НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 05.09.2022 № 2А-1915/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2022 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1915/2022 по административному исковому заявлению Гарифуллина Наиля Самигулловича к судебным приставам-исполнителям ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А., Хабировой Ю.Г., Гаджикурбановой И.А., Даниловой А.И., Антонову В.А., Скопинцевой А.С., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Супруну В.Н., УФССП России по Самарской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц ПАО Сбербанк, ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

04.03.2022 г. (согласно штампу на почтовом конверте) Гарифуллин Н.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в рамках исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП, возбужденного 21.02.2020 г., по исполнительному листу № 2-5820/15, выданного 23.12.2015 г. Октябрьским районным судом г. Самары в пользу ПАО Сбербанк, Гарифуллин Н.С. обратился к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г. Самара Лаврентьевой Е.А. с заявлением внести в постановление об обращении взыскания на его пенсию требование о сохранении ему пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума для пенсионеров в целом по России при исполнении постановления об обращении взыскания на пенсию. Заявление с приложениями было передано в канцелярию 01.02.2022 г. 17.02.2022 г. судебный пристав-исполнитель Лаврентьева Е.А. вынесла постановление об отказе в удовлетворении заявления. На основании изложенного, административный истец, с учетом уточненного административного иска, просил суд: признать незаконным вынесенное в рамках исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП от 21.02.2020 г. постановление от 17.02.2022 г. судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара Лаврентьевой Е.А. об отказе в удовлетворении заявления от 01.02.2022 г. административного истца о сохранении ему пенсии в размере прожиточного минимума для пенсионеров в целом по России (прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума в целом по России) при обращении взыскания на его пенсию; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара Лаврентьеву Е.А. устранить нарушения прав административного истца путем внесения в постановление об обращении взыскания на пенсию административного истца требования о сохранении ему пенсии в размере прожиточного минимума в целом по России (прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума в целом по России) при обращении взыскания на его пенсию с извещением Пенсионного Фонда РФ; обязать вернуть денежные средства с 17.02.2022 г.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Хабирова Ю.Г., Гаджикурбанова И.А., Данилова А.И., Антонов В.А., Скопинцева А.С., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Супрун В.Н.

Определением суда от 05.09.2022 г. прекращено производство по вышеуказанному административному делу № 2а-1915/2022 в части требований: обязания судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самара Лаврентьевой Е.А. устанить нарушения прав административного истца путем внесения в постановление об обращении взыскания на пенсию административного истца требования о сохранении ему пенсии в размере прожиточного минимума в целом по России (прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума в целом по России) при обращении взыскания на его пенсию с извещением Пенсионного Фонда РФ.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель административного истца Гарифуллина Н.С. – Евланова Н.Ю. поддержала уточненный административный иск, просила удовлетворить требования уточненного административного иска.

Представитель административного ответчика УФССП по Самарской области, административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьева Е.А., Хабирова Ю.Г., Гаджикурбанова И.А., Данилова А.И., Антонов В.А., Скопинцева А.С., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Супрун В.Н., заинтересованные лица ПАО Сбербанк, ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате судебного заседания, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

21.02.2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самара вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП на основании исполнительного листа (1) № 2-5820/2015 от 23.12.2015 г., выданным органом – Октябрьским районным судом г. Самары, вступившему в законную силу 22.12.2015 г., предмет исполнения – иные взыскания имущественного характера в размере 239545,39 руб., в пользу взыскателя ПАО Сбербанк, должник Гарифуллин Н.С.

В рамках указанного исполнительного производства судебными приставами-исполнителями вынесены постановления от 18.05.2020 г., от 15.09.2021 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), которым обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Гарифуллина Н.С. в пределах основного долга в размере 239545,39 рублей и 164160,11 рублей соответственно; для производства удержаний суммы долга (задолженности) из пенсии и иных доходов должника настоящее постановление направлено в Центр по выплате пенсий Самарской области и в Пенсионный Фонд РФ соответственно; удержания производятся ежемесячно в размере 50 % пенсии и иных доходов должника, в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе; в случае, когда удержанная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в нескольких исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; удержанные суммы долга перечисляются на расчетный счет по реквизитам, приложенным к данному постановлению, не позднее трех дней со дня выплаты указанного вида доходов должнику; удержание и выплату сумм, производить регулярно вплоть до погашения всей взыскиваемой суммы или распоряжения судебного пристава-исполнителя.

01.02.2022 г. в адрес ОСП Октябрьского района г. Самары поступило заявление от представителя Гарифуллина Н.С. – адвоката Евлановой Н.Ю., в котором она просила внести в постановление об обращении взыскания на его пенсию требование о сохранении ему пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума для пенсионеров в целом по России (прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума в целом по России) при исполнении постановления об обращении взыскания на пенсию, просил об изменении незамедлительно сообщить в ГУ – Отделение Пенсионного Фонда по Самарской области в Центр по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ Управления Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара. К указанному заявлению приложена справка о размере пенсии, копия справки, копия доверенности, удостоверение и ордер адвоката.

Согласно справке от 12.01.2022 г. ОПФР по Самарской области о выплатах за период с 01.12.2020 г. по 31.01.2022 г. указано, что административный истец является получателем: страховой пенсии по старости с 18.03.2013 г. (бессрочно), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии с 18.03.2013 г. (бессрочно), единовременной выплаты за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г., ежемесячной денежной выплаты инвалидам за период с 29.06.2016 г. по 30.06.2022 г.

Постановлением об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 17.02.2022 г. судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. установлено, что доводы заявителя судебный пристав признает обстоятельства, изложенные в заявлении (ходатайстве), не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что в соответствии со ст. 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 ГПК РФ» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» должник–гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. Для сохранения прожиточного минимума, необходимо предоставить заявление с данными в соответствии со ст. 234-ФЗ. На основании изложенного, судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. в удовлетворении заявления (ходатайства) Гарифуллину Н.С. отказано.

Судом установлено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для пенсионеров с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. составлял 10882 рублей, с 01.06.2022 г. составляет 11970 рублей; величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для пенсионеров с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. составлял 10230 рублей, с 01.06.2022 г. по 31.12.2022 г. составляет 11253 рублей.

Определением Октябрьского районного суда от 11.03.2022 г. исполнительное производство от 21.02.2020 г. № 2430/20/63039-ИП и обращение взыскания на пенсию Гарифуллина Н.С. в рамках исполнительного производства от 21.02.2020 г. № 2430/20/63039-ИП – приостановлены. Указанное определение суда было получено 01.04.2022 г. ОСП Октябрьского района г. Самары, что подтверждается штампом ОСП Октябрьского района г. Самары на копии указанного определения.

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 2430/20/63039-ИП с Гарифуллина Н.С. удержано из пенсии в пользу взыскателя: за декабрь 2021 г. – 4353,83 рублей; за январь 2022 г. – 4610,67 рублей; за февраль 2022 г. – 4845,81 рублей; за март 2022 г. – 4728,24 рублей; за апрель 2022 г. – 4728,24 рублей; за июнь 2022 г. - 124,77 рублей (всего), а всего по состоянию на 05.08.2022 г. с должника взыскано 94927,81 рублей.

Согласно ответу на запрос суда из Управления выплаты пенсий и социальных выплат ГУ – ОПФР по Самарской области следует, что из пенсии Гарифуллина Н.С. производится удержание задолженности в сумме 164160 рублей 11 копеек в пользу ПАО Сбербанк России (основание: постановление судебного пристава-исполнителя ОСП «Об обращении взыскания на пенсию должника от 15.09.2021 г.). За период с 01.10.2021 г. по 30.04.2022 г. удержано и перечислено на счет ОСП 31974 рубля 45 копеек. Остаток долга на 01.05.2022 г. составляет 132185 рублей 66 копеек. Согласно определения судьи Октябрьского районного суда г. Самары, поступившего в Управление 07.04.2022 г. (вход. № 44887), удержание прекращено с 01.05.2022 г. Согласно истории выплаты за период с 01.02.2022 г. по 31.07.2022 г. с Гарифуллина Н.С. в феврале 2022 г. удержано в пользу ОСП Октябрьского района г. Самары 4845,81 рублей, в марте 2022 г. удержано в пользу ОСП Октябрьского района г. Самары 4728,24 рублей, в апреле 2022 г. удержано в пользу ОСП Октябрьского района г. Самары 4728,24 рублей.

Постановлением от 09.06.2022 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. постановлено удовлетворить заявление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума Гарифуллина Н.С., относящегося, согласно его заявлению, к социально-демографической группе населения пенсионеры; в рамках исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП возложена обязанность на лицо, производящее удержание в Пенсионном фонде РФ сохранять заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ; постановление для исполнения постановлено направить в Пенсионный Фонд РФ.

Статьей 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту ФЗ "Об исполнительном производстве") установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными названным Законом (часть 2).

