НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 21.04.2021 № 2А-5495/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2021 года город Самара

Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре Джапарова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском, в котором просит с учетом уточнений взыскать с ФИО1 в пользу административного истца задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 2986 руб., пени в размере 20,72 руб., а всего 3006,72 руб.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснив, что задолженность по транспортному налогу за 2018г. и пени была погашена административным ответчиком в полном объеме, согласно реквизитам, указанным в исковом заявлении, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Пунктом 1 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из материалов дела следует, что у ФИО2 в 2018г. в собственности находились автомобиль ***, г/н №..., автомобиль ***, г/н №..., автомобиль ***, г/н №..., что подтверждается карточками учета ТС, пришедшими по запросу суда.

ИФНС по Октябрьскому району г. Самара ФИО1 был начислен транспортный налог за 2018г. за указанные автомобили в размере 4229 руб. и направлено налоговое уведомление № 44262516 от 25.07.2019г. со сроком оплаты до 02.12.2019г.

В связи с неоплатой налога ИФНС были начислены пени.

По состоянию на 26.12.2019г. ФИО1 было выставлено требование №55329 об уплате транспортного налога в размере 4229 руб. (1243 руб. за автомобиль ВАЗ 21102, 2642 руб. за автомобиль Тойота Королла, 344 руб. за автомобиль Шкода Фабия), пени в размере 20,72 руб. со сроком оплаты до 28.01.2020г.

Как усматривается из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обращалось к мировому судье судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 10.06.2020г. мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-1570/20 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г.Самары от 24.07.2020г. судебный приказ № 2а-1570/20 отменен по заявлению ФИО1

В связи с отменой указанного судебного приказа ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары 03.12.2020г. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Понятие налога, сбора и страховых взносов дано в статье 8 НК РФ.Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Порядок обращения в суд с заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, предусмотрен статьями 104, 105 НК РФ.

После подачи административного иска в суд, административным ответчиком ФИО1 были представлены чеки по операции Сбербанк онлайн от 13.01.2021г. на суммы 2642 руб. и на сумму 344 руб., итого 2986 руб., из которых усматривается, что ФИО1 была произведена оплата транспортного налога за 2018г. за автомобиль Тойота Королла и за автомобиль Шкода Фабия.

Из чека-ордера № 4957 от 21.04.2021г. усматривается, что 21.04.2021г. ФИО1 произведена оплата пени по транспортному налогу за 2018г. в размере 20,72 руб.

Доводы административного истца о том, что при отсутствии в графах 106 и 107 платежного документа данных, позволяющих идентифицировать платеж, налоговым органом поступившая денежная сумма в размере 2642 руб. частично в размере 844 руб. зачтена в счет уплаты транспортного налога за 2019г., сумма в размере 1798 руб. зачтена в счет уплаты транспортного налога за 2014г., судом не принимаются во внимание по следующим обстоятельствам.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н, утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговым органом.

Указанные Правила утверждены во исполнение пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с данными Правилами, в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, в реквизите "107" - значение показателя налогового периода.

Согласно пункта 7 Правил в случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.

В реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с Положением Банка России N 383-П и настоящим Порядком (пункт 13 Правил).

Согласно письму МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10 сентября 2001 г. "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).

Из представленных административным ответчиком платежного документа от 13.01.2021г. о внесении налогового платежа в размере 2642 руб. следует, что в нем указан основание платежа «ТР»; налоговый период «ГД.00.2018»; назначение платежа: «Транспортный налог за 2018г. за автомобиль Тойота Королла К266УМ63», платежного документа от 13.01.2021г. о внесении налогового платежа в размере 344 руб. следует, что в нем указан основание платежа «ТР»; налоговый период «ГД.00.2018»; назначение платежа: «Транспортный налог за 2018г. за автомобиль Шкода Фабиа А935ОТ763».

Соответственно, налоговый орган имел информацию о налоговом периоде, за который произошла оплата.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 10-П разъяснил, что налогообложение, выступая ограничением права собственности, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который в налогообложении понимается прежде всего как его равномерность, нейтральность и справедливость, в связи с чем недопустимо двойное обложение одним и тем же налогом одних и тех же объектов, а также взимание налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом.

Физическое лицо самостоятельно может оформить платежный документ на уплату налогов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что транспортный налог за 2018 год в размере 2986 руб., пени в размере 20,72 руб., по налоговому требованию №... от 26.12.2019г., уплачен налогоплательщиком в полном размере 13.01.2021г. и дата, а допущенные ошибки при заполнении платежного документа в виде отсутствия информации в графах 106 и 107, при наличии иных данных, позволяющих однозначно идентифицировать платеж, не могут являться основанием для зачисления поступившей суммы за другой налоговый период.

При этом несовершенство программного обеспечения налогового органа, в части несоотнесения платежа с указанием административным ответчиком его назначения с периодом задолженности, не может вменяться в вину налогоплательщику.

Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на день вынесения судебного решения задолженности по транспортному налогу за 2018г. и пени, истребуемого налоговым органом, у ФИО2 не имеется, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по адрес к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата.

Судья подпись Н.В. Полякова

Копия верна

Судья:

Секретарь: