НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 11.12.2013 № 2-3377/13

Дело № 2-3377/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретере Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Шолом В- И- о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, установлении рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Шолом В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, установлении рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя земельного участка.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является участником ООО фирмы «Виадук-Сервис» (далее Общество), которое в свою очередь, владеет на праве собственности земельным участком площадью 9 696 кв.м., с кадастровым номером -, расположенным по адресу: --- с назначением земельного участка: «Земли населенных пунктов – под производственной базой».

Право собственности на указанный земельный участок находит свое подтверждение договором купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО фирме «-» на праве собственности от 14.01.2011 № 12, зарегистрированным 18.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, рег. № --

Согласно содержанию кадастровой справки от 03.07.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 28109867, 52 руб., при удельном показателе 2899,12 руб./кв.м.

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка, устанавливается равной его рыночной. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В соответствии с положениями п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к анализируемым правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

По его заказу был подготовлен отчет от 07.11.2013 г. № 060/2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером --. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка составляет 3536 000 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере - 364,69 руб.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определен круг прав участников обществ с ограниченной ответственностью, к которым законодателем отнесено право участия в управлении делами общества в установленном порядке, а также право на участие в распределении прибыли общества.

Таким образом, размер земельного налога, уплачиваемого ООО фирмой «Виадук-Сервис» в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, расчет которого произведен на основании официально закрепленной на сегодняшний день кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной исходя из удельного показателя 2899,12 руб./кв.м., значительно увеличивает расходы собственника земельного участка, что в свою очередь минимизирует доходную часть последнего и как следствие его прибыль, тем самым затрагивает его права как участника общества на получение прибыли от экономической деятельности указанного юридического лица.

Следовательно, основываясь на положениях п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка должна быт установлена равной его рыночной стоимости.

При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной.

Согласно правилам п. 3 ст.66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, что подтверждается судебной практикой выразившейся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. № 913/11.

Кроме того, общество является собственником следующего недвижимого имущества:

- производственное нежилое здание Литер Б, этажность 1, инвентарный номер -, площадью 1164,30 кв. м., кадастровым номером --, расположенное по адресу -- Право собственности зарегистрировано 20.08.2002 № регистрации 26-01/12-4/2002-4189 на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002. Согласно кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261702 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет – 18780473, 36 руб. (далее производственное здание Литер Б);

- административное нежилое здание Литер А, этажность 2, инвентарный номер -- площадью 951.1 кв.м., кадастровым номером --, расположенное по адресу --- Право собственности зарегистрировано 14.09.2012 № регистрации 26-26-01/088/2012-557 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № -- г. выданного Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя. Согласно кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261674 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 27121547.22 руб. (далее административное здание Литер А);

- нежилое административное, торговое здание, проходная Литер Р, этажность 2, инвентарный номер --, площадью 128.20 кв. м., кадастровым номером --- расположенное по адресу -- Право собственности зарегистрировано 20.08.2002 на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002. Согласно Кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. №26/501/13-261718 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 5080 582.67 руб. (далее Проходная Литер Р);

- нежилое здание Литер К, этажность 1, площадью 11.7 кв. м., кадастровым номером -, расположенное по адресу -- Право собственности зарегистрировано 31.08.2012 № регистрации -- на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-«0078-Э» от 01.06.2012, выданного комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя. Согласно Кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261689 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 253 848.82 руб. (далее Нежилое здание Литер К);

- нежилое здание Литер Д, этажность 1, площадью 898.7 кв. м., кадастровым номером --, расположенное по адресу --. Право собственности зарегистрировано 31.08.2012 на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 26309000-«0076-Э» от 01.06.2012 г. выданного Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя, № регистрации 26-26-01/088/2012-555. Согласно кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261458 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет – 19498 626.58 руб. (далее Нежилое здание Литер Д);

- складское нежилое помещение Литер В, этажность 1, инвентарный номер 24037, площадью 379,8 кв. м., кадастровым номером -, расположенное по адресу 14--. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002 за рег. № 26-01/12-4/2002-1191 20.08.2002. Согласно Кадастровому паспорту от --кадастровая стоимость данного объекта составляет 4160 720,3 руб. (далее Складское помещение Литер В). При совместном упоминании перечисленных объектов недвижимости – Объекты.

По его заказу был подготовлен отчет от 07.11.2013г., № 061/2013, об определении рыночной стоимости Объектов недвижимого имущества. В соответствии с отчетом рыночная стоимость Объектов недвижимости составляет:

- административное здание Литер А - 3 135 000, 00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 3296,18 руб.;

- производственное здание Литер Б - 2121000, 00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1821,70 руб.;

- складское помещение Литер В – 404000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1063,72 руб.;

- проходная Литер Р - 420000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 3276,13 руб.;

- нежилое здание литер Д – 1656 000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1842,66 руб.;

- нежилое здание Литер К – 14000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1196,58 руб.

Таким образом, в результате независимой оценки было выявлено значительное отличие рыночной стоимости объектов от их кадастровой стоимости. Данный факт свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, об объектах недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО фирме «--», как следствие, о нарушении права собственника на достоверность сведений об имуществе ему принадлежащем.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2011 № 53 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда», согласно которому ведение Фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой сбор, обработку, внесение, учет, систематизацию и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения, а также сведений, полученных при проведении мониторинга рынка недвижимости. При этом в состав фонда данных включаются в том числе отчеты об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости. Кроме того, в целях ведения Фонда данных при проведении мониторинга рынка недвижимости Россреестр осуществляет сбор сведений о характеристиках объектов недвижимости, ценах сделок с объектами недвижимости, а также ценах спроса и предложения.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, нормативная правовая база, регламентирующая правоотношения, возникающие в связи с кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и определением кадастровой стоимости данной категории имущества, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости и законности нормативного акта ее утвердившего. Более того, устанавливает производность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества от его рыночной стоимости.

Помимо прочего, согласно Федеральному закону от 02.11.2013
№ 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 307-ФЗ), начиная с 01.01.2014 года, устанавливается порядок исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по состоянию на первое число года, являющегося налоговым периодом. При этом переход к расчету налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества является необратимым, последующий возврат к прежнему порядку (исходя из среднегодовой стоимости) не допускается.

Согласно содержанию действующего законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание, исключающее установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами и юридическими лицами своих конституционных прав.

Таким образом, размер налога на имущество, обязанность по уплате которого будет возложена на ООО фирму «--» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, расчет которого будет произведен исходя из официально закрепленной на сегодняшний день кадастровой стоимости Объектов, значительно увеличивает расходы собственника объектов недвижимости, что в свою очередь минимизирует доходную часть последнего и как следствие его прибыль, тем самым затрагивает права как участника общества на получение прибыли от экономической деятельности указанного юридического лица.

При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Объектов их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимого имущества в размере их рыночной.

На обращение в ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю о внесении корректировки в государственный кадастр недвижимости в части, касающейся кадастровой стоимости Объектов, с кадастровыми номерами -- равно как и на обращение о внесении корректировки в государственный кадастр недвижимости в части, касающейся кадастровой стоимости земельного участка площадью 9696 кв. м., с кадастровым номером --, данный государственный орган ответил необоснованными отказами, указав при этом, на возможность обратиться с соответствующим заявлением в суд, решение которого послужит основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Просил суд признать незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказеизменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером --, изложенном в информационном письме от 22.11.2013 № 12315/2.4/13.

Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером --, общей площадью 9696 кв. м, в размере 3536 000 (три миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей из расчета 364,69 руб. за один кв.м.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером --, общей площадью 9696 кв. м, исходя из рыночной стоимости земельного участка, установив ее в размере 3536 000 (три миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером -, общей площадью 9696 кв. м, установить его в размере 364,69руб/кв.м.

Признать незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе изменить кадастровую стоимость Объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами --- изложенном в информационном письме от 22.11.2013 № 12316/2.4/13.

Установить рыночную стоимость объектов недвижимого имущества:

- Административного здания Литер А с кадастровым номером -, площадью 951,1 кв.м., в размере – 3135000, 00 руб. из расчета - 3296,18 руб./кв.м.;

- Производственного здания Литер Бс кадастровым номером -- площадью 1164,3 кв.м., в размере – 2121000,00 руб., из расчета - 1821, 70 руб./кв.м.;

- Складского здания Литер В с кадастровым номером --, площадью 379,8 кв.м., в размере – 404 000,00 руб., из расчета - 1063,72 руб./кв.м.;

- Проходной Литер Р с кадастровым номером --, площадью 128,2 кв.м., в размере – 420 000,00 руб., из расчета -3276,13 руб./кв.м.;

- Нежилого здания Литер Д с кадастровым номером --, площадью 898,7 кв.м., в размере – 1656 000,00 руб., из расчета - 1842,66 руб./кв.м.;

- Нежилого здания Литер К с кадастровым номером -- площадью 11,7 кв.м., в размере – 14 000,00 руб., из расчета -1196,58 руб./кв.м.

7. Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность

- произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Административного здания Литер А с кадастровым номером -- площадью 951,1 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 3135000, 00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 3296,18 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Производственного здания Литер Б с кадастровым номером -- площадью 1164,3 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 2121000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1821, 70 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Складского здания Литер В с кадастровым номером --, площадью 379,8 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 404 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1063,72 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Проходной Литер Р с кадастровым номером -, площадью 128,2 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 420 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 3276,13 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Нежилого здания Литер Д с кадастровым номером --, площадью 898,7 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 1656 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1842,66 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Нежилого здания Литер К с кадастровым номером --, площадью 11,7 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 14 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1196,58 руб./кв.м.

Заявитель Шолом В.И.  , извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

Представитель заявителя – Олейников Р.Б..  , действующий на основании доверенности от 22.11.2013 года, в судебном заседании доводы указанные в заявлении поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - ФКП Росреестра Мартыненко О.Н.  , действующий на основании доверенности от 06.02.2013 года, просил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Суд с учетом мнения сторон посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Заявитель является участником ООО фирмы «--» (далее Общество), которое в свою очередь, владеет на праве собственности земельным участком площадью 9 696 кв.м., с кадастровым номером --, расположенным по адресу: ---с назначением земельного участка: «Земли населенных пунктов – под производственной базой».

Право собственности на указанный земельный участок находит свое подтверждение договором купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО фирме «Виадук-Сервис» на праве собственности от 14.01.2011 № 12, зарегистрированным 18.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, рег. № ---

Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Развитием данного принципа можно считать установление порядка приобретения права собственности или аренды на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, отраженного в ст. 36 Земельного кодекса РФ. В частности, собственник недвижимости обращается в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка.

Таким образом, исходя из норм положений ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования, а также исключительное право собственника недвижимости на приватизацию или аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором данная недвижимость расположена, предусмотренное поименованной выше ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 28109867, 52 руб., при удельном показателе 2899,12 руб./кв.м.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В 2012 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 г. № 203 (опубликован в газете «Ставропольская правда», № 9, 15.01.2013).

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В Кадастровую палату 19.11.2013 г. поступило заявление Шолум В.И. о внесении изменений в сведения ГКН о земельном участке с КН --- в части кадастровой стоимости с приложением Отчета об определении рыночной стоимости. Данное заявление было рассмотрено и подготовлен ответ в котором было указано на отсутствие оснований для внесения в ГКН рыночной стоимости и рекомендовано обратиться в суд для определения действительности стоимости земельного участка.

Шолом В.И., полагая, что оспариваемым принятым решением нарушаются его права и законные интересы, обратилась с настоящим заявлением в суд.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Заявитель, заявив свои требования, по сути, ссылается на несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.

Принимая во внимание порядок определения размера арендной платы, установленный Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена», суд считает нарушенными права истца как арендатора спорного земельного участка и плательщика арендной платы.

Арендная плата, взимаемая за пользование государственной (муниципальной) землей, должна иметь экономическое основание и не может устанавливаться произвольно.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п базовые размеры арендной платы за земельные участки в составе земель населенных пунктов устанавливаются по видам функционального использования и по видам разрешенного использования в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченных распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с приложением 2 к Порядку.

Следовательно, основным элементом для расчета арендной платы является величина кадастровой стоимости земельного участка, производным значением которой является удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 Порядка пересмотр арендной платы за земельный участок осуществляется в установленном порядке, в том числе, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; изменением базового размера арендной платы; переводом земельного участка из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции на момент заключения договора аренды) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Данная норма как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

По заказу Шолом В.И. был подготовлен отчет от 07.11.2013 г. № 060/2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ----. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка составляет 3536 000 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере - 364,69 руб.

Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ, частью 1 статьи 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. При этом в соответствие со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По смыслу правовой позиции Постановления Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011 г. установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 3 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Согласно статье 4 Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - оценщики).

Суд не может самостоятельно определять рыночную стоимость земельного участка и вторгаться в сферу полномочий оценщика. Отчет оценщика является документом доказательственного значения, которым устанавливается определенное стоимостное значение вещи, и сам по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № 92 от 30.05.2005 г. «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимыми оценщиками»).

Суд, реализуя предоставленные ему дискреционные полномочия в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценивает данный отчет как доказательство по делу на предмет его относимости и допустимости.

Статья 56 ГПК РФ закрепляет общий принцип распределения обязанностей по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 12 Закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии со статье 13 Закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо не опровергает правильность определенной величины рыночной стоимости земельного участка; не представлен отчет оценщика с определением другой рыночной стоимости спорного земельного участка, которая бы не соответствовала содержанию отчета представленному заявителем; величину рыночной стоимости не оспаривал. Представитель заинтересованного лица не ходатайствовал в соответствии со статьей 79 ГПК РФ о назначении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка. Ответчик не просил суд в соответствии со статьей 17.1 «Об оценочной деятельности» провести экспертизу отчета оценщика, представленного истцом.

В силу части 2 статьи 12 ГПК РФ стороны несут правовые последствия, вызванные несовершением процессуальных действий или отказа от реализации процессуальных прав.

Поскольку доказательств незаконности отчета оценщика не представлено, суд признает его достоверным, а определенное им значение рыночной стоимости земельного участка - установленным.

Принимая как достоверную рыночную стоимость земельного участка, суд соглашается с доводом заявителя о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составит 364,69 руб/кв.м. Данный показатель определяется посредством деления кадастровой стоимости, принимаемой в размере рыночной (3 536000 рублей), на площадь земельного участка (9 696 кв.м.). Представителем заинтересованного лица не представлены контррасчеты кадастровой стоимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель не имеет возможности использовать другой способ определения кадастровой стоимости земельного участка при несогласии с ее величиной, определенной средствами массовой оценки.

Суд приходит к выводу о том, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 “Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, которые на спорные правоотношения не распространяются.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 1 марта 2011 г. № 281-О-О (пункт 2), закрепление в статье 66 ЗК РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 (действовало до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в России.

Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование и индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Заявитель вправе требовать внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости участка, равной рыночной, несмотря на то, что проведение кадастровой оценки выполнялось в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и Методикой от 17.10.2002 г. № П/337.

Для существа настоящего спора не имеет правового значения изменение редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ. В Разъяснениях Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ по вопросам определения кадастровой стоимости от 15.12.2011 г. было указано, что новой редакцией ч. 3 ст. 66 ЗК РФ лишь уточнены нормы ранее действующей редакции, при которой отсутствовал порядок расчета процентного соотношения кадастровой и рыночной стоимостей одного и того же земельного участка, и закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально. На практике при определении кадастровой стоимости в ходе проведения работ по массовой оценке земель могут не учитываться специфические характеристики земельного участка, поэтому возможно уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости, рассчитанной индивидуально.

Таким образом, способ защиты права истца основан на определении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости конкретного земельного участка при использовании индивидуально определенной рыночной стоимости, без оспаривания окончательных результатов работ по государственной кадастровой оценке земель (удельных показателей кадастровой стоимости кварталов).

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части установлении рыночной стоимости земельного участка, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя земельного участка.

Кроме того, общество является собственником следующего недвижимого имущества:

- производственное нежилое здание Литер Б, этажность 1, инвентарный номер -- площадью 1164,30 кв. м., кадастровым номером ---, расположенное по адресу --- Право собственности зарегистрировано 20.08.2002 № регистрации -- на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002. Согласно кадастровому паспорту от --- кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет – 18780473, 36 руб. (далее производственное здание Литер Б);

- административное нежилое здание Литер А, этажность 2, инвентарный номер -- площадью 951.1 кв.м., кадастровым номером -, расположенное по адресу -- Право собственности зарегистрировано 14.09.2012 № регистрации -- на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № -- от 01.06.2012 г. выданного Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя. Согласно кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261674 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 27121547.22 руб. (далее административное здание Литер А);

- нежилое административное, торговое здание, проходная Литер Р, этажность 2, инвентарный номер 24037, площадью 128.20 кв. м., кадастровым номером - расположенное по адресу - Право собственности зарегистрировано 20.08.2002 на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002. Согласно Кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. №26/501/13-261718 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 5080 582.67 руб. (далее Проходная Литер Р);

- нежилое здание Литер К, этажность 1, площадью 11.7 кв. м., кадастровым номером --, расположенное по адресу --- Право собственности зарегистрировано 31.08.2012 № регистрации - на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № ---, выданного комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя. Согласно Кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № --- кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет 253 848.82 руб. (далее Нежилое здание Литер К);

- нежилое здание Литер Д, этажность 1, площадью 898.7 кв. м., кадастровым номером ---, расположенное по адресу --- Право собственности зарегистрировано 31.08.2012 на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № --- от 01.06.2012 г. выданного Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя, № регистрации --. Согласно кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261458 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет – 19498 626.58 руб. (далее Нежилое здание Литер Д);

- складское нежилое помещение Литер В, этажность 1, инвентарный номер -- площадью 379,8 кв. м., кадастровым номером ---, расположенное по адресу --- Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.07.2002 за рег. № 26-01/12-4/2002-1191 20.08.2002. Согласно Кадастровому паспорту от 04.07.2013 г. № 26/501/13-261656 кадастровая стоимость данного объекта составляет 4160 720,3 руб. (далее Складское помещение Литер В). При совместном упоминании перечисленных объектов недвижимости – Объекты.

По его заказу был подготовлен отчет от 07.11.2013г., № 061/2013, об определении рыночной стоимости Объектов недвижимого имущества. В соответствии с отчетом рыночная стоимость Объектов недвижимости составляет:

- административное здание Литер А - 3 135 000, 00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 3296,18 руб.;

- производственное здание Литер Б - 2121000, 00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1821,70 руб.;

- складское помещение Литер В – 404000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1063,72 руб.;

- проходная Литер Р - 420000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 3276,13 руб.;

- нежилое здание литер Д – 1656 000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1842,66 руб.;

- нежилое здание Литер К – 14000,00 руб., исходя из удельного показателя стоимости 1 кв.м. в размере – 1196,58 руб.

Таким образом, в результате независимой оценки было выявлено значительное отличие рыночной стоимости объектов от их кадастровой стоимости. Данный факт свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, об объектах недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО фирме «Виадук - Сервис», как следствие, о нарушении права собственника на достоверность сведений об имуществе ему принадлежащем.

На обращение в ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю о внесении корректировки в государственный кадастр недвижимости в части, касающейся кадастровой стоимости Объектов, с кадастровыми номерами 26:12:012211:76, 77, 78, 79, 113, 114, данный государственный орган ответил отказом.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № П/531 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2011 № 53 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда», согласно которому ведение Фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой сбор, обработку, внесение, учет, систематизацию и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения, а также сведений, полученных при проведении мониторинга рынка недвижимости. При этом в состав фонда данных включаются в том числе отчеты об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости. Кроме того, в целях ведения Фонда данных при проведении мониторинга рынка недвижимости Россреестр осуществляет сбор сведений о характеристиках объектов недвижимости, ценах сделок с объектами недвижимости, а также ценах спроса и предложения.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, нормативная правовая база, регламентирующая правоотношения, возникающие в связи с кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и определением кадастровой стоимости данной категории имущества, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости и законности нормативного акта ее утвердившего. Более того, устанавливает производность определения кадастровой стоимости недвижимого имущества от его рыночной стоимости.

Помимо прочего, согласно Федеральному закону от 02.11.2013
№ 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 307-ФЗ), начиная с 01.01.2014 года, устанавливается порядок исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по состоянию на первое число года, являющегося налоговым периодом. При этом переход к расчету налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества является необратимым, последующий возврат к прежнему порядку (исходя из среднегодовой стоимости) не допускается.

