НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 21.07.2023 № 2-1964/2023

УИД: 26RS0-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием истца ФИО1,

ответчика в лице ФИО2 Управления ФНС по <адрес> по доверенности ФИО6,

ФИО2 МИФНС по <адрес> по доверенности ФИО7,

ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ФНС по <адрес>, ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, МИФНС по <адрес> о восстановлении срока для обращения за выплатой излишне уплаченных денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению ФНС по <адрес>, ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, МИФНС по <адрес> о взыскании денежных средств и морального вреда, впоследствии исковые требования уточнил, также просил о восстановлении срока для обращения за выплатой излишне уплаченных денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что с него были взысканы денежные средства, согласно платежных поручений 50% с пенсии в сумме 17643 рублей, но позднее оказалось, что указанная сумма взыскана неверно и при сверке числится, как переплата. На его заявления о возврате поступают отказы от налоговых органов, при этом он подтверждает переплату. Просит суд, взыскать в его пользу сумму 17643 рублей и взыскать за использование незаконно взысканных средств материальный вред в сумме 17643 рублей, а также взыскать в его пользу моральный вред в сумме 100000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании свои исковые требования уточнил, отказался от исковых требований в части: взыскания материального вреда за использование незаконно взысканных средств в сумме 17643 рублей, взыскания морального вреда в размере 100000 рублей, о чем собственноручно написал заявление об отказе от части исковых требований, указав, что последствия прекращения производства по делу ему известны и понятны. При этом просил суд: восстановить ему срок для подачи в ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств (страховых взносов) в сумме 17643 рублей и взыскать указанные средства.

ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>ФИО5 (привлечены к участию в деле определением Октябрьского районного суда <адрес> от 23. 06. 2023) в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований в части взыскания денежных средств, против удовлетворения исковых требований, в части восстановления срока для подачи в ФИО2 пенсионного и социального страхования заявления об излишне уплаченных денежных средств не возражал. При этом, ответчик представил письменные возражения на иск в котором указал, что согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ИНН <данные изъяты>, регистрационный ). До ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный ФИО2 Российской Федерации, ФИО2 социального страхования Российской Федерации, Федеральный ФИО2 обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). Начиная с 2014 года, согласно положениям статей 14 и 16 Закона № 212-ФЗ, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) определялся в следующем порядке:

в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (далее - МРОТ), и тарифа страховых взносов в органы Социального ФИО2 России (далее - СФР), увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (при этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз). В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страховых взносов, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, за 2014-2016 годы, определялся органами СФР на основании сведений о размере дохода, передаваемых налоговыми органами не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Если в установленные законодательством сроки предпринимателем не сданы в налоговые органы отчеты (декларации) о полученных доходах и информация об этом будет предоставлена в ПФР, то размер страховых взносов, подлежащих уплате за год, рассчитывается по максимальной ставке исходя из восьми МРОТ (часть 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку сведения о доходах за 2014 год в отношении ФИО1 от Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее - УФНС по СК) в установленный законодательством срок не поступили, то размер страховых взносов на ОПС, исчисленных в размере 7 МРОТ за 2014 год составил - 121 299,36 руб.

Страховые взносы за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам не позднее 31 декабря текущего календарного года, а страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим.

Поскольку уплата страховых взносов на ОПС за 2014 год ФИО1 не производилась в установленный законодательством срок, образовалась задолженность на которую в соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ были начислены пени.

В связи с этим плательщику было предъявлено Требование от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 134 486,63 руб., из них:

- 121 299,36 руб. - страховые взносы, исчисленные в размере 7 МРОТ;

- 13 187,27 руб. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на ОПС, исчисленные в размере 7 МРОТ.

Поскольку Требование от ДД.ММ.ГГГГ не было погашено в установленный для добровольной уплаты срок, ФИО2 в соответствии со статьей 20 Закона № 212-ФЗ были приняты меры по дальнейшему взысканию, путем вынесения постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление) и направления его в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N° 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи принятием Федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон N° 250-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, сведения о числящейся за ФИО1 задолженности, сложившейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и документах взыскания были переданы ФИО2 в УФНС по СК.

После ДД.ММ.ГГГГ органы СФР не осуществляют взыскание задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по ОПС и ОМС.

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы, как администраторы страховых взносов, не только осуществляют начисление страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ, но также производят взыскание задолженности, образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, начисление пеней на задолженность, в том числе образовавшуюся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании поступивших ДД.ММ.ГГГГ из УФНС по СК, сведений о доходах, полученных ФИО1 от осуществления предпринимательской деятельности в 2014 году, который составил 0,00 руб., ФИО2 произведен перерасчет обязательств за 2014 год. В целях приведения в соответствие сальдовых остатков, образовавшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в УФНС по СК ДД.ММ.ГГГГ в рамках регулярного обмены было выгружено уточненное сальдо расчетов (<данные изъяты>.хт1), в котором отражена информация об уменьшении ранее переданных обязательств, что подтверждается положительным протоколом приема.

По имеющейся в распоряжении ФИО2 информации с мая по август 2018 года <адрес> отделом службы судебных приставов, в рамках осуществления исполнительных действий в отношении ФИО1 по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, были перечислены платежи в счет погашения задолженности по пеням, начисленным на задолженность по страховым взносам на ОПС, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 17645,64 руб.

Органы СФР не располагают информацией об основаниях взыскания налоговыми органами пеней по Постановлению, поскольку данный функционал передан налоговым органам.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ администраторами доходов бюджета по страховым взносам на ОПС и ОМС является налоговый орган, органы СФР располагают информацией о состоянии расчетов с плательщиком только на ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, у органов СФР отсутствовала правовая возможность направления в службу судебных приставов заявления об отмене мер взыскания по постановлению СФР от ДД.ММ.ГГГГ.

По вопросу возврата излишне взысканных сумм пеней на ОПС, ответчик указал, что. в соответствии со статьей 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате (отказе в возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение), принимается органами СФР.

ФИО1 обращался в ФИО2 с заявлениями о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Заявление о возврате) на сумму 14846,91 руб.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению о возврате страховых взносов на ОПС от ДД.ММ.ГГГГ (а не пеней на ОПС, по которым фактически числилась переплата) ФИО2 было принято Решение об отказе в возврате от ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ-Р в связи с отсутствием излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в заявленном размере за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, так как Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> не подтверждена сумма денежных средств, подлежащая возврату, указанная в заявлении.

По заявлению о возврате пеней на ОПС от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было принято Решение об отказе в возврате от ДД.ММ.ГГГГ N° 2/ДД.ММ.ГГГГ-Р в связи с истечением трехлетнего срока для подачи заявления со дня уплаты суммы, указанной в заявлении плательщика, на основании части 7 статьи 78 НК РФ.

По Заявлению о возврате пеней на ОПС от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было принято Решение об отказе в возврате от ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ-Р в связи с истечением трехлетнего срока для подачи заявления со дня уплаты суммы, указанной в заявлении плательщика, на основании части 2 статьи 40.1 «Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Так как, переплата по пеням, указанная ФИО1 в Заявлениях о возврате от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ образовалась за счет платежей, уплаченных в 2018 году, то по состоянию на дату подачи вышеуказанных заявлений, а именно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сроки обращения за возвратом в отношении указанной суммы переплаты истекли. На основании вышеизложенного Решения об отказе в возврате ФИО2 вынесены правомерно в соответствии с действующим законодательством и являются обоснованными.

О принятых решениях заявитель был проинформирован уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № ИЛ-26-07/108107.

Кроме того. ФИО2 в ответе на обращение (от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>) проинформировало ФИО1 о том, что сроки обращения за возвратом могут быть восстановлены в судебном порядке. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N° ИЛ-26-07/108107 ФИО1 был повторно проинформирован о том, что сроки обращения за возвратом указанной переплаты могут быть восстановлены в судебном порядке.

По вопросу взыскания с ФИО2 в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсации морального вреда причиненного гражданину или юридическому лицу вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, поясняем следующее.

Со стороны органов СФР нарушений, в части исполнения совместного письма ПФР и ФНС от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> не установлено, а именно ФИО2 в УФНС по СК в соответствии с совместным письмом Федеральной налоговой службы России и Пенсионного ФИО2 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> своевременно переданы сальдовые остатки, с учетом проведенной корректировки сальдовых остатков, а также документы взыскания по имеющейся задолженности.

Так же указали, что в соответствии со ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) если: предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков; права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание; предметом спора являются однородные права и обязанности. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников. В исковом заявлении ФИО1 не отражено что конкретно нарушил или не исполнил каждый из ответчиков. Четко изложенных требований к ФИО2 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>ФИО1 не предъявляет.

ФИО2 Управления ФНС по <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в части взыскания денежных средств, против удовлетворения исковых требований, в части восстановления срока для подачи в ФИО2 заявления об излишне уплаченных денежных средств не возражал.

ФИО2 Межрайонной ИФНС России по <адрес> (привлечена к участию в деле в предварительном судебном заседании, в протокольной форме) ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в части взыскания денежных средств, против удовлетворения исковых требований, в части восстановления срока для подачи в ФИО2 заявления об излишне уплаченных денежных средств возражений не имел, полагал, что таким образом будет восстановлено право ФИО1.

В суд ответчиком представлено возражение на иск в котором указано, что при поступлении в ФИО2 ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по причине поступления денежных средств после ДД.ММ.ГГГГ на коды бюджетной классификации с главой "182", ФИО2 ПФР не позднее 2 рабочих дней после получения указанного заявления направляет в У ФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе запрос о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кода бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства (далее - Запрос). УФНС России по субъекту РФ при получении Запроса в срок не позднее 3 рабочих дней направляет в соответствующее ФИО2 ПФР запрашиваемые сведения за подписью руководителя УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе. ФИО2 ПФР в течение 2 рабочих дней после получения указанных сведений осуществляет сверку информации о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам, содержащейся в информационных ресурсах ПФР, с информацией, направленной УФНС России по субъекту РФ в рамках ответа на Запрос. В случае выявления расхождений ФИО2 ПФР и УФНС России по субъектам РФ необходимо руководствоваться рекомендациями о порядке взаимодействия ФИО2 ПФР и налоговых органов, направленными письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> УФНС России по субъекту РФ в срок не позднее 2 рабочих дней с момента получения корректировки сведений о сальдо расчетов страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, направляет в соответствующее ФИО2 ПФР подтверждение соответствия сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, сведениям, переданным ФИО2 ПФР (далее - Подтверждение), или информацию о несоответствии указанных сведений, а также уточненные суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату. Получив Подтверждение, ФИО2 ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение) и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральною закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

На основании заявления Административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ-ОПФ Пенсионного ФИО2 по Ставропольскому в адрес Межрайонной инспекции направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении переплаты в размере 14846,91 рублей. Данная сумма переплата подтверждена Межрайонной инспекции письмом от ДД.ММ.ГГГГ (копии вышеуказанных документов прилагается). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Межрайонной инспекции отсутствует сведения о принятом решении ГУ ФИО2 ПФР по <адрес> о возврате (отказе в возврате) вышеуказанных сумм. Ввиду чего, в действиях Межрайонной ИФНС России по <адрес> отсутствуют нарушения прав и интересов Административного истца, т.к. решение о возврате принимается территориальным органом ФИО2 Пенсионного ФИО2 Российской Федерации, а не территориальными налоговыми органами <адрес>. Также, в совместном письме от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионного ФИО2 Российской Федерации; НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы № <данные изъяты> разъяснено, что получив подтверждение, пенсионный ФИО2 принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия решения, направляет его в управление налоговой службы по субъекту Российской Федерации (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ). В срок не позднее 3 рабочих дней после получения решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации. Инспекция не наделена полномочиями по самостоятельной корректировке принятого сальдо и только обращение в ФИО2 пенсионного ФИО2 является основанием для передачи в инспекцию новых (корректирующих) сведений данным ведомством. Кроме того, инспекция не наделена полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов, начисленных до ДД.ММ.ГГГГ. (Постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

Промышленный РОСП <адрес> ГУ ФССП по <адрес> (привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ) надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причина неявки не известна, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в их отсутствие в суд не поступало.

Петровский РОСП <адрес> ГУ ФССП по <адрес> (привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ) надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причина неявки не известна, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в их отсутствие в суд не поступало.

Суд, учитывая мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по иску ФИО1 к Управлению ФНС по <адрес>, ФИО2 пенсионного и социального страхования, МИФНС по <адрес> о взыскании суммы за пользование незаконно взысканных денежных средств в сумме 17643 рублей, а также взыскания морального вреда в сумме 100000 рублей - прекращено, в связи с отказом от иска.

Судом установлено, что ФИО1, получил из УФНС России по <адрес> ответ на обращение о переплате от 17. 03. 2022 г. @, в котором сообщено о том, что у него имеется переплата по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 14 846, 91 рублей, в котором административному истцу для рассмотрения вопроса о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, он вправе обратиться с заявлением о возврате в территориальное ФИО2 ПФР РФ.

ФИО1 обращался в ГУ-ФИО2 Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлениями о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Заявление о возврате) на сумму 14846,91 руб.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уведомлению ГУ-ФИО2 Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> от 14. 04. 2022 , по заявлению от 01. 04. 2022 принято Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 13. 04. 2022 . 04. 22-Р в связи с отсутствием излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в заявленном размере за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, так как Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> не подтверждена сумма денежных средств, подлежащая возврату, указанная в заявлении.

Согласно Уведомлению ГУ-ФИО2 Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> от 28. 04. 2022 /ДД.ММ.ГГГГ-Р, по заявлению от 14. 04. 2022 принято Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 13. 04. 2022 . 04. 22-Р в связи с отсутствием, по данным Пенсионного ФИО2 Российской Федерации, суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в указанном заявлении размере.

По заявлению о возврате пеней на ОПС от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ФИО2 Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> было принято Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ/ДД.ММ.ГГГГ-Р в связи с истечением трехлетнего срока для подачи заявления со дня уплаты суммы, указанной в заявлении плательщика, на основании части 2 статьи 40.1 «Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Как указано ответчиком и не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания, ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность и состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в период с 27. 04. 2004 по 04. 04. 2017 г.

Промышленным РОСП <адрес> с мая по август 2018 года, в рамках исполнительного производства № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 были перечислены платежи в счет погашения задолженности по пеням, начисленным на задолженность по страховым взносам на ОПС, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 17645,64 руб.

Поскольку задолженность по финансовым санкциям у ФИО1 отсутствует, данные платежи являются переплатой.

Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона N 244-ФЗ, а именно ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с 17. 03. 2022 при реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 40.1 БК РФ.

Согласно разъяснениям Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> при реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Истцом указано, что после получения данного ответа на обращение истец обращался в Пенсионный ФИО2, то есть предпринимал меры для решения данного вопроса. Только после получения юридической консультации ему стало понятно, что ему необходимо восстановить пропущенный срок на подачу заявления о возврате из бюджета Пенсионного ФИО2 излишне уплаченных денежных средств по финансовым санкциям в судебном порядке.

Следовательно, учитывая, что о данной переплате истец ФИО1 узнал только при получении ответа на обращение от 17. 03. 2022 г. @, суд считает, что причина пропуска срока на подачу заявлениям о возврате из бюджета ФИО2 пенсионного и социального страхования излишне уплаченных денежных средств по финансовым санкциям в размере 17 643 руб. является уважительной, вызвана несвоевременным уведомлением о наличии излишне уплаченной суммы, следовательно судом принимается довод истца об уважительной причине пропуска 3-х летнего срока обращения с иском в суд.

При этом, суд полагает, что требование о взыскании с ответчиков суммы имеющейся переплаты в пользу истца ФИО1 не подлежит удовлетворению, так как в указанном случае не будет соблюден порядок возврата переплаченных средств налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов, установленный Федеральным законодательством, а также в силу того, что данные денежные средства не являются средствами ответчиков, как юридических лиц. Ответчики в данном случае выступали распорядителями бюджетных денежных средств и средств, поступающих от плательщиков в федеральный бюджет.

Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части, к выводу о чем суд приходит оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению ФНС по <адрес>, ФИО2 пенсионного и социального страхования, МИФНС по <адрес> о взыскании суммы и восстановлении срока для подачи заявления – удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 пропущенный срок для подачи в ФИО2 пенсионного и социального страхования по <адрес> заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств (страховых взносов) в сумме 14846 рублей.

В исковых требованиях ФИО1 о взыскании суммы 17 643 рублей к Управления ФНС по <адрес>, ФИО2 пенсионного и социального страхования, МИФНС по <адрес> о взыскании суммы и восстановлении срока для подачи заявления-отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Руденко