НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 29.01.2016 № 2А-688/16

«КОПИЯ»

Дело № 2а -688/16

Решение

Именем Российской Федерации

29 января 2016 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

при секретаре Романовой Ю.А.,

при участии

представителя административного истца Панченко Н.М., действующей на совании доверенности от <дата>, сроком на три года,

представителя административного ответчика по Тотиковой М.Т., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Муратовой Н.М. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова о признании незаконным отказа в освобождении от уплаты земельного налога,

Установил:

Административный истец Муратова Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова о признании незаконным отказа в освобождении от уплаты земельного налога.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности ан земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование нежилые здания, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Муратова Н.М. является пенсионеркой, инвалидом, участников Великой отечественной войны. В соответствии с требованиями ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова истцу начисляется земельный налог на принадлежащее ей недвижимое имущество.

<дата> истец обратилась в ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова с заявлением об освобождении ее от уплаты земельного налога, в связи с тем, что данный земельный участок не используется для предпринимательский целей, что подтверждается актом о пожаре, истец является пенсионером, инвалидом и участником ВОВ, площадь земельного участка составляет меньше <данные изъяты>, однако истцу было отказано в освобождении от уплаты налога.

В связи с чем, административный истец просит признать незаконным отказ ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова в освобождении Муратовой Н.М. от уплаты земельного налога на принадлежащее ей недвижимое имущество – <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, обязать ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова освободить Муратову Н.М. от уплаты земельного налога.

В судебное заседание административный истец Муратова Н.М. не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно.

Представитель административного истца Панченко Н.М. доводы искового заявления поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тотикова М.Т. в судебном заседании возражала простив удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.

Истец Муратова Н.М., <дата> рождения, на основании договора купли – продажи от <дата>, договора мены долей в нежилых помещения и земельном участке от <дата>, дополнительного соглашения от <дата> к договору купли –продажи недвижимого имущества от <дата> является собственником <данные изъяты> долей земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование нежилые здания, общая площадь <данные изъяты>., адрес нахождения объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.16).

Муратова Н.М. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д.8), а также пенсионеркой.

<дата> в здании, расположенном на земельном участке истца произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре от <дата> (л.д.174-18).

Согласно акту о техническом состоянии памятника истории и культуры после произошедшего <дата> пожара на первом этаже дома расположены кафе, магазины, офисы, вышележащие этажи не эксплуатируются (л.д.19-22).

<дата> Муратова Н.М. обратилась на имя руководителя ИФНС России по Фрунзенскому району города Саратова с заявлением об освобождении ее от уплаты земельного налога (л.д.6).

Вместе с тем, истцу было выставлено требование об уплате земельного налога (л.д. 9-15).

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно статье 138 Налогового кодекса РФ,

-акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации ( абз.1 ч.1);

-акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (абз.1 ч.2);

- акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке ( абз.3 ч.2),

-в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса ( ч.3);

-обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации ( ч.4).

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законом установленные налоги и сборы.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора регулируется статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее по тексту - НК РФ), согласно которой обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах ( ч.1) и возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора ( ч.2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации ( далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным, нормами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к плате на территориях этих муниципальных образований (ч1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога ( ч.2).

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статьей 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1). Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды ( ч.2)

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог ( ч.1 ст. 389 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сумма налога, подлежащая плате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, счисляется налоговыми органами ( п.3 ст. 396 НК РФ).

Согласно п.4 ст. 397 Кодекса, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ на органы, осуществляющие кадастровый чет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

На территории муниципального образования г. Саратов Саратовской области земельный налог введен Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 года № 63-615 «О земельном налоге», согласно которому Муратова Н.М. как достигшая пенсионного возраста от уплаты земельного налога была освобождена в силу подпункта «о» пункта 5.

Решением Саратовской городской Думы от 19.07.2012 года за № 16-191 в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и статьей 24 Устава муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения в Решение Саратовской городской Думы от 27.10.2005 года № 63-615 «О земельном налоге», согласно которым в налоговый период 2013 года подпункт «о» пункта 5-го действовал и действует по настоящее время в следующей редакции:

«5.освободить от уплаты земельного налога:

о) физических лиц - пенсионеров, получающих пенсию на основании пенсионного законодательства, в части земельных участков, общая площадь которых не превышает 1000 кв. м на одного владельца, за исключением участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Площадь земельных участков свыше 1000 кв. м облагается налогом в установленном порядке (в ред. решений Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, от 19.07.2012 N 16-191).

В соответствии со ст.652 ГК РФ:

1. По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

2. В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

3. Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

Согласно п.2 ст.654 ГК РФ, установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и доказательства суд пришел к следующему выводу:

Из буквального текста подпункта «о» пункта 5 Решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 года № 63-615 «О земельном налоге» в действующей на 2013 год редакции решений Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-677, от 19.07.2012 N 16-191, следует, что в данном случае при внесении изменений в указанный нормативный акт законодателем принято во внимание назначение земельного участка, и из льготной категории земельных участков исключены те из них, которые принадлежат на праве собственности достигшим пенсионного возраста физическим лицам, имеющие площадь менее 1000 кв.м., но, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской деятельности, т.е. в данном случае уплата земельного налога законодателем связана не с личностью собственника, а с назначением ( фактическим использованием) земельного участка.

В судебном заседании установлено, что после пожара в доме, расположенном на земельном участке истца имеются кафе, магазины, офисы, что подтверждается актом о техническим состоянии от <дата>.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка разрешенное использование земельного участка – нежилые здания.

Из принципа единства судьбы объекта недвижимого имущества – нежилого помещения, и земельного участка, на котором оно расположено ( 652 ГК РФ), следует, что принадлежащий на праве собственности Муратовой Н.М. земельный участок : <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, назначение : нежилые здания, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, также используется для предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что истец является пенсионером0 площадь земельного участка не превышает 1000 кв.м., положение решения Саратовской городской Думы не может быть применено к Муратовой Н.М., поскольку представление указанной льготы обусловлено использованием указанной категории граждан земельных участков в целях не связанных с получением доходов.

Учитывая, что нежилое помещение, расположенное на земельном участке ситца используется в предпринимательских целях, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска Муратовой Н.М. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова о признании незаконным отказа в освобождении от уплаты земельного налога, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись С.Ю. Андреева