Согласно содержанию действующего законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание, исключающее установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами и юридическими лицами своих конституционных прав.

Таким образом, размер налога на имущество, обязанность по уплате которого будет возложена на ООО фирму --- в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, расчет которого будет произведен исходя из официально закрепленной на сегодняшний день кадастровой стоимости Объектов, значительно увеличивает расходы собственника объектов недвижимости, что в свою очередь минимизирует доходную часть последнего и как следствие его прибыль, тем самым затрагивает права как участника общества на получение прибыли от экономической деятельности указанного юридического лица.

При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Объектов их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимого имущества в размере их рыночной.

При этом суд не находит законных оснований для удовлетворения требований в части признания незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившихся в отказе в изменении кадастровой стоимости земельного участка и объектов недвижимости, изложенных в информационном письме № 12316/2.4/13 от 22.11.2013 года и № 12315/2.4/13 от 22.11.2013 года, так как указанные требования истцом не обоснованны. Более того, вышеуказанное письмо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК носит разъяснительный характер и фактически не нарушает права и законные интересы Шолом В.И.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Решение суда по настоящему спору будет являться правоустанавливающим документом для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а также в части внесения на основании установленной рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Шолом В—И--о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, установлении рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, возложении обязанности произвести изменения кадастровой стоимости на рыночную, а также обязанности внести изменения в части удельного показателя земельного участка – удовлетворить частично.

В удовлетворении требований о признании незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ---, изложенном в информационном письме от 22.11.2013 № 12315/2.4/13, признать незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе изменить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ---- изложенном в информационном письме от 22.11.2013 № 12316/2.4/13 – отказать.

Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером --, общей площадью 9696 кв. м, в размере 3536 000 (три миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей из расчета 364,69 руб. за один кв.м.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером --, общей площадью 9696 кв. м, исходя из рыночной стоимости земельного участка, установив ее в размере 3536 000 (три миллиона пятьсот тридцать шесть тысяч) рублей.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ---, общей площадью 9696 кв.м., установить его в размере 364,69 руб/кв.м.

Установить рыночную стоимость объектов недвижимого имущества:

- Административного здания Литер А с кадастровым номером --, площадью 951,1 кв.м., в размере – 3135000, 00 руб. из расчета - 3296,18 руб./кв.м.;

- Производственного здания Литер Бс кадастровым номером --, площадью 1164,3 кв.м., в размере – 2121000,00 руб., из расчета - 1821, 70 руб./кв.м.;

- Складского здания Литер В с кадастровым номером --, площадью 379,8 кв.м., в размере – 404 000,00 руб., из расчета - 1063,72 руб./кв.м.;

- Проходной Литер Р с кадастровым номером ---, площадью 128,2 кв.м., в размере – 420 000,00 руб., из расчета -3276,13 руб./кв.м.;

- Нежилого здания Литер Д с кадастровым номером --, площадью 898,7 кв.м., в размере – 1656 000,00 руб., из расчета - 1842,66 руб./кв.м.;

- Нежилого здания Литер К с кадастровым номером --, площадью 11,7 кв.м., в размере – 14 000,00 руб., из расчета - 1196,58 руб./кв.м.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю обязанность произвести изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Административного здания Литер А с кадастровым номером ---, площадью 951,1 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 3135000, 00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 3296,18 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Производственного здания Литер Б с кадастровым номером --, площадью 1164,3 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 2121000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1821, 70 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Складского здания Литер В с кадастровым номером --, площадью 379,8 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 404 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1063,72 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Проходной Литер Р с кадастровым номером ---, площадью 128,2 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 420 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 3276,13 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Нежилого здания Литер Д с кадастровым номером --, площадью 898,7 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 1656 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1842,66 руб./кв.м.;

- произвести изменение внесенной в государственный недвижимости кадастровой стоимости Нежилого здания Литер К с кадастровым номером ----, площадью 11,7 кв.м., исходя из рыночной стоимости, установив ее в размере – 14 000,00 руб., а также произвести изменение внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя стоимости данного объекта недвижимости, установив его в размере – 1196,58 руб./кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья Коробейников А.А.

Решение суда не вступило в законную силу