НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 17.02.2022 № 2-157/2022

№ 2-157/2022

64RS0047-01-2021-006344-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии истца Комисаровой Е.Б.,

представителя истца Комисаровой Е.Б. – адвоката Якушиной Г.Н., действующей на основании ордера от <дата>,

представителя ответчика ГУ – ОПФР по Саратовской области – Мещеряковой А.А., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссаровой Е.Б. к ГУ – ОПФР по Саратовской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Комиссарова Е.Б. обратилась в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указала, что <дата> ею в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова было подано заявление о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением ГУ – УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от <дата> ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. С учетом уточнения заявленных в судебном заседании требований истец просила суд включить в ее медицинский стаж период работы с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по лечебной работе Центра медицины катастроф Саратовской области в календарном исчислении, признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости с <дата> - даты подачи заявления в УПФР, обязать ГУ – ОПФР по Саратовской области назначить ей досрочную пенсию по старости с <дата>. В обоснование заявленных требований указала, что не согласна с позицией ответчика о том, что должность заместителя директора по лечебной работе в ГУ «Центр медицины катастроф» не поименована в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. в указанном Списке поименованы руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. В Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (в редакции Приказа Минздрава России от 01 августа 2014 г. № 420н) в качестве руководителя указан «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации. Согласно п. 1.1 Должностной инструкции заместителем директора по лечебной работе в ГУ «Центр медицины катастроф» назначается специалист с высшим медицинским образованием, имеющий стаж работы не менее 5 лет, сертификат по организации здравоохранения и опыт лечебной и организаторской работы. Врачи-руководители учреждений и их заместители имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, если их врачебная деятельность будет оформлена документально. Врач-руководитель либо его заместитель может в пределах своего рабочего времени по основной должности осуществлять лечебную деятельность по соответствующей специальности. Ей было разрешено в спорный период наряду с основной работой в пределах своего рабочего времени в должности заместителя директора по лечебной работе совмещать должность врача анестезиолога ревматолога с оплатой в размере 50% от должностного оклада врача, о чем издан соответствующий приказ о внутреннем совместительстве, который находится в пенсионном деле. На протяжении всего периода производился учет ее основной и дополнительной работы, что подтверждается ежегодными Карточками-Справками и ежемесячными Расчетными листками. Кроме того, Приказом по Центру медицины катастроф -п от <дата> создана врачебная комиссия, действующая по настоящее время, членом которой она является. Данная комиссия осуществляет экспертизу качества оказания экстренной медицинской помощи, экспертизе подвергалась и ее работа в качестве врача, что так же подтверждает осуществление ее врачебной работы. Таим образом, ее лечебная работа и ее оформление соответствуют требованиям Постановления Министерства труда и социального развития РФ № 41 от 30 июня 2003 года и статьи 60.2 Трудового кодекса РФ. Следовательно, и ее должность, как заместителя директора ЦМК, и осуществление лечебной работы по внутреннему совместительству являются основаниями для включения в ее медицинский стаж период ее работы с <дата> по <дата>.

Истец Комиссарова Е.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержала, просила удовлетворить.

Представитель истца Якушина Г.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Мещерякова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым требования истца о включении в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по лечебной работе Центра медицины катастроф Саратовской области являются необоснованными поскольку согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии врачей-руководителей учреждений законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в период основной деятельности, в связи с чем выполнение работы по совместительству не может являться доказательством осуществления врачебной деятельности в течение рабочего времени по основной должности. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н, указывает на разделение труда между врачами-специалистами, руководителями. Врач-специалист согласно должностным обязанностям выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Врач-специалист должен иметь сертификат специалиста по специальности в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, утверждаемой в установленном порядке. Руководитель организации (главный врач, заведующий, начальник медицинской организации) согласно должностным обязанностям осуществляет руководство деятельностью медицинской организации; организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению; обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации; утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации; принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Должностные обязанности и квалификационные требования врачей - специалистов и врачей-руководителей также различны. В одном случае - это выполнение должностных обязанностей по должности врача-специалиста, имеющего соответствующее медицинское образование и сертификат специалиста (осуществление врачебной деятельности). В другом случае - это осуществление функции по общему руководству учреждением, которая носит управленческий, организационный, административно-хозяйственный характер (отсутствие врачебной деятельности по должности врача-специалиста). Следовательно, руководители организации наряду с осуществлением должностных обязанностей руководителя, связанных с административно - управленческой, хозяйственной деятельностью, также могут выполняться обязанности по осуществлению врачебной деятельности по должности врача-специалиста в пределах основного рабочего времени. Совмещение - это выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же должности за дополнительную оплату (статьи 60.2, 151 ТК РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ). Следовательно, при совмещении работник в течение рабочего дня выполняет как свои трудовые обязанности, так и дополнительную работу по другой должности. За повышение интенсивности труда ему устанавливается специальная доплата (не оклад или тарифная ставка), что фиксируется в существующем договоре по основной работе, например, в должности главного врача, его заместителя. Право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется врачам- руководителям, при условии осуществления определенного объема работы по должности врача-специалиста, наряду с работой по основной должности по должности врача-руководителя, то есть на условиях совмещения. Совместительство - выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (статьи 60.1. 282 ТК РФ). Основная работа - это работа по должности врача-руководителя. Работа по совместительству в должности врача-специалиста выполняется в свободное от основной работы время. В этой связи, трудовой договор оформляется по каждой должности, выполняемой на условиях совместительства, следовательно, право на данный вид пенсии рассматривается также по каждой должности. Заместитель директора по лечебной работе относится в первую очередь не к категории врачей, а к категории руководителей в соответствии с п. 1.1 1 Приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и Фармацевтических работников». Выделение отдельной категории руководителей объясняется возложением на них в большей степени организационных и административных обязанностей. Согласно должностным обязанностям Комиссаровой Е.Б., заместитель директора центра медицины катастроф отвечает за организацию работы бригады экстренного реагирования, качество лечебно-диагностического процесса, анализ качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, повышение квалификации персонала бригады экстренного реагирования. Для выполнения этих задач заместитель директора обязан: принимать участие в подборе и расстановке медицинских кадров, в составлении графиков дежурств членов бригады экстренного реагирования, планировать и контролировать работу бригады экстренного реагирования, систематически проводить экспертную оценку деятельности бригады экстренного реагирования, проводить анализ диагностических и тактических ошибок деятельности бригады экстренного реагирования и принимать меры по их устранению, ежегодно разрабатывать план повышения квалификации медицинского персонала бригады экстренного реагирования. Несостоятельны доводы истца о том, что работая в должности заместителя директора она осуществляла лечебную деятельность, принимая участие в заседании врачебной комиссии. В соответствии с Положением о врачебной комиссии ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» врачебная комиссия Центра создается в целях совершенствования организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим. Врачебная комиссия осуществляет оценку качества обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначенных лекарственных препаратов. направление сообщений в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности назначенных препаратов, о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению препаратов. оценка соблюдения в Центре установленного порядка ведения медицинской документации, рассмотрение обращений по вопросам, связанным с оказанием экстренной медицинской помощи пострадавшим. Таким образом, работа в должности заместителя директора по лечебной работе Центра медицины катастроф Саратовской области в большей части связана с руководством, ведением документооборота и иными административными функциями, что не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность (Список от 29 октября 2002г. № 781). По занимаемой основной должности - заместитель директора, отсутствовал факт осуществления врачебной деятельности по должности врача-специалиста. Относительно того, что в спорный период наряду с основной работой в должности заместителя директора по лечебной работе истец осуществляла работу в должности врача анестезиолога-реаниматолога на 0.5 ставки, отделение ПФР поясняет следующее. В соответствии с п. 4 Правил от 29 октября 2002 № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года могут быть засчитаны в специальный стаж при условии выполнения ее в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определение от 19 ноября 2015 № 2627-О пункт 4 Правил от 11 июля 2002 года № 516, в специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (в настоящее время - страховой пенсии по старости), засчитывают периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, направлен на учет условий осуществления трудовой деятельности сопряженной с повышенными психофизическими нагрузками, в равной мере распространяется на всех работников и сам по себе не может расцениваться как ограничивающий права граждан на пенсионное обеспечение. Таким образом, поскольку истцом в спорные периоды не выработана ставка, то соответственно и работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога правомерно не включена в льготный стаж, как в календарном порядке, так и в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. На основании изложенного просит отказать Комиссаровой Е.Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, в соответствии с пп. "н" п. 1 указанного Постановления Правительства РФ при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;

- Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

- Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

- Перечень - приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <дата>.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Решением Решением ГУ – УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от <дата> в стаж работы Комисаровой Е.Б., дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности не включен спорный период работы – <дата> по <дата> в должности заместителя директора по лечебной работе Центра медицины катастроф Саратовской области.

Работа истца в указанной должности заместителя директора по лечебной работе ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» <дата> по <дата> подтверждена трудовой книжкой истца и не оспаривается ответчиком.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют врачи-специалисты всех наименований, в том числе – руководители учреждений (их структурных подразделений, осуществляющие лечебную деятельность в Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе медицины катастроф (федеральных, региональных, территориальных).

Как следует из устава ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» (п.п. 5.1-5.2), Положений о специализированной (реанимационной) бригаде экстренного реагирования Центра медицины катастроф Саратовской области, а также Приказа Министерства здравоохранения и социальной поддержки правительства Саратовской области от <дата> о воздании в ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» с <дата> бригады экстренного реагирования является структурным подразделением ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» (л.д. 164-179, 183-185, 187-189, л.д. 186 тома 1).

Руководство данной бригадой осуществляет заместитель директора по лечебной работе ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области», в должности которого в спорный период времени работала истец, что прямо предусмотрено 1.1-1.3, 2.1 должностной инструкции заместителя директора центра медицины катастроф (л.д. 195-196 тома 1).

Таким образом, истец являлась руководителем структурного подразделения ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области», то есть занимала должность, предусмотренную Списком № 781, и работала в учреждении, поименованном в указанном списке.

Кроме того, номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н, установлено, что к должностям руководителей относятся заместители руководителя (начальника) медицинской организации.

Как видно из исследованных документов, Комиссарова Е.Б. в спорный период занимала должности заместителя руководителя медицинской организации.

То обстоятельство, что истец в указанный период осуществляла лечебную деятельность подтверждается расчетными листками за <дата> года, <дата> года, за <дата> год, за <дата> год в которых указана работа по внутреннему совместительству в течение всех рабочих дней месяца, то есть на полную ставку, а также работа в ночное время (л.д. 12, 13, 16 – 26, 29-39, 45-57 тома 2), а также карточками-справками за спорный период.

Кроме того, в деле имеются выписки из протокола заседания клинико-экспертной комиссии ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, в которых анализируется деятельность Центра медицины катастроф за 2017, 2016 годы, указывается в том числе рабочее время врачей бригады, в том числе и Комисаровой Е.Б., указано, что она работает врачом на полставки (л.д. 90-94, л.д. 95-98, 99-102, 103-106, 107-111, 112-115, 116-120, 121-125, 126-129, 130-133, 134-137, 138-141, 142-145 тома 2).

Как видно из выборки статистических данных из электронного журнала учета вызовов ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» за 2015-2018 годы. В эти годы Комиссарова Е.Б. выезжала на вызовы в составе бригады экстренного реагирования как врач (л.д. 157-225).

При таких обстоятельствах суд полагает установленным тот факт, что в период с <дата> по <дата> истец занималась лечебной деятельностью, и он подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решение пенсионного фонда в части не включения указанного периода подлежит отмене.

При включении спорного периода право на назначение пенсии у истца возникает с момента обращения в Пенсионный фонд – с <дата>, что ответчиком не оспаривалось.

В этой части исковое заявление также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Комиссаровой Е.Б. к ГУ – ОПФР по Саратовской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ – УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от <дата> в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Комиссаровой Е.Б. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности период ее работы с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по лечебной работе ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области».

Обязать ГУ – ОПФР по Саратовской области включить период работы Комиссаровой Е.Б. с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по лечебной работе ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» в специальный трудовой стаж Комиссаровой, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Признать за Комиссаровой Е.Б. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с <дата>.

Обязать ГУ – ОПФР по Саратовской области назначить Комиссаровой Е.Б. досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ФИО9 П.А. Замотринская