне уплаченного налога на доходы и о подтверждении права на имущественный вычет никем не обжаловано и не отменено. Инспекция заявляет о том, что не имела возможности достоверно выявить источник погашения, так как такая возможность появилась только с июля 2014 года, но не говорит о том, что все источники погашения перечислены в договоре купли - продажи квартиры, кредитном договоре и договоре целевого жилищного займа, копии которых ежегодно прилагались ею к заявлениям на получение имущественного налогового вычета. Так же возможность сделать запрос в ФГКУ «Росвоенипотека» существовала всегда, но сделан данный запрос был лишь ДД.ММ.ГГГГ. Более того, заявляя о неправомерности получения ею налогового вычета, истец фактически оспаривает законность своих собственных действий, таких как вынесение положительных решений по результатам проведения камеральных проверок налоговых деклараций и решений о возврате подоходного налога. В соответствии с вышеизложенным, а также по причине пропуска срока исковой давности в отношении сумм возврата 2011 - 2012 года в соответствии со статьей 196 ГК РФ, считает исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании НДФЛ и обязанности сдать уточненную декларацию незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и в их совокупности приходит к следующим выводам.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы (оспорены) в суд.
Рассмотрение возникших между сторонами по настоящему делу правоотношений осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с ДД.ММ.ГГГГ по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 3 КАС РФ, настоящее дело относится к административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик Пенькова Е.Г. является собственником квартиры, площадью 64,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Указанная квартира приобретена административным ответчиком на основании договора купли - продажи недвижимости, заключенного с ФИО4. Согласно п. 1.4. договора, квартира приобретается покупателем у продавца за 2 050 000 рублей.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что квартира приобретается покупателем за счет: средств целевого жилищного займа; кредитных средств; собственных средств покупателя.
Согласно п. 3 договора расчеты между покупателем и продавцом производятся в следующем порядке: 3.1.1. денежная сумма в размере 2 050 000 рублей в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается покупателем за счет собственных средств покупателя, за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору и за счет средств целевого жилищного займа предоставляемого по договору целевого жилищного займа в следующем порядке: 3.1.2. часть суммы в размере 120 673 рубля 80 копеек в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет собственных средств, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств с текущего счета заемщика №, открытом на имя Пеньковой Е.Г. в филиале Южный Банка ИТЮ (ОАО) на банковский счет продавца №, открытый в Северо-Кавказском банке СБ РФ <адрес> в течении пяти дней после государственной регистрации договора и получения покупателем свидетельства о государственной регистрации права покупателя на квартиру; 3.1.3. часть суммы в размере 1 422 852,00 рублей в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№-ви в безналичном порядке путем перечисления денежных средств с текущего счета заемщика Пеньковой Е.Г. на банковский счет продавца в течение пяти дней после государственной регистрации договора и получения покупателем свидетельства о государственной регистрации права покупателя на квартиру; 3.1.4. часть суммы в размере 506 474 рубля 20 копеек в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается за счет средств целевого жилищного займа предоставляемых по договору целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как установлено судом, вышеуказанные суммы денежных средств в счет уплаты стоимости приобретаемой Пеньковой Е.Г. квартиры были перечислены на счет продавца, что подтверждается распиской о частичной оплате денежными средствами в размере 120673,80 рублей по договору купли - продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 1929326,20 рублей.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что квартира оплачена покупателем в полном объеме, в том числе с использованием собственных денежных средств.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГПеньковой Е.Г. для получения налогового вычета за 2011 год была подана налоговая декларация о доходах (форма 3-НДФЛ), согласно которой сумма налога на доходы, подлежащая возврату из бюджета составила 15 688 рублей, что равнялось 13 % от суммы уплаченных ею собственных денежных средств за приобретение жилья (120 673,80 рублей).
После принятия декларации была проведена камеральная проверка сотрудниками инспекции и сообщено о праве Пеньковой Е.Г. на получение налогового вычета от суммы 367827 рублей, что равнялось 13 % от суммы доходов, полученных ею в 2011 году, что подтверждалось справкой 2-НДФЛ за 2011 год, т.е. сумма фактически произведенных расходов на приобретение квартиры была увеличена на сумму предоставленного ипотечного кредита, соответственно, сумма налога на доходы за 2011 год, подлежащая возврату из бюджета составила 47 818 рублей.
ДД.ММ.ГГГГПеньковой Е.Г. подана налоговая декларация за 2011 год, из которой следует, что общая сумма налога, исчисленная к уплате и подлежит возврату из бюджета, составляет 47818 рублей.
По результатам камеральной проверки данных, содержащихся в уточненной декларации, инспекцией было принято решение о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 47 818 рублей. В июне 2012 года указанные средства были перечислены на ее счет в Северо-Кавказском банке Сбербанка России.
То обстоятельство, что денежная сумма в размере 47818 рублей фактически возращена Пеньковой Е.Г. в 2012 году, что не отрицалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению Пеньковой Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ№ о подтверждении ее права на имущественный налоговый вычет в 2012 году по месту службы, инспекцией ДД.ММ.ГГГГ направлено в ее адрес № о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ за 2012 год в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов в сумме 1632172 рублей, предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Судом установлено и не отрицалось административным истцом, что в 2012 году Пеньковой Е.Г. был предоставлен имущественный вычет в размере 18814 рублей.
ДД.ММ.ГГГГПеньковой Е.Г. в инспекцию была представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2012 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 34223 рублей, что следует также из справки о доходах физического лица за 2012 год.
Из докладной записки отдела камеральных проверок № Инспекции следует, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на доходы за 2012 год Пеньковой Е.Г. подтверждено право на имущественный (социальный) налоговый вычет в размере 34223 рублей.
На основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ инспекцией принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о возврате и перечислении на ее расчетный счет, открытый в Северо-Кавказском банке Сбербанка России, денежных средств в сумме 34 223 рубля.
Кроме того, из материалов дела следует, что в инспекцию Пеньковой Е.Г.ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№ были поданы заявления на подтверждение права на получение имущественного вычета в 2013 - 2014 году на сумму 767 712 рублей 09 копеек и 212912 рублей 09 копеек, соответственно. По результатам проведенных проверок уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право Пеньковой Е.Г. на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ и подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Между тем, как установлено судом, в соответствии со ст. 31 НК РФ инспекция ДД.ММ.ГГГГ обратилась с запросом в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») о предоставлении информации о сумме целевого жилищного займа, предоставленного из федерального бюджета военнослужащему – участнику НИС для приобретения жилья Пеньковой Е.Г. на погашение первоначального взноса по договору целевого жилищного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, а также информацию за счет каких источников денежных средств производится погашение кредита и процентов по кредитному договору №-ви от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ исх. № НИС-2/1/3196 ФГКУ «Росвоенипотека» за счет средств федерального бюджета Пеньковой Е.Г. предоставлен ЦЖЗ для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита в размере 1451410,08 рублей. В дальнейшем ежемесячные платежи в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту будут производиться ФГКУ «Росвоенипотека» согласно графику в размере 1/12 годового накопительного взноса на одного участника НИИС, устанавливаемого ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ исх. №Пеньковой Е.Г. направлено уведомление о возврате неправомерно заявленного и возмещенного НДФЛ, с просьбой по истечении 3 календарных дней со дня получения данного письма в соответствии со ст. 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за 2011- 2014 г. г. и добровольно возвратить в бюджетную систему налог на доходы физических лиц.
Однако до настоящего времени Пеньковой Е.Г. не представлены уточненные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2011-2014 годы, а излишне возмещенный налог на доходы физических лиц не возвращен.
Полагая, что Пеньковой Е.Г. неправомерно был заявлен имущественный вычет и возвращен налог в сумме 184 969,90 рублей, поскольку расходы на приобретение квартиры понесены не за счет личных денежных средств, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административные исковые требования инспекции, суд полагает доводы административного истца основанными на правильном толковании норм материального права, регулирующего спорные вопросы, а требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога (ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога (ст. 45 НК РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В соответствии с п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Согласно п. 1 ст. 5 главы II Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) военнослужащие находятся под защитой государства.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так как военнослужащий полностью обеспечивается за счет средств федерального бюджета, и в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, о чем подтверждает пп. 3 п. 2 статьи 11 главы 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. В случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.
Согласно п. 8 ст. 3 главы 1 Федерального закона № 117-ФЗ денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной и в установленных настоящим Федеральным законом случаях безвозмездной или возмездной основе уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
Согласно п. 2 ст.15 главы 2 Федерального закона № 117-ФЗ при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, начиная со дня увольнения, по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Пенькова Е.Г. приобрела квартиру по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 2050 000 рублей, из которых часть суммы в размере 120 673,80 рублей в счет уплаты за счет собственных средств в безналичном порядке путем перечисления денежных средств; а части суммы в размере 1 422 852 рублей выплачены за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по кредитному договору в безналичном порядке путем перечисления денежных средств и в размере 506 474,20 рублей выплачены за счет предоставляемого целевого жилищного займа в безналичном порядке путем перечисления денежных средств.
Целевой жилищный заем предоставляется Участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О создании федерального учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника, именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования).
Статьей 15 Федерального закона № 117-ФЗ установлено, что погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных Федеральным законом № 117-ФЗ.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрены случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами заявителем, как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета.
В материалы дела Пеньковой Е.Г. не представлено документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет погашения кредита и уплаты процентов по кредитному договору.
Судом установлено, что основанием для уплаты аккредитива является договор купли-продажи квартиры, в котором указано, что квартира приобретается за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом.
При таком положении, поскольку средства федерального бюджета были предоставлены Пеньковой Е.Г. на безвозмездной основе и возврат данных средств заявителем не осуществлялся, доказательства исполнения ею обязательств, связанных с приобретением квартиры в полном объеме за счет личных средств, то есть фактического несения ею при этом расходов, отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика не возникло право на получение налогового вычета в размере 184969,90 рублей, т.к. такое право закон прямо связывает с затратами налогоплательщика.
В силу действующего налогового законодательства Пенькова Е.Г. имела право воспользоваться имущественным налоговым вычетом на сумму не более 120673,80 рублей, что составило: 120673,80 * 13 % = 15 688 рублей.
Следовательно, Пенькова Е.Г. обязана представить в инспекцию уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2011 – 2014 годы с учетом выводов суда.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы. Согласно названной норме права процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования.
Общий срок исковой давности в три года установлен ст. 196 ГК РФ. Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как установлено судом, в 2011 году Пеньковой Е.Г. возвращен имущественный налоговый вычет в размере 47818 рублей, в 2012 году – в размере 18814 рублей, в общей сумме 66632 рублей.
В судебном заседании административным ответчиком заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности по требованию о возврате сумм НДФЛ в сумме 66632 рубля.
Возражая против заявленного ходатайства, стороной административного истца приведены следующие доводы. Налоговым органом пропущен срок взыскания по налогу на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, поскольку налоговый орган не имел возможности достоверно выявить источник погашения, так как возможность запрашивать сведения о лицевых счетах появилась только с июля 2014 года согласно ст. 86 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ).
Суд считает данные доводы не заслуживающими внимания, поскольку как достоверно установлено в судебном заседании, источники оплаты стоимости приобретенной Пеньковой Е.Г. недвижимости и погашения перечислены в самом тексте договора купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, кредитном договоре №-ви от ДД.ММ.ГГГГ, и в договоре целевого жилищного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, копии которых ежегодно прилагались административным ответчиком к заявлениям на получение имущественного налогового вычета и имеются у административного истца
Суд полагает, что в настоящем деле ссылка административного истца на положения ст. 86 НК РФ, предусматривающей обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков необоснованна, доказательств направления соответствующего запроса в ФГКУ «Росвоенипотека» до ДД.ММ.ГГГГ и получения отрицательного ответа со ссылкой на невозможность предоставления такой информации, суду административным истцом не представлено.
Иных доводов в обоснование уважительности причин пропуска срока исковой давности по заявленному требованию о взыскании задолженности по излишне выплаченному налоговому имущественному вычету в размере 66632 рублей, административным истцом не приведено. Доказательств не представлено.
В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности по указанному требованию, что влечет отказ в иске в данной части.
Таким образом, с Пеньковой Е.Г. подлежит взысканию в бюджет государства излишне возмещенный НДФЛ в размере 118 337,90 рублей.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности Пеньковой Е.Г. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом ст. 333.19 НК РФ составляет 3566 рублей 76 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю к Пеньковой Е. Г. о взыскании НДФЛ и обязанности сдать уточненную декларацию, - удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 представить в Межрайонную ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю уточненные декларации по форме 3-НДФЛ за 2011-2014 годы.
Взыскать с Пеньковой Е. Г. в бюджет государства излишне возмещенный налог на доходы физических лиц в размере 118337 рублей 90 копеек.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю к Пеньковой Е. Г. о взыскании в бюджет государства излишне возмещенный налог на доходы физических лиц в размере 66632 рубля – отказать.
Взыскать с Пеньковой Е. Г. государственную пошлину в доход государства в размере 3 566 рублей 76 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2016 года.
Судья А.И.Эминов