НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 23.03.2018 № 2А-708/2018

№ 2а-708/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2018 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре Апокине Д.В.,

с участием административного истца Замотайлова Д.Ю.,

представителя административного ответчика Туманова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Замотайлова Д.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области» о признании расчёта мощности маломерного судна недействительной, о возложении обязанности по перерасчету мощности маломерного судна,

установил:

Замотайлов Д.Ю. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области» (далее – ФКУ «ГИМС») о признании расчёта мощности маломерного судна недействительной, о возложении обязанности по перерасчету мощности маломерного судна.

В обоснование административных исковых требований указано, что Замотайлов Д.Ю. является собственником моторной лодки с бортовым номером <данные изъяты>, а также двух подвесных моторов <данные изъяты>, , <данные изъяты>, без номера.

Согласно информации, предоставленной административным ответчиком от <дата>, была указана мощность моторной лодки для налогообложения по состоянию на <дата> в размере <данные изъяты> л.с., <данные изъяты> кВт. Однако, не было учтено, что на принадлежащей административному истцу моторной лодке <данные изъяты> по его техническим характеристикам не возможно одновременно установить два подвесных мотора, а также не возможна установка мотора мощностью более <данные изъяты> л.с., что подтверждено ФКУ «ГИМС» в своем письме от <дата>.

Замотайлов Д.Ю. не согласен с предоставленным ему расчётом мощности моторной лодки, считает её завышенной, так как она указана ошибочно в нарушение требований Приказа № ММ-7-11/578 от <дата> «Об утверждении формы и формата предоставления сведений о маломерных судах и об их владельцах».

Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать недействительным расчёт мощности маломерного судна <данные изъяты>, бортовой номер судна <данные изъяты>, произведенный ФКУ «ГИМС», а также возложить на ФКУ «ГИМС» обязанность произвести перерасчёт мощности маломерного судна <данные изъяты>, бортовой номер судна <данные изъяты>, с учётом требований закона.

В судебном заседании Замотайлов Д.Ю. заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что он является собственником маломерного судна и двух подвесных моторов <данные изъяты> по <данные изъяты> л.с. каждый. Однако маломерное судной в связи с его техническими характеристиками не позволяет одновременно установить на него два двигателя. Представленный расчёт мощности маломерного судна произведен с нарушениями закона, так как в данной ситуации в отношении него должна быть указан лишь мощность одного из двигателей, то есть <данные изъяты> л.с.

Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что взаимодействие с налоговыми органами осуществляется в электронном виде, в том числе в целях налогообложения предоставляется информация о зарегистрированных правах на маломерные судна, о лицах, являющихся правообладателями указанных транспортных средств.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из положений ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п.п. 1 и 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ маломерное судно подлежит государственной регистрации реестре маломерных судов. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 17 указанного кодекса государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Соответствующим уполномоченным органом по регистрации маломерных судов является Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждены Приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 340.

На момент регистрации за административным истцом маломерного судна и двигателей действовали Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500.

В соответствии с Правилами от 29 июня 2005 года № 500 государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

В силу п.п. 4 и 10 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Форма о сведениях о маломерных судах и об их владельцах, формат представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядок заполнения формы о сведениях о маломерных судах и об их владельцах, утверждены Приказом ФНС России от 12 ноября 2014 года № ММВ-7-11/578@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@".

В рамках указанного Приказа были предоставлены Замотайлову Д.Ю. сведения о маломерном судне, зарегистрированным на его имя, а также о двигателях.

В соответствии с п. 3.8 Порядка заполнения формы "Сведения о маломерных судах и об их владельцах" по строке 1.8 (сведения о двигателе (двигателях, главном двигателе) или подвесном моторе) указываются сведения о мощности и количестве двигателей:

в графе 1.8.1 (количество) - сведения о количестве зарегистрированных двигателей, которые могут быть одновременно установлены на транспортном средстве с учетом ограничений по количеству двигателей, указанных в технической документации на маломерное судно;

в графе 1.8.2 (мощность) - сведения о сумме мощностей зарегистрированных двигателей на маломерном судне с учетом ограничений по мощности двигателей, указанных в технической документации на маломерное судно. В случае, если сумма мощностей зарегистрированных двигателей превышает максимально допустимую мощность двигателей, указанных в технической документации на маломерное судно, то указывается сумма мощностей двигателей, не превышающая ограничений по мощности двигателей, указанных в технической документации на маломерное судно;

в графе 1.8.3 (дата изменения мощности) - дата изменения мощности, связанная с переоборудованием маломерного судна.

Как установлено судом ранее, на имя административного истца зарегистрировано маломерное судно <данные изъяты>. Согласно письма ФКУ «ГИМС» от <дата>, Замотайлову Д.Ю. сообщено, что на лодке <данные изъяты>, не меняя заводских конструкций, установка двух моторов одновременно технически невозможна. Двумя и более моторами на моторной лодке <данные изъяты> можно пользоваться поочередно и они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно представленных технических характеристик в отношении моторной лодки <данные изъяты>, допустимая её мощность составляет <данные изъяты> л.с.

Таким образом, установлено, что на имеющейся в собственности у Замотайлова Д.Ю. моторной лодке, не имеющей стационарного двигателя, возможно установка и использование одного подвесного двигателя, мощностью не более <данные изъяты> л.с. (без изменения заводских конструкций). Одновременное использование двух подвесных моторов на ней с технической точки зрения не возможно.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в силу ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Согласно п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ определены налоговые ставки в отношении катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя в зависимости от имеющейся мощности в лошадиных силах. Порядок исчисления определения размера налога от общей суммы мощностей двигателей, зарегистрированных за налогоплательщиком, указанная норма не содержит, так как данный порядок определения налоговой базы сводится к мощности самой моторной лодки, а не каждого из двигателей в отдельности.

Иное толкование приведенных выше положений закона, позволяющее при определении налоговой базы суммировать мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных лодочных моторов, даже при условии, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, противоречит самой природе транспортного налога, который по своему правовому смыслу является обязательным платежом, взимаемым с владельцев транспортных средств, в том числе маломерных судов именно за пользование ими, что предполагается исходя из целевого назначения транспортных средств как таковых.

Предоставление же в налоговый орган информации о мощности моторной лодки, находящейся в собственности у Замотайлова Д.Ю., в виде суммы мощностей двигателей (подвесных моторов), указанных в судовом билете, является нарушением установленного законом порядка предоставления соответствующей информации, что, в свою очередь, влечет начисление налогоплательщику транспортного налога, размер которого не соответствует положениям ст.ст. 359, 361 Налогового кодекса РФ.

Учитывая, что имеющийся расчёт мощности моторной лодки истца формируется и направляется в налоговый орган для исчисления транспортного налога, а сам расчёт не соответствует требованиям материального закона, так как произведен исходя из суммарной мощности всех зарегистрированных двигателей, данный расчёт следует признать недействительным с возложением на ФКУ «ГИМС» обязанности по перерасчёту соответствующей мощности исходя из максимально возможной мощности двигателя, зарегистрированного на имя Замотайлова Д.Ю. (согласно требованиям Приказа ФНС России от 12 ноября 2014 года № ММВ-7-11/578@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@").

Суд не принимает во внимание позицию административного ответчика и показания свидетеля ФИО, что сведения в налоговый орган предоставляются автоматически из имеющейся базы данных в виде суммированного значения мощностей всех зарегистрированных на имя Замотайлова Д.Ю. двигателей, так как иной порядок предоставления соответствующей информации прямо предусмотрен законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

признать недействительным расчёт мощности маломерного судна <данные изъяты>, бортовой номер судна <данные изъяты>, произведенный Федеральным казенным учреждением «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области» произвести перерасчёт мощности маломерного судна <данные изъяты>, бортовой номер судна <данные изъяты>, в соответствии с Приказом ФНС России от 12 ноября 2014 года № ММВ-7-11/578@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ А.А. Ершов