НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 07.05.2019 № 2А-1857/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Митиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Бамбуровой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению АО «Международный аэропорт «Курумоч» к Государственной инспекции труда в Самарской области, государственному инспектору труда Картунчиковой И. Л., государственному инспектору труда Новиковой О. В. о признании незаконными и отмене пунктов предписания,

установил:

АО «Международный аэропорт «Курумоч» обратилось в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконными и отменить пункты 7 и 8 предписания Государственной инспекции труда в Самарской области №... от дата.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что по результатам плановой документарной проверки АО «Международный аэропорт «Курумоч» Государственной инспекцией труда в Самарской области было вынесено предписание №... об устранении выявленных нарушений. Пункты 7 и 8 Предписания являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Пунктом 7 Предписания АО «Международный аэропорт Курумоч» вменяется в обязанность начислить и выплатить надбавку за опасные условия труда работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (подразделение ведомственной пожарной охраны) с даты утверждения отчета о СОУТ, т.е. с дата с учетом предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсацией. Основание -ст. ст. 146,147,357,236 ТК РФ. Начисление надбавки за опасные условия труда работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в АО «МАК» производится в соответствии с требованиями трудового законодательства и согласно положениям локального нормативного акта аэропорта - коллективного договора АО «МАК». В связи с изменениями, внесенными в ст. 147 Трудового кодекса РФ, в дата году в Международном аэропорту «Курумоч» были внесены изменения в коллективный договор в части установления доплат работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда: в соответствии с Приложением №... к Положению об оплате труда определенные сторонами условия трудового договора в части установления доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда были изменены, в частности работникам, занимаемым должность «пожарный СПАСОП» введена доплата за вредные условия труда в размере 24 % оклада (во время тушения пожаров). В коллективном договоре, действующем в АО «Международный аэропорт «Курумоч» с дата, в Приложении №... к коллективному договору «Перечень должностей (профессий) работников, для которых устанавливаются доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда» предусмотрена доплата к окладу в размере 24 % (во время тушения пожаров) для работников, занимающих должности «начальник пожарно-спасательной команды», «начальник пожарно-спасательного расчета пожарной машины», «пожарный», «водитель пожарного автомобиля». Таким образом, законодательно закреплена повышенная плата за работу с вредными и (или) опасными условиями, а не за занятие определенной должности. С целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель в Трудовом кодексе РФ предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также закрепил в части третьей статьи 121 порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов. Следовательно, надбавка к должностному окладу работников, выполняющих трудовую функцию на работах с вредными условиями труда, должна начисляться за время фактической занятости на работах с такими условиями труда. Представленным аэропортом во время проверки, проводимой Государственной инспекцией труда, табелем учета рабочего времени занятости сотрудников во вредных и или) опасных условиях труда подтверждается факт выплаты работодателем доплаты в размере 24 % от оклада работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (подразделение ведомственной пожарной охраны) АО «МАК». Пунктом 8 Предписания Акционерному обществу «Международный аэропорт Курумоч» вменяется в обязанность внести обязательные условия в трудовые договоры работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов подразделение ведомственной пожарной охраны». Основание- ст. ст. 57, 357 ТК РФ. При этом не указано, какими именно условиями трудового договора, по мнению государственного инспектора труда, должны быть дополнены заключенные с работниками службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта трудовые договоры. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Требования, изложенные в Предписании, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, оно не должно носить признаки формального выполнения требований. Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным. Поскольку пункт 8 Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области №... не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, которые необходимо совершить Аэропорту для устранения выявленных нарушений, это свидетельствует о неопределенности и неисполнимости оспариваемого Предписания и является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

Протокольным определением суда от дата к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены государственный инспектор труда Картунчикова И. Л., государственный инспектор труда Новикова О. В..

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Самарской области – Тырин Д.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по изложенным в отзыве на иск основаниям.

Административные ответчики -государственный инспектор труда Картунчикова И.Л., государственный инспектор труда Новикова О.В. в судебном заседании заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Из материалов дела следует, что распоряжением органа государственного контроля (надзора) №... от дата. назначено проведение плановой выездной проверки в отношении АО «Международный аэропорт «Курумоч», уполномоченными на проведение проверки являются: государственный инспектор труда (начальник отдела) Картунчикова И.Л., главный государственный инспектор труда Новикова О.В.

Установлено, что по результатам проведения проверки уполномоченными сотрудниками составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от дата (л.д. 46-52).

Указанным актом проверки установлено нарушение работодателем положений трудового законодательства, в частности, требований статьи 146 ТК РФ, согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере; статьи 147 ТК РФ, на основании которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты груда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 данного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Из трудовых договоров ФИО1 (от дата№...), ФИО2 (от дата№... в ред. доп. соглашения от дата), ФИО3 (от дата в ред. доп. соглашение от дата) следует, что работники работают по профессии «пожарный». Класс условий труда на рабочем месте согласно проведенной специальной оценки рабочих мест определен как «4 – опасные». Вышеназванным работникам установлен должностной оклад, надбавка за вредность по часам от оклада -24% (во время тушения пожара), установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 7 календарных дней, режим работы сменный, согласно утвержденных графиков с суммированным учетом рабочего времени, с учетным периодом в один год. Дополнительные соглашения об изменении условий трудового договора, а именно учетного периода (на основании приказа от дата№...) не представлены, чем нарушены требования ст. ст. 72, 57 ТК РФ. Из трудового договора ФИО3 усматривается, что работнику устанавливалось: часовая тарифная ставка, доплата за вредные условия труда – 4 % и отдельной компенсационной выплатой надбавка за работу с дыхательными аппаратами. Из представленный расчетных листков подразделения ведомственной пожарной охраны, в том числе, и пожарных, усматривается, что надбавка за опасные условия труда не начисляется и не выплачивается, чем нарушены требования ст. ст. 146, 147 ТК РФ. Кроме того коллективным договором для работников условия труда, на рабочих местах которых по результатам спец. оценки отнесены к вредным условия труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, установлена рабочая неделя не более 36 часов. Статьей 92 ТК РФ определено, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. В соответствии со ст. 57 ГК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). Статьей 100 ТК РФ установлено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Правилами внутреннего трудового распорядка не установлено, что у работников условия труда которых отнесены к вредным и опасным, рабочая неделя не превышает 36 часов. В трудовых договорах пожарных указано - полный рабочий день (смена), чем нарушены требования ст. 57 ТК РФ.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Установлено, что на основании вышеуказанного акта проверки в отношении АО «Международный аэропорт «Курумоч» государственными инспекторами труда Картунчиковой И.Л., Новиковой О.В. вынесено Предписание №... от дата., сроком исполнения до дата.

В пункте 7 данного Предписания Общество обязано начислить и выплатить надбавку за опасные условия труда работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (подразделение ведомственной пожарной охраны) с даты утверждения отчета о СОУТ, то есть с дата с учетом предусмотренной ст. 236 ТК РФ денежной компенсацией. Основание -ст. ст. 146, 147, 357, 236 ТК РФ.

Согласно пункту 8 Предписания работодатель обязан внести обязательные условия в трудовые договоры работникам службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (подразделение ведомственной пожарной охраны). Основание -ст. ст. 57, 357 ТК РФ.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Административным истцом оспариваются пункты 7, 8 Предписания, в остальной части Предписание не обжалуется.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что оспариваемое Предписание получено работодателем дата., административное исковое заявление подано административным истцом в суд дата, срок обжалования Предписания административным истцом соблюден.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как следует из материалов дела, в структуре АО «Международный аэропорт «Курумоч» имеется служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. В штате службы предусмотрены должности начальника пожарно-спасательной команды, начальника пожарно-спасательного расчета, пожарного, водителя автомобиля (пожарного).

Согласно представленным в материалы дела карте №... специальной оценки условий труда водителя пожарной машины (л.д. 104), карте №... специальной оценки условий труда пожарного (л.д. 137) класс условий труда на рабочем месте данных работников определен как «4» (опасный).

В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Согласно ст. 147 ТК РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Как установлено судом, согласно Приложению к коллективному договору АО «Международный аэропорт «Курумоч» работа по должностям службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов отнесена к перечню должностей (профессий) работников, для которых устанавливаются доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, с размером установленной доплаты – 24% от оклада (во время тушения пожаров) (л.д. 24-26).

Как указывается административными ответчиками, приведенные положения коллективного договора предусматривают установление доплаты только в случае занятости работника в тушении пожаров, в иных случаях доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодателем не производится, что ухудшает положение работников с вредными (опасными) условиями труда.

С данным мнением уполномоченного органа суд соглашается, поскольку из представленных материалов дела очевидно усматривается, что рассматриваемые должности подразделения ведомственной пожарной охраны отнесены к профессиям с повышенным классом опасности -«4», соответственно, указанным работникам должна быть произведена надбавка за опасные условия труда.

Поскольку конкретный размер надбавки за особые условия труда в обжалуемом предписания не указан, надбавка данной категории работников должна быть произведена в размере не ниже установленного законом минимального размера – 4% независимо от участия работника в тушении пожаров, в случае занятости работника в тушении пожара – в размере не ниже 24% согласно условиям коллективного договора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Оспаривая пункт 8 Предписания, административный истец ссылается на его неисполнимость, поскольку не указано, какими именно условиями трудового договора, по мнению государственного инспектора труда, должны быть дополнены заключенные с работниками службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта трудовые договоры.

В силу ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре указываются, в частности, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Как установлено в судебном заседании, пункт 8 Предписания исполнен работодателем в срок, а именно: с работниками службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам от дата. Согласно дополнительным соглашениям к трудовым договорам работникам установлен режим работы: сменный, согласно утвержденных графиков с суммированным учетом рабочего времени, с учетным периодом три месяца, с установлением режима рабочего времени - *** рабочей недели.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на Предписание исполнительного директора АО «Международный аэропорт «Курумоч» от дата., в котором сообщается об исполнении пункта 8 Предписания; актом проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от дата, составленным государственным инспектором труда с целью контроля исполнения предписания №... от дата.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам административного истца о неисполнимости возложенных на него обязанностей в пункте 8 Предписания, в указанной части оно было исполнено работодателем, что исключает основания для признания его незаконным.

Таким образом, при разрешении заявленных требований АО «Международный аэропорт «Курумоч» судом не установлено нарушение государственными инспекторами труда требований законодательства, прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, суд оставляет административные исковые требования без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования АО «Международный аэропорт «Курумоч» к Государственной инспекции труда в Самарской области, государственному инспектору труда Картунчиковой И. Л., государственному инспектору труда Новиковой О. В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата.

Судья /подпись/ Е.А. Митина

Копия верна.

Судья: Секретарь: