РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В., при секретаре судебного заседания Алексеевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2496/19 по административному иску ОАО «РЖД» к Государственной инспекции труда в Самарской области, главному инспектору труда государственной инспекции труда в Самарской области Новиковой Олесе Валериевне о признании незаконным и отмене предписания дата№...-И,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Октябрьский районный суд г.Самары с указанным заявлением ссылаясь на то, что Государственной инспекцией труда в Самарской области проведена внеплановая документарная проверка эксплуатационного локомотивного депо Кинель - структурного подразделения Куйбышевской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД», по результатам которой дата составлен акт проверки №...-И и выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства №...-И от дата, полученное Обществом дата. Согласно данным документам административным органом в связи с выявленными нарушениями требований ст.ст. 57, 72, 152, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписано в срок до дата года внести в трудовой договор Бубнова А.И. условия труда на рабочем месте (основание ст.стю57, 357 ТК РФ); произвести перерасчет сверхурочной работы Бубнову А.И. за период с августа 2015 года по март 2019 года по правилам ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации: за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, с учетом, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсации (основание ст.ст.152. 357 ТК РФ). С указанными требованиями Общество не согласно, поскольку считает, что они приняты в нарушении требований норм трудового права. Считает, что государственный инспектор труда в Самарской области, обязывая произвести перерасчет сверхурочной работы, фактически разрешила индивидуальный трудовой спор работодателя и работника, подлежащие рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, которая создана в ОАО «РЖД», либо судом. Разногласия, возникшие между учреждением и работником относительно учета продолжительности рабочего времени в соответствии с положениями ч. 1 либо ч. 3 ст. 108 ТК РФ и доплаты за отработанное время содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, при проведении проверки государственным инспектором труда в Самарской области не принято во внимание, что согласно ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской федерации, а именно, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Пунктом 3.3. приказа от дата № ЦТ-215 заместителя генерального директора ОАО «РЖД» «Об утверждении особенностей оплаты труда работников Дирекции тяги» предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере. При суммированном учете рабочего времени количество часов сверхурочной работы определятся по завершении учетного периода (месяц, квартал, год). При этом в полуторном размере оплачиваются часы в количестве, равном произведению смен по графику в данном периоде на два, а остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере (в соответствии с методикой расчета заработной платы в ЗАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от дата года». Согласно методике расчета заработной платы в ОАО «РЖД» утвержденной первым вице-президентом ОАО «РЖД» Морозовым В.Н. от дата№... и приказом заместителя генерального директора ОАО «РЖД» начальника Дирекции тяги Валинского О.С. ЦТ-215 от дата «Об утверждении особенностей оплаты труда работников Дирекции тяги» сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном : размере, за последующие часы - в двойном размере. Правомерность применения данного порядка определена Указанием МПС СССР «Об оплате работы в сверхурочное время работникам с суммированным учетом рабочего времени» от дата N Г-2967у и подтверждена письмом Министерства транспорта Российской Федерации от дата N 03/1234. Для оплаты сверхурочных часов работы локомотивных бригад, работающих в поездном движении, количество смен определяется по числу поездок туда-обратно в пределах нормы рабочего времени (т.е. поездка из основного депо до оборотного и возвращение из оборотного в основное депо для целей оплаты за сверхурочную работу считаются как одна смена). Расчет оплаты за сверхурочную работу производится: при повременной оплате труда - исходя из часовой тарифной ставки (для рабочих, чей труд оплачивается на основании тарифной сетки) либо доли должностного оклада за 1 час работы (для работников, которым установлен должностной оклад). Полагал, что Обществом не допущено нарушений ч.1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, расчет сверхурочной работы Бубнову А.И. произведен в соответствии с нормами трудового права.
В судебном заседании представители административного истца Садомский В.В., Матвеева Л.В., действующие на основании доверенностей, требования поддержали в полном объеме по доводам иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Самарской области – Тырин Д.Н., действующий на основании доверенности, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области Новикова О.В., возражали против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражения на иск.
Заинтересованное лицо Бубнов А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Свидетель Клюева Е.Н. пояснила, что в организации осуществляется суммированный учет рабочего времени, объем сверхурочных часов определяется исходя из количества смен, отработанных в учетном периоде, в соответствии с указаниями МПС, являющимися обязательными к исполнению.
Суд, выслушав стороны, участвовавшие в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Судом установлено, что дата ОАО «РЖД» в лице начальника Эксплуатационное локомотивное депо Кинель - структурное подразделение Куйбышевской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги Сайфулина Р.А. (далее - Общество) по результатам внеплановой документарной проверки выдано обязательное для исполнения предписание №...-И (далее - Предписание), согласно которому Общество обязано внести в трудовой договор Бубнова А.И. условия труда на рабочем месте, произвести перерасчет сверхурочной работы Бубнову А.И. за период с августа 2015 года по март 2019 года по правилам ч. 1 ст. 152 ТК РФ: за первые 2 часа в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, с учетом, предусмотренной ст. 236 ТК РФ денежной компенсацией.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ определено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу ст. 381 Трудового кодекса РФ неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), являются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 Трудового кодекса РФ).Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В силу положений ст. 356, 357 ТК РФ государственная инспекция труда, осуществляющая функций по надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства, не наделена полномочиями разрешать и регулировать индивидуальные трудовые споры.
Проведение документарной проверки назначено в связи с обращением работника ОАО «РЖД» Бубнова А.И. в Государственную инспекцию труда в Самарской области, указавшего о нарушениях трудового законодательства. В обращении заявитель указал о нарушениях, допускаемых работодателем при оплате работодателем часов работы, выполняемой сверхурочно.
В ходе проведенной проверки установлено, что Бубнов А.И. принят на работу в структурное подразделение на основании трудового договора от дата на должность помощника машиниста тепловоза (грузовое движение) локомотивных бригад участка эксплуатации (приказ №... от дата). Работнику установлена тарифная ставка в размере 122, 43 рублей, надбавка за вредные условия труда в размере 4%, согласно карте специальной оценки рабочего места класс условий руда определён как - 3,2 (вредные).
Правилами внутреннего трудового распорядка работа локомотивных бригад организуется по графикам сменности, по вызывной и без вызывной системе и устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц.
Актом проверки установлено, что в нарушение ч.2 ст.57 ГК РФ в трудовой договор Бубнова А.И. не включены обязательные условия – классификация условий труда на рабочем месте (п.1 акта); при изменении тарифной ставки работника в нарушение требований ст.72 ТК РФ не было заключено дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора (п.2 акта); сверхурочная работа оплачена не по правилам ст.152 ТК РФ (п.3 акта).
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обращения в государственную инспекцию труда о фактах нарушения трудовых прав, предусмотренных ст.ст. 146, 148 ТК РФ.
В ОАО «РЖД» применяется методика расчета заработной платы, утвержденная первым вице-президентом ОАО «РЖД» Морозовым В.Н. дата№..., разработанная на основании Указания МПС СССР «Об оплате работы в сверхурочное время работниками с суммированным учетом рабочего времени» от дата №Г2967у (далее - Указания МПС СССР) и письма Министерства транспорта Российской Федерации от дата№... (далее - Методика).
На основании данной Методики разработано проектное решение «Определение отработанных рабочими локомотивных бригад смен для расчета доплаты за сверхурочную работу в ЕК АСУТР».
Согласно п. 5.4 Методики при суммированном учете рабочего времени количество часов сверхурочной работы определяется по завершении учетного периода (для работников локомотивных бригад он составляет месяц). В полуторном размере оплачиваются часы в количестве равном произведению рабочих смен по графику в данном учетном периоде на два, а остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере».
Часть 1 ст. 152 ТК РФ является нормой прямого действия, иной механизм оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени законодательством РФ не определен.
Учитывая, что п. 5.4 Методики ставит размер доплаты за сверхурочную работу в зависимость от количества рабочих смен в учетном периоде, то есть ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством, в силу части 4 ст. 8 ТК РФ применению не подлежит.
Указание МПС СССР не проходило государственную регистрацию в Минюсте России, предусмотренную процедурами Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от дата, носит рекомендательный характер и не подлежит применению.
Статьей 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм ТК РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
В данном конкретном случае при проведении проверки на предмет соблюдения ОАО «РЖД» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственным инспектором Государственной инспекции труда в Самарской области Николаевой В.Н. выявлены очевидные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с чем правомерно выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Истец в обоснование своей позиции ссылается на превышение государственным инспектором труда полномочий, указывая на то, что вопрос о выплате заработной платы работнику является индивидуальным трудовым спором, разрешение которого отнесено к компетенции соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.
При этом административным истцом не учтено право работника защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и полномочия государственного инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Доводы истца о том, что при проведении проверки государственным инспектором не были приняты во внимание особенности режима рабочего времени, предусмотренные ст.329 ТК РФ и иными нормативными актами не находят своего подтверждения, поскольку в акте проверки имеются ссылки на данные нормы.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению административных исковых требований ОАО «РЖД».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.07.2019 года.
Председательствующий: Леонтьева Е.В.