РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.06.2016 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Трегуб У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2789/16 по административному исковому заявлению ПАО «РусГидро» к Государственному инспектору труда в адресВ А. А., Государственной инспекции труда в адрес о признании недействительным в части предписания государственного инспектора труда,
установил:
ПАО «РусГидро» в лице филиала «Жигулевская ГЭС» обратилось в суд с административным иском о признании недействительным пункта 1 предписания государственного инспектора труда, указав, что в соответствии с указанным пунктом предписания административного ответчика №...-*** от дата на административного истца возложена обязанность ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда в силу требований ст. 217 ТК РФ, однако считает п. 1 обжалуемого предписания незаконным и необоснованным, поскольку в филиале ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» создана и функционирует служба охраны труда. Кроме службы охраны труда у административного истца имеется введенная должность специалиста по охране труда. Наименование должности «специалист по охране труда» предусмотрено Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от дата№...н, однако согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики, утв. Постановлением Минтруда РФ от дата№..., в организациях электроэнергетики предусмотрено иное наименование должности специалиста по охране труда: «инспектор по охране труда организации электроэнергетики». Просит признать недействительным п. 1 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес№...-*** от дата.
В судебном заседании представитель ПАО «РусГидро» - Б,Р. М., действующий по доверенности №... от дата, административный иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просит также восстановить пропущенный срок на подачу административного иска, указав, что первоначально иск был подан в Жигулевский городской суд адрес в срок, установленный для обжалования предписания, однако определением суда от дата административное исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью дела суду, определение было получено дата и дата иск подан в Октябрьский районный суд адрес. Учитывая, что в Жигулевский городской суд административный истец обратился с иском в срок, установленный законом, просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска о признании недействительным п. 1 обжалуемого предписания.
Административный ответчик - государственный инспектор Государственной инспекции труда в адресВ А. А. в судебном заседании поддержал отзыв на иск. Просит учесть, что административный истец пропустил срок на обжалование предписания. Кроме того, иск не подлежит удовлетворению, т.к. должность специалиста по охране труда в штатном расписании истца отсутствует. Наименование должности «специалист по охране труда» предусмотрено Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от дата№...н. Считает, что истец делает неверный вывод о неприменении данного справочника в организациях электроэнергетики. Просит в иске отказать.
Представитель Государственной инспекции труда в адрес в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск ПАО «РусГидро» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Однако Трудовым кодексом РФ предусмотрены специальные сроки для обжалования предписания государственных инспекторов.
Так, в соответствии с абз. 13 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из материалов дела следует, что обжалуемое предписание вынесено дата и в тот же день получено заявителем.
Административный истец заявил о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу с ч. 6 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Согласно положениям ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что после получения дата обжалуемого предписания в десятидневный срок дата административный истец обратился с административным иском в Жигулевский городской суд адрес о признании недействительным в части предписания Государственного инспектора труда. Определением суда от дата административный иск возвращен в связи с неподсудностью дела суду. дата истец получил определение суда и дата подал административный иск в октябрьский районный суд адрес.
Таким образом, учитывая, что административный истец обратился в Жигулевский городской суд в срок, установленный законом, а впоследствии суд возвратил заявление в связи с неподсудностью, суд считает возможным признать причины пропуска срока на обжалование уважительными и восстановить ПАО «РусГидро» срок на обжалование предписания.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.5 ч.1 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Материалами дела установлено, что государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в адресдата вынесено предписание №...-ПП/2015-1/46/384/16/3 ПАО «РусГидро», которым обязало ПАО «РусГидро» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе п. 1 предписания, которым ГИТ в адрес обязало ПАО «РусГидро» ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда.
Административный истец полагает п. 1 указанного предписания вынесенным незаконно и подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Суд считает, что оспариваемый пункт предписания нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Таким образом, указанная норма обязывает работодателя выполнить одно из нижеуказанных действий: создать службу охраны труда, либо ввести должность специалиста по охране труда.
Между тем, материалами дела, а именно, приказом филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» от дата№... «Об утверждении Положения о Службе охраны труда и производственного контроля Филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС»; приказом филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» от дата№...кт «Об утверждении штатного расписания Филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» подтверждено, что в филиале ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» создана и функционирует служба охраны труда.
Кроме того, у административного истца также имеется введенная должность специалиста по охране труда. Указанная должность имеет наименование «инженер-инспектор по охране труда».
Данное обстоятельство подтверждается должностной инструкцией инженера-инспектора по охране труда службы охраны труда и производственного контроля от дата; приказом филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» от дата№...кт «Об утверждении штатного расписания Филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС».
Объем должностных прав, обязанностей и ответственности инженера-инспектора по охране труда полностью соответствует правам, обязанностям и ответственности, предусмотренным квалификационными справочниками и профессиональным стандартом для специалиста по охране труда.
Наименование должности «специалист по охране труда» предусмотрено Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказ Минздравсоцразвития России от дата N 559н.
Вместе с тем, согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики, утв. Постановлением Минтруда РФ от дата N 4, в организациях электроэнергетики предусмотрено иное наименование должности специалиста по охране труда: «инспектор по охране труда организации электроэнергетики».
В обязательном же порядке наименования должностей должны соответствовать квалификационным справочникам только для работников государственных и муниципальных учреждений (144 ТК РФ) и в случае, если работникам, занимающим такие должности, полагаются компенсации и льготы, либо налагаются ограничения (ст. 57 ТК РФ).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанности ПАО «РусГидро» изменить существующее наименование должности - «инженер-инспектор по охране труда» на наименование - «специалист по охране труда».
Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от дата№... «О соответствии наименования должности, специальности, профессии наименованиям, указанным в квалификационных справочниках» требование о строгом соответствии наименования должности, специальности, профессии наименованиям, указанным в квалификационных справочниках, ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается только в отношении тех должностей, специальностей или профессий, с выполнением работ по которым в соответствии с федеральными законами связано предоставление льгот либо наличие ограничений. В отношении иных должностей, специальностей или профессий той же нормой предусмотрено, что наименование должности, специальности, профессии определяется в соответствии со штатным расписанием организации. Другими словами, квалификационные справочники могут служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов, в частности, штатного расписания, то есть носить рекомендательный характер и наименования должностей в штатном расписании могут отличаться от наименований, указанных в данных справочниках.
Наименование должности «специалист по охране труда» также предусмотрено профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от дата N 524н.
Указанный документ не является обязательным для исполнения ПАО «РусГидро» и также носит рекомендательный характер на основании следующего:
Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ вступит в силу только дата).
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер, что подтверждается разъяснением «По вопросам применения профессиональных стандартов» от дата Министерства труда и социальной политики РФ (прилагается).
Более того, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник.
Таким образом, требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ выполнены ПАО «РусГидро» в полном объеме, государственным инспектором не дана объективная оценка всей совокупности обстоятельств дела, что нарушает права истца, в связи с чем, у суда имеются основания для признания незаконным и отмене п. 1 предписания №...-ПП/2015-1/46/384/16/3 от дата, вынесенного в отношении ПАО «РусГидро».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск ПАО «РусГидро» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить п. 1 предписания №...-ПП/2015-1/46/384/16/3 от дата, вынесенного государственным инспектором Государственной инспекции труда в адрес в отношении ПАО «РусГидро».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 17.06.2016г.
Судья подпись Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь: