НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 19.04.2022 № 2А-1173/2022

Дело №2а-1173/2022

26RS0003-01-2022-001058-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 г. г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Волковской М.В.

при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора <адрес> к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей <адрес>», администрации <адрес>, комитету образования администрации <адрес> (заинтересованные лица: комитет финансов и бюджета администрации <адрес>, Ставропольская городская дума) об оспаривании бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей <адрес>» (далее также – МАОУ лицей <адрес>, лицей), администрации <адрес>, комитету образования администрации <адрес>, в котором просит:

признать незаконным бездействие администрации <адрес>, комитета образования администрации <адрес>, МАОУ «Лицей <адрес>», выразившееся в не обеспечении в полной мере МАОУ «Лицей <адрес>» комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации;

обязать администрацию <адрес> в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации <адрес> денежные средства на оснащение зданий МАОУ «Лицей <адрес>», расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации;

обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МАОУ «Лицей <адрес>» денежные средства на оснащение зданий МАОУ «Лицей <адрес>», расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации;

обязать МАОУ «Лицей <адрес>» в течение 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, системой охранной сигнализации.

В административном исковом заявлении указано на то, что прокурорской проверкой исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности лицея выявлены нарушения требований федеральных законов Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ), от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), а именно в зданиях лицея не обеспечена оснащенность объекта образования системой охранной сигнализации.

Определением суда от 10.03.2022 к участию в данном административном деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет финансов и бюджета администрации <адрес> (л.д. 27).

Протокольным определением суда от 06.04.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ставропольская городская Дума (л.д. 38).

Заинтересованным лицом комитетом финансов и бюджета администрации <адрес> были представлены письменные возражения, в которых комитет просит отказать в удовлетворении требований прокурора, ввиду следующего.

Ответчик ссылается на ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на положения ст. ст. 28, 33, 31, 65, 6, 69, 9, 171, 172, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и указывает, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования.Администрация города Ставрополя при составлении проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период основывается на прогнозе доходов бюджета, а также, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, исходит из необходимости выполнения расходных обязательств по вопросам местного значения с учетом определяемых в ходе бюджетного процесса приоритетов.

Решением Ставропольской городской Думы от 10 декабря 2021 г. №30 «О бюджете города Ставрополя на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджет города Ставрополя на 2022 год утвержден с дефицитом в сумме 463 999,33 тыс. рублей.

Ответчик полагает, что учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти невправе обязать или иным образом побудить муниципальное образование установить и исполнять какие-либо расходные обязательства.

Ответчик указывает на то, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Ответчик считает, что заявляя требования о выделении денежных средств на оснащение зданий образовательного учреждения системой охранной сигнализации прокурор фактически становится участником бюджетного процесса в муниципальном образовании, что противоречит принципу разделения властей и бюджетному законодательству Российской Федерации.

Требования прокурора о выделении денежных средств на определенные цели фактически направлены на перераспределение бюджетных средств, что противоречит вышеназванным нормам права, поскольку нарушаются принципы самостоятельности и сбалансированности местного бюджета.

Удовлетворение требований прокурора повлечет неисполнение иных принятых органами местного самоуправления <адрес> бюджетных обязательств, поскольку часть бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете <адрес> на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов на иные цели, необходимо будет перераспределить на расходы, указанные прокурором.

В соответствии со ст. ст. 153, 154 БК РФ, ст. ст. 5, 7 Положения о бюджетном процессе в городе Ставрополе, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28 сентября 2005 года №117, рассмотрение и утверждение бюджета города на очередной финансовый год и плановый период относится к бюджетным полномочиям Ставропольской городской Думы (далее - СГД), в то время как к бюджетным полномочиям администрации <адрес> относится обеспечение составления проекта бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период.

Необходимость и целесообразность выполнения каждого мероприятия при решении вопросов местного значения оценивается как при составлении проекта бюджета (отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации <адрес>), так и при его принятии (соответствующими комитетами СГД, контрольно-счетной палатой <адрес>, специально создаваемыми из представителей администрации <адрес> и СГД согласительными комиссиями, прокуратурой <адрес>, населением <адрес> при проведении публичных слушаний по проекту бюджета).

Окончательное решение принимается депутатами на заседании СГД, поскольку утверждение бюджета <адрес> на очередной финансовый год и плановый период, а также внесение изменений в решение о бюджете <адрес> на текущий финансовый год и плановый период относится к полномочиям представительного органа муниципального образования <адрес> края - Ставропольской городской Думы.

Таким образом, администрация <адрес> и комитет образования администрации <адрес> не наделены полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных решением о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктами 9-16 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений <адрес> и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с учетом затрат на содержание недвижимого имущества.

При определении нормативных затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания муниципальной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами органов государственной власти <адрес>, муниципальнымиправовыми актами, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами оказания услуг в установленной сфере.

Таким образом, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», должны выполняться образовательным учреждением в пределах средств субсидии, предоставляемой учреждению комитетом образования администрации города Ставрополя из бюджета города Ставрополя на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений в области антитеррористической защищенности объектов образования в комитет образования администрации <адрес> и в администрацию <адрес> не вносились.

Ответчик полагает, что бездействие комитета образования администрации <адрес> и администрации <адрес> прокуратурой <адрес> не доказано и, следовательно, не может быть признано незаконным.

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>Ишниязова Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МАОУ лицей <адрес> – директор Черемных Н.В. в судебном заседании пояснил, что в лицее имеется видеонаблюдение с улиц Дзержинского и Булкина, полагала установку датчиков на окна нецелесообразным.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> по доверенности Беляев С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что в лицее имеется необходимый и достаточный комплекс мер по охране образовательного учреждения.

Представитель заинтересованного лица комитета финансов и бюджета администрации <адрес> по доверенности Сидельникова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений.

