Октябрьский районный суд г. Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-1562/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2011 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,
при секретаре Кудашевой Н.А.,
с участием заявителя Вячина А.А.,
представителя инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова Чирковой Д.И., действующей на основании доверенности от 12.11.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению Вячина А.А. к Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Вячин А.А. обратился в суд с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова (далее по тексту - ИФНС) о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заявление обосновано тем, что в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова им была направлена корректирующая налоговая декларация за 2008 год. он получил от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова уведомление об уточнении налоговой декларации за 2008 год, из которого следовало, что им неверно указан номер корректировки и код ОКАТО. В соответствии с п. 1 статьи 21 и п. 4 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) он обратился к сотруднику ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением о разъяснении порядка заполнения налоговой декларации за 2008 год. Не дождавшись ответа в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова им была повторно направлена корректирующая налоговая декларация за 2008 год. он вновь получил от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова уведомление об уточнении налоговой декларации за 2008 год, в котором было указано, что неверно указан номер корректировки и код ОКАТО.
Данные требования об уточнении уточнённой налоговой декларации за 2008 год являются необоснованными, поскольку в налоговых декларациях за 2008 год отправленных и в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова были указаны номера корректировок № и код №, соответствующие административно-территориальному делению «Фрунзенский район г. Саратова Саратовской области» согласно «ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления». Кроме того, налоговая декларация за 2009 год от с кодом № была принята и не требовала уточнений. Номер корректировки № соответствует порядковому номеру предоставления уточнённой налоговой декларации. В результате необоснованных действий должностных лиц, его уточненная налоговая декларация за 2008 год не была зарегистрирована в реестре регистрации налоговых деклараций.
В результате необоснованных действий должностных лиц требовавших уточнений налоговой декларации за 2008 г., его декларация не была зарегистрирована в реестре регистрации налоговых деклараций, чем созданы препятствия к реализации права на подачу уточнённой налоговой декларации за 2008 г., а требования должностных лиц незаконно возлагают на него обязанность по внесению исправлений и представлению очередной уточнённой налоговой декларации за 2008 г.
В связи с изложенным, заявитель просит суд признать действия должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова незаконными, признать его уточненную налоговую декларацию за 2008 год не требующей уточнений, обязать должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова принять с пометкой «принята» и ввести в реестр налоговых деклараций уточненную налоговую декларацию за 2008 год, в отношении государственных служащих, совершивших действия признанные незаконными, определить меру ответственности, предусмотренную Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», возместить судебные расходы в соответствии с материалами дела.
В судебном заседании заявитель Вячин А.А. поданное заявление поддержал в полном объеме, дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова просила отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что действия и требования инспекции, предъявляемые к заявителю, соответствуют требованиям закона, предъявляемых при заполнении и подаче декларации, о чем Вячину А.А. неоднократно разъяснялось в письменных ответах и в судебных заседаниях.
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, находит заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к действиям должностных лиц, которые оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия, в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом обязательным обстоятельством, подлежащим установлению по делу, является нарушение действием или бездействием должностного лица законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд обеспечивает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Судом установлено, что Вячин А.А. направил в адрес ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова налоговую декларацию за 2008 г.
из ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова Вячиным А.А. было получено уведомление об уточнении налоговой декларации, согласно которому им неверно указан номер корректировки и код ОКАТО.
Вячин А.А. обратился в инспекцию федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением, в котором содержалась просьба разъяснить порядок заполнения налоговой декларации за 2008 г.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Из п. 39 Приказа Минфина Российской Федерации от 18 января 2008 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекцию ФНС.
Как следует из главы 10 административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 г. № 9н индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в письменной форме. Индивидуальное информирование налогоплательщиков (их представителей) на основании письменных обращений осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС. Письменное обращение с резолюцией начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России не позднее следующего рабочего дня за днем проставления этой резолюции направляется в структурное подразделение инспекции ФНС России, ответственное за исполнение государственной функции, для подготовки ответа. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает ответ на письменное обращение по существу поставленных в нем вопросов в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Административным регламентом в срок не менее чем за четыре рабочих дня до истечения установленного срока исполнения.
До получения ответа на поданное заявление Вячиным А.А. в налоговый орган повторно была направлена уточненная налоговая декларация за 2008 г.
им было получено уведомление об уточнении налоговой декларации, в связи с неверным указанием номера корректировки и кода ОКАТО.
Как следует из ст. 80 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
В соответствии с п.п. 3 п. 133 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию» налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке начисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 г. налоговая декларация не принимается у налогоплательщика, если она предоставлена не по установленной форме.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, налоговым органом в адрес Вячина А.А. были направлены уведомления о предоставлении налоговой декларации с неверным указанием кода ОКАТО и номером корректировки, с предложением в течение 5 рабочих дней предоставить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п. 137, п. 138 и п. 139 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию», если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно, если налогоплательщик (его представитель) отказываются устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета).
При рассмотрении дела судом установлено, что при подаче уточненной налоговой декларации заявителем были неверно указаны реквизиты, а именно коды корректировки и код ОКАТО, отсутствие которых влияет на исчисление налогооблагаемой базы, в связи с чем инспекцией в адрес Вячина А.А. было направлено уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) с предложением представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.
В обоснование заявления Вячин А.А. указывает, что в уточнённых налоговых декларациях им были указаны номера корректировки № и код №, что соответствует административно-территориальному делению «Фрунзенский район г. Саратова Саратовской области». Вместе с тем, судом установлено, что при подаче уточненной налоговой декларации код корректировки должен указываться в соответствии со следующим порядковым номером, однако Вячиным А.А. данный код в декларациях был указан неверно, что нельзя поставить кому-либо в вину.
Доводы заявителя о правильном с его стороны указании кода ОКАТО, со ссылкой на «ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от , который соответствуют месту его учета, являются необоснованными, поскольку в связи с принятием Правил взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы информацию об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов.
При этом с для инспекций г. Саратова был введен единый ОКАТО 63401000000 и данная информация о коде была размещена в средствах массовой информации, содержится на официальном сайте УФНС России по Саратовской области и правовых системах. В ответе, данном инспекцией на заявление Вячина А.А., указаны недостатки, допущенные при оформлении налоговой декларации, и разъяснено о необходимости указания в декларации кода ОКАТО (63401000000) и присваиваемого впоследствии порядкового номера (3).
То обстоятельство, что налоговым органом была принята налоговая декларации заявителя за 2009 г., в которой им был указан такой же код корректировки и код ОКАТО, не является основанием к удовлетворению требований и не освобождает его от обязанности предоставления налоговой декларации за 2008 г. с учетом вышеперечисленных требований закона.
Учитывая вышеизложенное оснований для признания действий должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова незаконными, признании уточнённой декларации за 2008 г. не требующей уточнений, возложении обязанности на должностных лиц ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова принять с пометкой «принята» и ввести в реестр налоговых деклараций уточнённую налоговую декларацию за 2008 г., не имеется.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес. Заявителем суду не представлены доказательства нарушения его прав действиями заинтересованного лица.
Требования заявителя об определении в соответствии с Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» меры ответственности государственных служащих, совершивших действия, признанные незаконными не основаны на законе, поскольку суд общей юрисдикции не вправе привлекать должностных лиц к какой-либо ответственности.
В связи с отказом в удовлетворении требований оснований для взыскания судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Вячина А.А. о признании действий должностных лиц Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова незаконными, признании уточнённой налоговой декларации за 2008 год не требующей уточнений, возложении обязанности на должностных лиц Инспекции федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова принять и ввести в реестр налоговых деклараций уточнённую налоговую декларацию, определении меры ответственности, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда изготовлено .
Судья: подпись