№ 2-139/2022
64RS0047-01-2021-006275-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 г. город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Ватютовой А.Л.,
с участием представителя истца по доверенности Девятова О.В.,
представителя ответчика и третьего лица по доверенностям Ефимова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заковрягина О.Г. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за задержку оплаты отпуска,
установил:
Заковрягин О.Г. обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России № 23 по Саратовской области) о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за задержку оплаты отпуска.
Требования истца мотивированы тем, что он с <дата> работал в <данные изъяты>. Уволился он <дата> За время работы ему не в полном объеме оплачивались ежегодный основной и дополнительные отпуска, так как расчет оплаты отпуска осуществлялся без учета премиальных и стимулирующих выплат.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 11 317 рублей 59 копеек, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 8 299 рублей 01 копейка.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 21 177 рублей 16 копеек, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 13 869 рублей 62 копейки.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 4 204 рубля 71 копейка, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 2 228 рублей 58 копеек.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 4 897 рублей 21 копейка, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 2 292 рубля 61 копейка.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 14 079 рублей 02 копейки, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 4 880 рублей 01 копейка.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 13 062 рубля 93 копейки, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 3 709 рублей 02 копейки.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 13 743 рубля 38 копеек, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 2 492 рублей 15 копеек.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 34 723 рубля 78 копеек, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 5 191 рубль 20 копеек.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 20 727 рублей 84 копейки, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 1 495 рублей 87 копеек.
В <дата> г., при уходе в отпуск, ему не было доплачено 22 455 рублей 62 копейки, компенсация за задержку отпуска за период с <дата> по <дата> составляет 868 рублей 28 копеек.
На основании изложенного, просил взыскать с МРИ ФНС России № 23 по Саратовской области: задолженность по оплате отпусков в 2017-2021 г.г. в размере 160 388 рублей 36 копеек, компенсацию за задержку оплаты отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 45 293 рубля, судебные расходы в размере 10 000 рублей.
Представитель истца по доверенности Девятов О.В., исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, фактически пояснив, что срок пропущен не был.
Представитель ответчика и третьего лица Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области по доверенностям Ефимов Е.С. просил отказать в удовлетворении иска, в связи с чем, что выплаты, которые истец просит включить в расчет отпуска, произведены не из фонда оплаты труда. В письменных пояснениях, просил применить последствия пропуска срока на обращения в суд.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
С учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия истца ответчика.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Приказом Федеральной налоговой службы России от <дата> и приказом Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от <дата><данные изъяты> реорганизована путем присоединения к ней <данные изъяты> и переименована в МРИ ФНС России № 23 по Саратовской области (л.д. 53-54, 55-56).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
С <дата> по <дата> Заковрягин О.Г. проходил государственную гражданскую службу в <данные изъяты> в должности начальника отдела общего и хозяйственного обеспечения (Т.1 л.д. 41, 42, 43-47, 48-52).
Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьей ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах...; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказами <данные изъяты> от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> и иными приказами (Т. 1 л.д. 75-150, 210-219) за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы, постановлено произвести выплаты единовременных поощрений за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании данных приказов Заковрягину О.Г. выплачены средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда: в <дата> г. – 16 400 рублей, в <дата> г. – 50 000 рублей, в <дата> г. – 19 000 рублей, в <дата> г. – 29 400 рублей, в <дата> г. – 23 450 рублей, в <дата> г. – 20 124 рубля 47 копеек, в <дата> г. – 20 500 рублей 99 копеек, в <дата> г – 27 644 рубля 16 копеек, в <дата> г. – 40 000 рублей, в <дата> г. - 40 000 рублей, в <дата> г. – 40 000 рублей, в <дата> г. – 19 902 рубля, в <дата> г. – 30 474 рубля 74 копейки, в <дата> г. - 35 000 рублей, в <дата> г. – 19 902 рубля, в <дата> г. – 31 141 рубль 50 копеек, в <дата> г. – 110 000 рублей, в <дата> г. – 68 511 рублей 30 копеек, в <дата> г. – 40 000 рублей, в <дата> г. – 41 522 рубля, в <дата> г. – 34 463 рубля, в <дата> г. – 50 000 рублей, в <дата> г. – 50 761 рубль, в <дата> г. – 51 032 рубля 39 копеек, в <дата> г. – 78 462 рубля 50 копеек, в <дата> г. – 78 462 рубля 50 копеек, в <дата> г. – 17 108 рублей, в <дата> г. – 34 500 рублей, в <дата> г. -82 793 рубля.
Данные обстоятельства, помимо приказов подтверждаются письменными пояснениями представителя ответчика от <дата>, сведениями предоставленными ответчиком (Т. 1 л.д. 190-209).
В силу п.п. 1 и 8 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.
В период гражданской службы Заковрягину О.Г. предоставлялись ежегодные основные и дополнительные отпуска и ему выплачивались следующие суммы в счет оплаты отпуска:
- в <дата> г. отпуск предоставлялся с <дата> по <дата> (22 дня), его оплата составила 9 228 рублей 60 копеек, с <дата> по <дата> (21 день), его оплата составила 20 188 рублей 71 копейка;
- в <дата> г. отпуск предоставлялся с <дата> по <дата> (21 день), его оплата составила 19 085 рублей 22 копейки, с <дата> по <дата> (22 дня), его оплата составила 20 690 рублей 56 копеек;
- в <дата> г. отпуск предоставлялся с <дата> по <дата> (21 день), его оплата составила 19 888 рублей, с <дата> по <дата> (22 дня), его оплата составила 20 587 рублей 45 копеек;
- в <дата> г. отпуск предоставлялся с <дата> по <дата> (21 день), его оплата составила 21 682 рубля 71 копейка, с <дата> по <дата> (22 дня), его оплата составила 13 532 рубля 74 копейки;
- в <дата> г. отпуск предоставлялся с <дата> по <дата> (21 день), его оплата составила 21 846 рублей 51 копейка, с <дата> по <дата> (22 дня), его оплата составила 22 901 рубль 56 копеек.
Данные суммы были рассчитаны без учета выплаты вышеуказанных средств материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда, за период с 2016 по 2021 г.г. включительно, что представителем ответчика не оспаривалось.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
В п. 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Среднемесячное число календарных дней, используемое при исчислении денежного содержания на период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлено 29,3.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5. данного Положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая положения ст.ст. 50, 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.
При таких обстоятельствах материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно учитывается при расчете оплаты отпуска.
Расчет суммы задолженности, по оплате отпусков 2017-2021 г.г., в размере 160 388 рублей 36 копеек, приведенный истцом в исковом заявлении, судом проверен, он соответствует Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также не превышает расчет ответчика (Т. 1 л.д. 220-235), в связи с чем, иск в этой части подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В связи с тем, что определенные к взысканию суммы, не оплаченного отпуска, не выплачены своевременно, то истец вправе требовать взыскания с ответчика компенсации за задержку оплаты отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 45 293 рубля. Этот расчет истца судом проверен и сомнений в обоснованности размера взыскиваемых сумм не вызывает.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из договора от <дата> (Т. 2 л.д. 8-9, 29) следует, что Заковрягиным О.Г. понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Заковрягина О.Г. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за задержку оплаты отпуска, удовлетворить.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Саратовской области в пользу Заковрягина О.Г. задолженность по оплате отпусков в 2017-2021 г.г. в размере 160 388 рублей 36 копеек, компенсацию за задержку оплаты отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 45 293 рубля, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, а всего 215 681 (двести пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят один) рубль 55 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение суда изготовлено 21 января 2022 г.