Представитель заинтересованного лица Ставропольской городской Думы по доверенности Порублева Н.В. в судебном заседании поддержала позицию администрации <адрес>.

Представитель административного ответчика комитета образования администрации <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о его времени и месте.

Оснований для отложения судебного разбирательства, установленных ст. 152 КАС РФ, судом не установлено.

Выслушав лиц, участвующих в данном деле, исследовав материалы дела, по существу заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

Согласно части 1 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Согласно пунктам 10, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, выявление и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации, в том числе относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В силу пунктов 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона №35-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее –Требования).

В силу подпунктов «а», «в» пункта 17, подпунктов «в», «д» пункта 20, подпункта «а» пункта 25, а также пунктов 26, 27 и 43 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В отношении объектов (территорий) первой – третьей категории опасности осуществляются оснащение объектов (территорий) системой охранной сигнализации.

На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

Как следует из представления прокуратуры <адрес>, адресованного директору МАОУ лицей <адрес>Черемных Н.В., лицей относится ко второй категории опасности и при этом не оснащен системой охранной сигнализации.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Пунктом 5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).

С учетом приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что отсутствием оснащенности лицея системой охранной сигнализации, нарушается право обучающихся, работников лицея, иных лиц, посещающих здания лицея, на охрану их жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Из Устава МАОУ лицей <адрес> следует, что функции и полномочия учредителя в отношении лицея осуществляет комитет образования администрации <адрес>. Источниками финансового обеспечения деятельности лицея являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Финансовое обеспечение деятельности лицея осуществляется путем предоставления субсидий.

Устав МАОУ лицей <адрес> находится в свободном доступе, размещен на официальном сайте лицея www.stavsch5.ru, поэтому изложенные обстоятельства являются общеизвестными и не нуждаются в доказывании на основании ч. 1 ст. 64 КАС РФ. Приведенные обстоятельства также и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> руководителю МАОУ лицей <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.

Из ответа МАОУ лицей <адрес> на представление прокуратуры района следует, что руководителем лицея направлена заявка учредителю – в комитет образования администрации <адрес> с приложением смет расходов на выделение из бюджета <адрес> денежных средств на оснащение объекта образования системой охранной сигнализации.

Согласно ответу комитета образования администрации <адрес> на требование прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ввиду ограниченности средств бюджета <адрес> в 2021 году денежные средства на приобретение охранных сигнализаций для нужд муниципальных образовательных учреждений <адрес> (в том числе расположенных на территории <адрес>) не выделялись.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры района комитет образования администрации <адрес> сообщает, что денежные средства на финансирование работ по оснащению муниципальных учреждений образования системами охранной сигнализации в бюджете <адрес> на 2022 год не предусмотрены.

Таким образом, судом установлено, что нарушения закона в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования не устранены, денежные средства на вышеуказанные цели при формировании проекта бюджета <адрес> на 2022 год администрацией <адрес> не планировались и комитетом образования администрации <адрес> лицею не выделялись.

При таких обстоятельствах, следует признать незаконным бездействие административных ответчиков», выразившееся в необеспечении в полной мере МАОУ лицей <адрес> комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации.

Доводы возражений комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя о том, что в адрес администрации города Ставрополя и комитета образования администрации города Ставрополя прокурором не вносились представления, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны муниципальных органов, являются не обоснованными. В административном иске оспаривается бездействий административных ответчиков в несоблюдении требований закона, а не требований представления.

В порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних учащихся лицея, на административных ответчиков следует возложить определенные обязанности, направленные на исполнение требований законодательства в области антитеррористической защищенности объектов образования и на оснащение лицея системой охранной сигнализацией.

Так, вопреки доводам возражений комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя, согласно п. 1 ч. 4.1 Положения о бюджетном процессе в городе Ставрополе, утвержденном Решением Ставропольской городской Думы от 28.09.2005 N117 в редакции от 25.02.2022 (далее – Положение), к бюджетным полномочиям главы города относится внесение в городскую Думу проектов решений городской Думы о внесении изменений в бюджет города.

Порядок внесения изменений в решение о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период предусмотрен ст. 32 Положения.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Положения проект решения о внесении изменений в решение о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период подлежит рассмотрению городской Думой в течение месяца со дня внесения.

Таким образом, на администрацию <адрес> следует возложить обязанность в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации <адрес> денежные средства на оснащение МАОУ «Лицей <адрес>», расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации.

Указанного срока суд полагает достаточным для корректировки бюджета <адрес> и выделения необходимых средств комитету образования администрации <адрес>.

В свою очередь на комитет образования администрации <адрес> следует возложить обязанность в течение 10 рабочих дней со дня поступления денежных средств выделить МАОУ лицей <адрес> денежные средства на оснащение зданий МАОУ лицей <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации.

Также на МАОУ лицей <адрес> следует возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации.

Суд учитывает, что сроки, заявленные административным истцом для исполнения указанных обязанностей, необоснованно увеличены. Указанные сроки установлены судом с учетом объяснений представителей лиц, участвующих в деле. Кроме того, непосредственно исполняя решение суда, административные ответчики вправе просить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ при наличии к тому законных оснований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, комитета образования администрации <адрес>, МАОУ лицей <адрес>, выразившееся в необеспечении в полной мере МАОУ лицей <адрес> комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации.

Обязать администрацию <адрес> в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации <адрес> денежные средства на оснащение МАОУ лицей <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации, в остальной части – отказать.

Обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 10 рабочих дней со дня поступления денежных средств выделить МАОУ лицей <адрес> денежные средства на оснащение зданий МАОУ лицей <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации, в остальной части – отказать.

Обязать МАОУ лицей <адрес> в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации, в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.05.2022.

Судья М.В. Волковская