НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 07.08.2018 № 2А-1664/18

№2а-1664/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2018 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,

с участием: представителя прокуроры Октябрьского района г. Ставрополя- старшего помощника прокурора ФИО6,

представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО13,

представителя соответчика комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности ФИО14,

представителя заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности ФИО15, представителя заинтересованного лица администрации <адрес>ФИО7,

заинтересованных лиц Дуловой Л.К., также представляющей интересы Шашкова Д.А., Горбенко Е.А., Квироус А.В., Зубенко Л.М., Соболевой Н.В., Гурмековой Т.Д., Винокуровой Т.И., Маркуца Е.М., Ткачук Е.Ю., Джагаряна Ю.Г., Винниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1664/2018 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Ставрополя Филюшкина С.К. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным бездействием муниципального органа, обязательстве незамедлительно принять меры по переселению граждан из аварийного многоквартирного жилого дома

УСТАНОВИЛ:

<адрес>ФИО12 действуя в интересах неопределенного круга лиц – жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением (в последующем уточненным) к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в котором просил суд признать незаконным бездействия администрации <адрес>, выразившиеся в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Возложить обязанность на администрацию <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> незамедлительно переселить собственников и нанимателей по договору социального найма из аварийного многоквартирного жилого <адрес> в благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначные по площади ранее занимаемым жилым помещениям в черте <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> по коллективному обращению собственников многоквартирного <адрес> в апреле 2018 года проведена дополнительная проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что по <адрес> расположен многоквартирный дом (литеры «А», «А 1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки), состоящий из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда <адрес>, составленных в период до 2000 года» квартиры № , 9, 13-17 в МКД признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийною жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акт от 15,12.2008 обследования МКД и заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании МКД аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 48 Устава <адрес>, постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконно отменено, что установлено решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и подлежащим отмене.

Во исполнение указанного решения суда принято постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу абзаца 13». Вместе с тем, переселение жильцов из аварийного и непригодного для проживания МКД до настоящего времени не осуществлено и невозможно в связи с завершением реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 годах».

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно защитить свои права и законные интересы ввиду юридической неграмотности, а также ввиду того, что большинство из них находятся в преклонном возрасте, имеют проблемы со здоровьем.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес>ФИО6. заявленные прокурором района требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В дополнение по существу пояснила, что фактически бездействие администрации города длится на протяжении 14 лет, в 2004 году квартиры в указанном доме были признаны не пригодными для проживания, в 2008 года дом подлежал сносу. По истечении данного времени, состояние дома только ухудшилось. Указанный дом не пригоден для проживания, его техническое состояние опасно для жизни граждан. Порядок предоставления жилья, администрация города вправе самостоятельно определить, в соответствии с требованиями закона. На основании ст. 131-ФЗ на орган местного самоуправления возложена обязанность принять меры по обеспечению жильем граждан, проживающих в аварийных домах, а не право органа.

Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО13 в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований просила отказать. Пояснила, что в отношении многоквартирного <адрес> администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», в соответствие со ст.ст.32, 86 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе <адрес> и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе», было отменено решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-1825/2017.

В связи с этим считает требование прокуратуры <адрес> о признании незаконными бездействия администрации <адрес> необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Считает требования прокурора <адрес> об обязании администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> незамедлительно переселить собственников и нанимателей по договору социального найма помещений в многоквартирном <адрес> в благоустроенные, равнозначные по площади ранее занимаемым жилые помещения в черте <адрес> также не подлежащими удовлетворению.

Администрация <адрес> считает, что сроки, установленные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ являются разумными. Кроме того, прокуратурой <адрес> в административном исковом заявлении не указаны нормы права, согласно которым при признании многоквартирного дома аварийным необходимо незамедлительное переселение, как собственников квартир, так и нанимателей по договорам социального найма.

Представитель соответчика комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признал, в качестве возражений указал, что прокурором не указаны причины, исключающие возможность граждан самостоятельно обратиться в суд в защиту своих прав.

Кроме того, стороной административного истца не указано, на каком праве необходимо осуществить незамедлительное переселение собственников и нанимателей помещений в многоквартирном <адрес>: либо предоставление жилого помещения в собственность граждан, либо путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений гражданам регламентируется нормами ЖК РФ. Таким образом, выводы об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что заинтересованные лица (жильцы <адрес>) не относится к категории малоимущих граждан, являются основополагающим и основанным на положениях действующего законодательства.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

В настоящее время отсутствуют правовые основания механизмы реализации мероприятий по переселению граждан.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках реализации региональных адресных и муниципальных программ, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» утверждаются на период до ДД.ММ.ГГГГ. Софинансирование программ осуществляется с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. До настоящего времени краевая адресная программа не разработана по причине отсутствия решений, принимаемых по данному вопросу на федеральном уровне.

В дополнение в письменных возражениях, содержится следующее. В соответствии с проектом Закона предельный срок переселения граждан не может составлять более 3 лет с даты включения сведений о признании многоквартирного дома аварийным в реестр аварийных домов. Финансирование мероприятий по переселению граждан планируется осуществить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников.

Решение о признании многоквартирного дома аварийным должно содержать ряд сведений. Право на переселение из жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, будут иметь граждане, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, при условии, если такие граждане являются малоимущими и постоянно проживали в жилых помещениях в таком доме на дату принятия решения о признания многоквартирного дома аварийным.

Порядок учета нуждающихся в переселении, в том числе порядок принятия на учет, отказа в принятии на учет, снятия с него, устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанной категории граждан планируется предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования (в наемном доме на условиях коммерческого найма), а гражданам, признанным малоимущими, - жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, т.е. по количеству проживающих.

Граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, и не вставшие на учет граждан, нуждающихся в переселении, подлежат выселению в судебном порядке из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Переселение собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах планируется при условии одновременного заключения с ними договоров о передаче в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме.

В случае, если на дату вывода аварийного многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в целях временного или постоянного проживания граждан другие благоустроенные жилые помещения не предоставлены гражданам, вставшим на учет нуждающихся в переселении, такие граждане подлежат переселению в жилые помещения маневренного фонда для временного проживания.

Срок для принятия собственниками помещений в аварийном многоквартирном доме решения о сносе такого дома или его реконструкции не может составлять менее одного года со дня предъявления органом местного самоуправления требования о его сносе.

Собственники помещений в аварийном многоквартирном доме могут предоставить органу местного самоуправления право на проведение публичных торгов по отбору инвестора. В таком решении одновременно должно быть определено одно из следующих условий публичных торгов: продажа всех помещений, принадлежащих собственникам помещений в указанном доме, на публичных торгах единым лотом с возложением соответствующих обязанностей по сносу или реконструкции указанного дома на покупателя этих помещений с выплатой денежных средств, вырученных от такой продажи, каждому из собственников помещений в таком доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому из таких собственников помещения в таком доме реконструкция указанного дома за счет инвестора и (или)
собственников помещений в таком доме; снос указанного дома за счет собственников помещений в таком доме; снос указанного дома и строительство нового объекта капитального строительства на земельном участке, где расположен такой дом, за счет инвестора и (или) собственников помещений в таком доме.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с 2010 - 2017 годы <адрес> являлся участником 5 краевых адресных и муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда: краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 - 2010 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п; краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2008 - 2011 годы», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2010 - 2011 годы», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2011 - 2012 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2011 - 2012 годах (вторая заявка <адрес>)», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы (вторая заявка <адрес>)» от ДД.ММ.ГГГГ; краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Программа -п),

Все вышеуказанные программы завершили свое действие.

В рамках реализации крайней действовавшей Программы -п, было предусмотрено проведение мероприятий по расселению граждан из аварийных многоквартирных домов, путем заключения договоров мены недвижимого имущества либо предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно пункту 2 части 2 Закона № 185-ФЗ под аварийным жилищным фондом признается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия указанного постановления.

В настоящее время действующей адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> не имеется. Также, в связи с отсутствием решений, принятых на федеральном и региональном уровнях.

Соответственно, в настоящее время многоквартирный жилой <адрес> не включен ни в одну из действующих программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Вместе с тем, в связи с окончанием срока действия Федерального закона № 185-ФЗ и отсутствием решений на федеральном и региональном уровнях, принятие согласованного решения в вопросе расселения граждан из аварийного многоквартирного дома не представляется возможным.

В случае удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, ввиду отсутствия жилых помещений в реестре муниципальной собственности <адрес>, отвечающих критериям равнозначности, решение суда будет неисполнимо.

Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности ФИО15 поддержала позицию административных ответчиков по делу, просила суд отказать в удовлетворении иска прокурора.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес>ФИО7 просила суд вынести решение по первому требованию на свое усмотрение в соответствии с нормами действующего законодательства, по второму требованию учесть, что предоставление равнозначного жилья по площади занимаемой жильцами заранее не исполнимо, поскольку заявлено не корректно.

Заинтересованные лица- жильцы многоквартирного дома Дулова Л.К., также представляющая интересы Шашкова Д.А., Горбенко Е.А., Квироус А.В., Зубенко Л.М., Соболева Н.В., Гурмекова Т.Д., Винокурова Т.И., Маркуца Е.М., ФИО10, Джагарян Ю.Г., представителя Никитенко Л.А. по доверенности ФИО11, каждый в отдельности поддержали административные исковые требований прокурора <адрес> и просили их удовлетворить по изложенным основаниям. В дополнение пояснили, что дом с 2004 года находится аварийном состоянии, в любой момент может произойти обрушение. Часть жильцов съехала, снимают квартиры за свой счет, опасаясь за свою жизнь и членов семьи. Никто из представителей муниципального органа на протяжении длительного периода времени не приходил на объект, не интересовался в каком состоянии он находится. Гурмекова пояснила, что её семья 27 лет состоит в очереди на получение жилья ( 9 человек) проживает на 30 кв. м.. Соболева пояснила, что является инвалидом второй группы, стоит в очереди на получение жилья, но боится, что не дождется его. Зубенко пояснила, что прописаны в <адрес> человек, состоит в очереди на получение жилья 22 года.

От остальных заинтересованных лиц - жильцов многоквартирного дома, не явившихся в судебное заседание поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, находит, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по <адрес> расположен многоквартирный дом (литеры «А», «А 1» 1905 года постройки, «Б» 1900 года постройки, «В» 1910 года постройки, «Г» 1962 года постройки. Дом состоит из 18 квартир, в том числе 5 муниципальных.

<адрес> по коллективному обращению собственников многоквартирного <адрес> в апреле 2018 года проведена дополнительная проверка соблюдения жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов технического состояния ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда <адрес>, составленных в период до 2000 года» квартиры № , 9, 13-17 в МКД признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания граждан и включены в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийною жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденную постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены акт от 15,12.2008 обследования МКД и заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании МКД аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного дома, расположенного в городе Ставрополе по <адрес> и заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, аварийным и подлежащим сносу» признаны незаконными, подлежащими отмене. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

О техническом состоянии многоквартирного жилого дома, по указанному адресу, органу местного самоуправления было известно, в том числе принимались решения о проведении в нем ремонтных работ в период 2014-2016 года, которые не были выполнены, что также установлено судебным решением.

Во исполнение указанного решения суда, принято постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания утратившим силу абзаца 13».

Вместе с тем, переселение жильцов из аварийного и непригодного для проживания МКД до настоящего времени не осуществлено.

Срок действия программы по переселению граждан из аварийного жилья действовала до конца 2017 года «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013-2017 годах».

В соответствии с главой II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение и предусмотрен месячный срок для принятия органом местного самоуправления такого решения.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

С момента вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу -ДД.ММ.ГГГГ, лишь спустя 7 месяцев в отношении многоквартирного <адрес> администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».

Ответчик указал на то, что в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с 2010 - 2017 годы <адрес> являлся участником 5 краевых адресных и муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 - 2010 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2008 - 2011 годы», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2010 - 2011 годы», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2011 - 2012 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2011 - 2012 годах (вторая заявка <адрес>)», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, ведомственная (отраслевая) муниципальная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы (вторая заявка <адрес>)» от ДД.ММ.ГГГГ;

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (Программа -п).

В настоящее время все вышеуказанные программы завершили свое действие.

В рамках реализации последней действовавшей Программы -п, было предусмотрено проведение мероприятий по расселению граждан из аварийных многоквартирных домов, путем заключения договоров мены недвижимого имущества либо предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно пункту 2 части 2 Закона № 185-ФЗ под аварийным жилищным фондом признается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома в течение 11 месяцев со дня принятия указанного постановления.

Сведений о том, что по объективным причинам, до окончания сроков действия указанных выше краевых адресных Программ, органом местного самоуправления не было принято мер к расселению граждан по <адрес>, включение многоквартирного дома для участия в указанной программе, суду не представлено.

Как ранее было установлено судом, техническое состояние помещения- многоквартирный жилой дом по <адрес>, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, и многоквартирный дом не может быть отнесен к категории жилых помещений.

В настоящее время действующей адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> не имеется.

Для граждан, проживание в таких помещениях представляет опасность их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и принятию своевременно мер к расселению граждан, проживающих в аварийных помещениях.

Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, по причине аварийного состояния жилого помещения в котором проживают граждане, о чем даны разъяснения Верховным судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснения определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая, и то, что помещение не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых ( часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Что касается ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылался административный ответчик, то данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает требования ст. 57 ЖК РФ предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Определение порядка предоставления иного жилого помещения как собственникам, так и нанимателя жилья относится к компетенции органа местного самоуправления, который и обязан определить каким образом в соответствии с требованиями жилищного законодательства будут реализованы права граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме по указанному адресу, техническое состояние которого влечет угрозу жизни и здоровья.

Такое законодательное решение имеет целью не только обеспечить скорейшее отселение этих граждан, но и удовлетворить потребность в отдельном жилье как можно большего их числа, в том числе во временном отселении в маневренный фонд при соблюдении принципа равенства и справедливости в отношении иных граждан, также нуждающихся в жилых помещениях. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности ( ст. 32 ЖК РФ).

Из совокупности доводов, приведенных представителями административных ответчиков, на которых возложена обязанность доказать законность и обоснованность принятых мер, действий в целях реализации жилищных прав граждан, то заявлено лишь на то, что действие программ по переселению завершены, постановление о признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу вынесено, установлены сроки отселения физических лиц. Вместе с тем, период разрешения вопроса аварийности жилья, вынесения постановления, принятия конкретных мер по указанным вопросам, не представлено и не приведено, при этом часть граждан указанного дома состоит в очереди на получение жилья.

Ссылка представителя соответчика КУМИ на то, что орган прокуратуры не вправе предъявлять требования истцам в защиту прав граждан, круг которых может быть определен, является не состоятельной, поскольку данным органом были проведена прокурорская проверка, по результатам которой данный орган вправе выйти в порядке ст. 39,40 КАС РФ с такими требованиями в суд.

Относительно довода, что избранная форма обращения (административное исковое заявление КАС или исковое заявление ГПК) является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства, исходя из характера требований, который предопределяет не только участие в качестве субъектов органов местного самоуправления, но и тем, что участники таких правоотношений, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. В данном случае, оспаривалось бездействие органа местного самоуправления по реализации жилищных прав граждан, не соединенных с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов, являющихся основанием их возникновения, во исполнение которых возникают, прекращаются, изменяются и т.д. жилищные права граждан. Следовательно, данные требования подлежат разрешению в порядке КАС РФ.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что муниципальным органом администрацией <адрес> в отношении жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> допущено бездействие в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации, поскольку решение органом местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу лишь после обращения органа прокуратуры в судебную инстанцию в защиту прав граждан.

Исходя из требований части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск прокурора Октябрьского района города Ставрополя Филюшкина С.К. в интересах жильцов многоквартирного жилого дома - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившиеся в непринятии своевременно мер по реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, предусмотренных статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Возложить обязанность на администрацию города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя во внеочередном порядке переселить собственников и нанимателей по договору социального найма из аварийного многоквартирного жилого дома №50 по ул. Орджоникидзе в городе Ставрополе в благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначные по площади ранее занимаемым жилым помещениям в черте города Ставрополя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 13.08.2018 года.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

подлинник решения суда подшит в материалы дела а-1664/2018

а-1664/2018