НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 29.07.2011 № 03-14/013164

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1869/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2011 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

судьи Совкича А.П.

при секретаре судебного заседания Фугаровой О.С.

с участием представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова - Чирковой Д.И., действующей на основании доверенности от 12.11.2010 года № 03-14/013164,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вячина А.А. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова

установил:

Вячин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова (далее - ИФНС по Фрунзенскому району), основывая своё требование на следующем.

 в адрес ИФНС по Фрунзенскому району заявителем была направлена налоговая декларация за 2010 год.

 Вячин А.А. получил от ИФНС по Фрунзенскому району уведомление об уточнении налоговой декларации за 2010 год №. В данном уведомлении утверждалось, что неверно указан код ОКАТО.

Однако, в налоговой декларации за 2010 год отправленной  в соответствии с пунктом 1.9 и пунктом 3.2 Порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2010 год был указан код ОКАТО «63 401 386», соответствующий административно-территориальному делению «Фрунзенский район города Саратова Саратовской области» согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.

Кроме того, налоговая декларация Вячина А.А. за 2009 год от  с кодом ОКАТО «63 401 386» была принята и не требовала уточнений.

Требование должностных лиц ИФНС по Фрунзенскому району об уточнении налоговой декларации за 2010 год, по мнению заявителя, является необоснованными и незаконно возлагает на него обязанность по внесению исправлений и представлению уточнённой налоговой декларации за 2010 год.

Действия должностных лиц ИФНС по Фрунзенскому району стали причиной того, что налоговая декларация Вячина А.А. за 2010 год не была введена в реестр налоговых деклараций, что нарушает его интересы по декларированию своих доходов и расходов за 2010 год.

В связи с этим Вячин А.А. просил суд признать действия должностных лиц ИФНС по Фрунзенскому району, требовавших от него внести изменения в налоговую декларацию за 2010 год, незаконными; признать налоговую декларацию за 2010 год не требующей уточнений; обязать должностных лиц ИФНС по Фрунзенскому району принять с пометкой «принята» и ввести в реестр налоговых деклараций налоговую декларацию за 2010 год; в отношении государственных служащих, совершивших действия, признанные незаконными определить меру ответственности, предусмотренную Федеральным законом «О государственной гражданской службы Российской Федерации»; обязать ИФНС по Фрунзенскому району возместить судебные расходы в соответствии с материалами дела.

Заявитель Вячин А.А. о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ИФНС по Фрунзенскому району с заявлением не согласилось, представило отзыв на заявление (листы дела №). В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве, считал действия ИФНС по Фрунзенскому району законными и обоснованными.

В соответствии со статьёй 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Суд, изучив доводы заявления, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 207 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу статьи 229 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

В соответствии с Порядком заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утверждённым приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2010 года № ММВ-7-3/654@, форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц заполняется от руки либо распечатывается на принтере с использованием чернил синего или черного цвета. Двусторонняя печать Декларации на бумажном носителе не допускается.

Декларация может подготавливаться с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Декларации вывод на страницах Декларации двумерного штрих-кода (пункт 1.1 порядка).

При заполнении показателя «Код по ОКАТО», под который отводится одиннадцать ячеек, свободные ячейки справа от значения кода в случае, если код ОКАТО имеет меньше одиннадцати знаков, заполняются нулями. Например, для восьмизначного кода ОКАТО 12445698 в поле «Код по ОКАТО» записывается одиннадцатизначное значение «12445698000» (пункт 1.9 Порядка).

При заполнении страницы 001 Титульного листа указывается, в том числе, код объекта административно-территориального деления (муниципального образования) в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, являющегося местом жительства (пребывания) налогоплательщика (пункт 3.2 Порядка).

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, Фрунзенскому району города Саратова соответствует код: 63 401 386.

Как установлено судом,  Вячиным А.А. была заполнена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2010 год (листы дела №). В декларации указан код ОКАТО: №.

 налоговая декларация была направлена Вячиным А.А. в ИФНС по Фрунзенскому району заказным письмом с уведомлением и получена налоговым органом .

Данные обстоятельства подтверждаются квитанцией Почты России об отправлении заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении (лист дела №).

В соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, в том числе, по представлению форм налоговых деклараций (расчётов) и разъяснению порядка их заполнения, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 года № 9н, в случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.

В случае, если устранение недостатков в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России «Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности».

На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о ее принятии и дата приема с оттиском штампа «Требует уточнения».

Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета). В указанном уведомлении должны быть перечислены недостатки, допущенные при составлении налоговой декларации (расчета), и предложено налогоплательщику представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем принятия налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, передает в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за делопроизводство.

Должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за делопроизводство, обязано подписать указанное уведомление у начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России и направить его налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением.

Как установлено судом, налоговая декларация Вячина А.А. по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2010 год (листы дела №) зарегистрирована должностным лицом ИФНС по Фрунзенскому району , что подтверждается штампом на титульном листе декларации.

 должностным лицом ИФНС по Фрунзенскому району подготовлено уведомление об уточнении налоговой декларации в связи с неверным указанием кода ОКАТО (лист дела №). Уведомление подписано заместителем начальника ИФНС по Фрунзенскому району.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 года № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» установлено, что финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы информацию об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 года № 92н «Об утверждении порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» сведения о реквизитах счетов и информацию, необходимую для заполнения расчётных документов, до плательщиков доводят администраторы поступлений в бюджет.

В 2006 году Министром финансов Саратовской области и руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области был согласован перечень кодов ОКАТО муниципальных образований Саратовской области. Для городского округа города Саратов определён код ОКАТО: 63401000000 (листы дела №).

Письмом заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от  за исходящим номером 08-36/004882 (лист дела №) данная информация была доведена до сведения начальников инспекций Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Кроме того, данная информация, по состоянию на , размещена на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области и в информационной системе «Консультант-Плюс».

Учитывая указанные выше обстоятельства, и руководствуясь приведёнными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что определение кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления для плательщиков налогов в пределах субъекта Российской Федерации возложено на финансовые органы субъектов Российской Федерации, которые, предоставляют данные сведения в налоговые органы. Налоговые органы, в свою очередь, доводят данные сведения до плательщиков налогов.

Судом установлено, что Министерством финансов Саратовской области определён код ОКАТО: № для всего городского округа города Саратова, без разделения на районы города. Указанный код ОКАТО предоставлен налоговым органам, которые довели данные сведения до плательщиков налогов на общедоступных информационных ресурсах.

Следовательно, указанный Вячиным А.А. в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2010 год код ОКАТО: 63401386000, является неверным.

В этой связи суд считает, что действия должностных лиц ИФНС по Фрунзенскому району признавших налоговую декларацию Вячина А.А. по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2010 год требующей уточнений и направивших истцу уведомление об уточнении налоговой декларации в течение пяти рабочих дней, совершены в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий.

При таких обстоятельствах, заявление Вячина А.А. об оспаривании действий ИФНС по Фрунзенскому району суд считает полностью не подлежащим удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении заявления и в соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также не подлежит удовлетворению требование Вячина А.А. о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Вячина А.А. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова - отказать.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда составлено .

Судья подпись А.П. Совкич