НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 14.12.2020 № 2А-4730/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.

при секретаре судебного заседания Петиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки за 2017 год: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 4 059 руб., пени на сумму недоимки по данному виду налога в размере 43, 08 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 2 347 руб., пени на сумму недоимки по земельному налогу в размере 34, 31 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена. Выданный 26.07.2019 г. судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 22.06.2020 г. На момент подачи административного иска ФИО1 сумму задолженности не оплатила.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебное заседание представитель ИФНС России по Кировскому району г. Самары не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. До начала судебного заседания представил письменные пояснения, в котором просил требования удовлетворить в полном объеме, указав, что прекращение начисления налога на имущество физических лиц, на основании постановления о передачи нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю, налоговым законодательством не предусмотрено.

В судебном заседании ФИО1 требования административного искового заявления не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям изложенным в отзыве.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).

В силу положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Установлено, что за 2017 год налоговым органом ФИО1 начислен земельный налог за земельный участок с кадастровым номером №... – 2 347 руб., налог на имущество физических лиц в общем размере 4 059 руб. за гараж и жилой дом с кадастровым номером №..., расположенные по адресу: адрес, с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №55480767 от 23.08.2018 г. со сроком уплаты до 03.12.2018 г. (л.д.10).

В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлено требование №10235 по состоянию на 30.01.2019 г., которым ФИО1 предложено в срок до 19.03.2019 г. погасить недоимку по земельному налогу – 2 347 руб., пени в размере 34, 31 руб., по налогу на имущество физических лиц – 4059 руб., а также начисленные пени в размере 43, 08 руб. (л.д.12).

Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции (л.д.11,13).

Указанное требование оставлено без исполнения.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

26.07.2019 г., в срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ, г. мировым судьей судебного участка №8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области по заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Самары вынесен судебный приказ №... о взыскании с ФИО1 недоимки за 2017 год на имущество физических лиц в размере 4 059 руб., пени в размере 43, 08 руб., по земельному налогу в размере 2 347 руб., пени – 34, 31 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Определением того же мирового судьи от 22.06.2020 г. судебный приказ по заявлению ФИО1 отменен (л.д. 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано третьему лицу в рамках исполнительного производства.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 26.12.2006 г. ФИО1 с 09.01.2017 г. по 24.04.2019 г. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №... и жилого дома с кадастровым номером №..., расположенных по адресу: адрес (общая совместная собственности с ФИО4).

Поскольку жилой дом и земельный участок приобретены за счет заемных средств, на жилой дом и земельный участок установлена и зарегистрирована ипотека (залог) в силу закона в обеспечение исполнения обязательств по договору займа от 26.12.2006 г., заключенного между ОА «Самарское ипотечное агентство», ФИО1 и ФИО3

Решением Кировского районного суда г. Самары от 07.10.2010 г. частично удовлетворены исковые требования ОА «Самарское ипотечное агентство» к ФИО1, ФИО4 о взыскании задолженности по кредитному договору, процентов и обращении взыскания на заложенное имущество. С ФИО1, ФИО4 солидарно в пользу ОА «Самарское ипотечное агентство» взыскана сумма задолженности по договору займа от 26.12.2006 г., обращено взыскание на предмет ипотеки: земельный участок с кадастровым номером №... и жилой дом с кадастровым номером №..., расположенные по адресу: адрес, адрес, путем реализации заложенного имуществ с публичных торгов. Установлена начальная продажная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... – 1 224 000 руб., жилого дома с кадастровым номером №... – 4 413 000 руб.

Во исполнение вышеуказанного решения суда, 06.05.2011 г. ОСП Кировского района г. Самары в отношении ФИО1 и ФИО4 возбуждены исполнительные производства №... и №..., которые постановлением от 11.05.2022 г. объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера №....

В рамках указанного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем наложен арест на земельный участок с кадастровым номером №... и жилой дом с кадастровым номером №..., указанное имущество передано на торги, и, после того как торги дважды не состоялись, 25.09.2015 г. на основании постановления и актов от 25.09.2015 г., земельный участок с кадастровым номером №... и жилой дом с кадастровым номером №... переданы взыскателю ОАО Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.

Таким образом, в случае принудительной реализации арестованного имущества должника в целях исполнения судебного решения такое лицо с момента передачи объектов налогообложения взыскателю, прекращает правомочия собственника, которые переходят третьему лицу.

Указанная позиция согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в кассационной определении от 04.10.2019 г. №71-КА19-3.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Государственная регистрация имущества и имущественных прав предусмотрена и регламентирована ст. 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в ч. 1 которой установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

В случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущественное право должника, судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на такое право (пункт 3 части 2 статьи 66 Закона об исполнительном производстве).

Разъяснения в отношении полномочий судебного пристава-исполнителя по совершению действий, направленных на государственную регистрацию прав на имущество, даны в п. 53 и 54 Постановления Пленума ВС России от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, и представления следующих документов: (пункт 1) при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда - копия решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, надлежащим образом заверенная и скрепленная печатью суда, с отметкой о вступлении этого решения в законную силу и документы, подтверждающие реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги), или в случае признания торгов несостоявшимися соглашение с залогодержателем о приобретении заложенного имущества либо документы, подтверждающие оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий получение указанного заявления организатором торгов).

Исходя из вышеизложенного, только судебные приставы-исполнители и /или залогодержатель, оставивший предмет ипотеки за собой, наделены правомочиями по обращению к государственному регистратору в целях изменения регистрационных данных объектов недвижимого имущества должника.

Установлено, подтверждено материалами дела, что право собственности на спорные объекты недвижимости, зарегистрировано за АО «Дом РФ» лишь в 2019 году.

Вместе с тем, ФИО1 обращалась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о прекращении права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №... и жилого дома с кадастровым номером №....

Однако, уведомлением от 24.07.2018 г. осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером №... и жилого дома с кадастровым номером №... приостановлено.

Кроме того, ФИО1 неоднократно обращалась в ИФНС России по Кировскому району г. Самары с обращениями перерасчете сумм налога на имущество физических лиц, в связи с тем, что указанное имущество не является её собственность.

Таким образом, налоговому органу достоверно было известно о выбытии спорного имущества из владения административного ответчика.

Поскольку принадлежавшее административному ответчику недвижимое имущество в принудительном порядке на основании исполнительного производства передано другому лицу в 2015 году, который являлся его собственником, и ФИО1 была лишена возможности осуществить меры по осуществлению государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него, суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по Кировскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей не обоснованы и подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании обязательных платежей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 22 декабря 2020 г.

Судья п/п Д.Т. Асабаева

Копия верна

Судья

Секретарь