В силу части 3 статьи 64.1 ФЗ "Об исполнительном производстве заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Частью 5 статьи 64.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если иное не предусмотрено данным Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Директором ФССП России 11.04.2014г. №15-9, в порядке ст. 64.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" ( далее по тексту Методических рекомендаций) подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности: об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона; о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона; об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона; о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона; жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона; об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона; в иных случаях, прямо предусмотренных Законом.

Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций, должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 ФЗ "Об исполнительном производстве" рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество); об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона); о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона.

Из пункта 2.1 Методических рекомендаций следует, что заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота.

Согласно абзацу 2 указанного пункта, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Закона об исполнительном производстве: обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства. Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических рекомендаций главным судебным приставом Российской Федерации (главным судебным приставом субъекта Российской Федерации), заместителями главного судебного пристава Российской Федерации (заместителями главного судебного пристава субъекта Российской Федерации) в соответствии со ст.64_1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: передачи исполнительного производства из одного территориального органа ФССП России (структурного подразделения территориального органа ФССП России), Управления по исполнению особо важных исполнительных производств в другой в порядке ч. 9 ст.33 Закона; определения места ведения сводного исполнительного производства согласно чч.2, 3 ст.34 Закона; исправления допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч.3 ст.14 Закона); по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

Согласно ч.. 3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ( далее по тексту ФЗ №59) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 123 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Согласно ч. 4 ст. 123 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

В соответствии с ч. 6 ст. 123 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Согласно п. 4.8.3.4. Приложения №1. Инструкции по делопроизводству в ФССП утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010г. №682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в ФССП» (далее по тексту Инструкция) регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Службы, поданной в порядке подчиненности, копия постановления уполномоченного должностного лица Службы с сопроводительным письмом.

Регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.

В соответствии с 4.8.2. Инструкции документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день. Срочная корреспонденция отправляется в первую очередь.

Согласно п. 6.3 Инструкции зарегистрированные обращения, поступившие на бумажном носителе или в форме электронных документов, в зависимости от содержания отделом документационного обеспечения УДП передаются для доклада Директору (его заместителям) либо направляются в соответствующие структурные подразделения и территориальные органы ФССП России, руководители которых обеспечивают рассмотрение обращений по существу с соблюдением установленных сроков и несут ответственность за качество и своевременность их рассмотрения.

В соответствии с ч. 1 ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.

Согласно п. 5.1, п. 5.2 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются: 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона; 2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); 3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении. При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5.3 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума, или в заявлении должника-гражданина, предусмотренном частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3.1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

В соответствии с ч. 1.1, ч. 3.1 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, заявлении должника, предусмотренном частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 1.1 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Учитывая вышеизложенное, судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьева Е.А. в своем постановлении об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 17.02.2022 г. в нарушение вышеуказанных норм законодательства необоснованно отказала административному истцу в удовлетворении его заявления (ходатайства) от 01.02.2022 г. о сохранении ему пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума для пенсионеров в целом по России (прожиточного минимума, установленного в Самарской области, если его величина превышает величину прожиточного минимума в целом по России) при исполнении постановления об обращении взыскания на пенсию по причине отсутствия у него данных в соответствии со ст. 234-ФЗ, поскольку административным истцом в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства было подано заявление от 01.02.2022 г. с приложенной к нему справкой о выплатах за период с 01.12.2020 г. по 31.01.2022 г. из ОПФР по Самарской области, то есть административный истец представил документ, подтверждающий наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. Кроме того, в последующем постановлением от 09.06.2022 г. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. было удовлетворено заявление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума Гарифуллина Н.С., относящегося, согласно его заявлению, к социально-демографической группе населения пенсионеры.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление от 17.02.2022 г. судебного пристава - исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), вынесенного в рамках исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП от 21.02.2020 г. основано на формальном подходе, является незаконным и нарушает права и законные интересы административных истцов.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 11 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при поступлении на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.

Таким образом, разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав и свобод административного истца, суд приходит к выводу, что требования административного истца об обязании вернуть денежные средства с 17.02.2022 г. по вышеуказанному исполнительному производству не подлежат удовлетворению, поскольку административным истцом исполнительное производство от 21.02.2020 г. № 2430/20/63039-ИП в настоящее время не исполнено и вышеуказанными нормами законодательства не предусмотрено возвращение денежных средств должнику по неисполненному исполнительному производству от 21.02.2020 г. № 2430/20/63039-ИП.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гарифуллина Наиля Самигулловича – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление от 17.02.2022 г. судебного пристава - исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Лаврентьевой Е.А. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), вынесенного в рамках исполнительного производства № 2430/20/63039-ИП от 21.02.2020 г.

В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 19.09.2022 г.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья: Секретарь: