НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область) от 14.01.2022 № 2А-2231/2021

№2а-228/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2022 года г.Рязань

Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,

при секретаре Лебедевой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области к Крючковой Т.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области (далее МИФНС России №3 по Рязанской области) обратилась в Октябрьский районный суд г.Рязани с административным исковым заявлением к Крючковой Т.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц.

Административные исковые требования мотивированы тем, что согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области Крючкова Т.А. в 2019г. являлась собственником недвижимого имущества: иные строения, помещения, сооружения по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 1 162,60 кв.м., дата регистрации права 12.01.2012г.; иные строения, помещения, сооружения по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 25,10 кв.м., дата регистрации права 29.12.2011г.

Общая сумма налога на имущество физических лиц за 2019г. составляет <данные изъяты>

В связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц налогоплательщику начислены пени в сумме <данные изъяты>. за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговым органом в адрес Крючковой Т.А. направлено налоговое уведомление от 01.09.2020г. с указанием суммы налога, подлежащей уплате по итогу налогового периода.

Данное налоговое уведомление налогоплательщиком оставлено без исполнения.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога в адрес Крючковой Т.А. налоговой инспекцией направлено требование об уплате налога от 21.12.2020г. с указанием на числящуюся задолженность с предложением уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 27.01.2021г.

На момент подачи административного иска задолженность по уплате налогов, пени административным ответчиком, как следует из административного иска, не уплачена.

Согласно административному иску МИФНС России №3 по Рязанской области обратились к мировому судье судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Крючковой Т.А.

Затем 19.02.2021г. мировой судья судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани вынес судебный приказ о взыскании указанной задолженности с Крючковой Т.А.

Также 18.05.2021г. мировой судья судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани вынес определение об отмене данного судебного приказа в связи с поступившими возражениями Крючковой Т.А., налоговой инспекции разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

На основании изложенного МИФНС России №3 по Рязанской области просили суд взыскать с Крючковой Т.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 137 634 руб.; по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г.

В ходе рассмотрения дела МИФНС России №3 по Рязанской области в порядке ст.46 КАС РФ уточнили исковые требования в связи с частичной оплатой задолженности и окончательно просят суд взыскать с Крючковой Т.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме <данные изъяты> по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г.

Административный истец МИФНС России №3 по Рязанской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, письменным заявлением просят рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, просили административные исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик Крючкова Т.А. извещалась судебной повесткой о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просит рассмотреть административное дело в ее отсутствие, представив в суд письменные возражения против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила в административном иске отказать.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.

Как установлено в судебном заседании, налогоплательщик- физическое лицо Крючкова Т.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России №3 по Рязанской области по своему месту жительства, а также по месту регистрации и нахождения принадлежащего ей имущества.

В соответствии с ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В силу ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статья 57 НК РФ устанавливает, что сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 15 февраля представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.

Также согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области Крючкова Т.А. в 2019г. являлась собственником недвижимого имущества: иные строения, помещения, сооружения по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 1 162,60 кв.м., дата регистрации права 12.01.2012г.; иные строения, помещения, сооружения по адресу: <адрес> кадастровый , площадью 25,10 кв.м., дата регистрации права 29.12.2011г.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2021г., согласно которым Крючкова Т.А. являлась собственником <данные изъяты> помещения по адресу: <адрес> с 29.12.2011г. по 08.02.2021г., а также <данные изъяты> помещения по адресу: <адрес> с 12.01.2012г. по 08.02.2021г.

Таким образом, Крючкова Т.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Для исчисления суммы налога на имущество физических лиц налоговая база в отношении недвижимого имущества (строения, сооружения, помещения, жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение, признаваемые в установленном порядке объектами налогообложения, принимается равной кадастровой стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 01 января каждого года.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества), определенной за налоговый период (п.1ст.403 НК РФ).

Согласно п.1 ст.409 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2015г. №320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2 ст.409 НК РФ).

Пунктом 3 ст.409 НК РФ предусмотрено, что направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествовавших календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговая база по налогу на имущество в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их кадастровой стоимости.

Ставки по налогу на имущество физических лиц на территории города Рязани согласно главе 32 НК РФ установлены решением Рязанской городской Думы от 27.11.2014г. N401-11 (ред. от 27.12.2016г.) «Об установлении на территории города Рязани налога на имущество физических лиц».

Согласно п.1 данного Решения на территории города Рязани установлен налог на имущество физических лиц согласно главе 32 НК РФ, который введен в действие с 01.01.2015г.

В силу п.2 Решения объектом налогообложения признается имущество в соответствии со статьей 401 НК РФ

Пунктом 3 Решения установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

На основании п.4 Решения установлены следующие налоговые ставки по налогу:

4.1. 0,2 процента в отношении квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых не превышает 1,5 миллиона рублей;

(п. 4.1 введен Решением Рязанской городской Думы от 25.05.2017г. N 198-II; в ред. Решений Рязанской городской Думы от 14.12.2017г. N 441-II, от 01.11.2018г. N 73-III) –применяется с 01.01.2016г.

4.2. 0,25 процента в отношении квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 1,5 миллиона рублей, но не превышает 4 миллионов рублей; (п. 4.2 введен Решением Рязанской городской Думы от 25.05.2017г. N 198-II; в ред. Решений Рязанской городской Думы от 14.12.2017г. N 441-II, от 01.11.2018г. N 73-III)

4.3. 0,3 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов;

(в ред. Решения Рязанской городской Думы от 01.11.2018г. N 73-III)

квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 4 миллионов рублей; (в ред. Решений Рязанской городской Думы от 14.12.2017г. N 441-II, от 01.11.2018г. N 73-III)

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; (в ред. Решения Рязанской городской Думы от 14.12.2017г. N 441-II)

гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в пунктах 4.4, 4.5 настоящего решения; (в ред. Решения Рязанской городской Думы от 01.11.2018г. N 73-III)

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; (в ред. Решения Рязанской городской Думы от 28.11.2019г. N 360-III)

(п. 4.3 в ред. Решения Рязанской городской Думы от 25.05.2017г. N 198-II)

4.4. 0,5 процента в 2016 году, 0,75 процента в 2017 году, 1 процент в 2018 году, 1,25 процента в 2019 году, 1,5 процента в 2020 году и последующие годы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ; (пункт в ред. Решения Рязанской городской Думы от 26.11.2015 N 430-II)

4.5. 2 процента в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

4.6. 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Сумма налога согласно п.8 ст.408 НК РФ исчисляется по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2)х К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости; Н2 - сумма налога, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст.403 НК РФ, начиная с 01.01.2015г. (без учета положений п.4.6 настоящей статьи); К - коэффициент, равный: 0,2; 0,4; 0,6,0,8 соответственно в первый, второй, третий год и четвертый год исчисление налога по указанной схеме.

Сумма ко взысканию = налоговая база х доля в праве х ставка налога х количество месяцев владения: количество месяцев в году.

Налоговая база (кадастровая стоимость помещения по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>., доля в праве собственности -1/2.

Таким образом, расчет налога за 2019г. произведен с учетом данной налоговой базы, доли в праве собственности, ставки налога -1,25, количества месяцев владения -12.

Общая сумма налога на данное имущество физического лица за 2019г. составляет <данные изъяты>

Налоговая база (кадастровая стоимость помещения по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> доля в праве собственности -1/2.

Таким образом, расчет налога за 2019г. произведен с учетом данной налоговой базы, доли в праве собственности, ставки налога -1,25, количества месяцев владения -12.

Общая сумма налога на данное имущество физического лица за 2019г. составляет <данные изъяты>

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц налогоплательщику начислены пени в сумме <данные изъяты> за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г.

В связи с тем, что пени частично уплачены, административный истец просит взыскать с Крючковой Т.А. пени в сумме <данные изъяты>. за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г., исходя из недоимки по налогу в сумме <данные изъяты>., которые включены в требование об уплате налога, пени по состоянию на 21.12.2020г.

Расчет произведен с момента выявления недоимки, исходя из срока уплаты соответственно 01.12.2020г. с учетом количества дней просрочки 19, исходя из действующей ставки Центрального банка Российской Федерации 4.25% годовых, что составляет в сумме <данные изъяты>

Согласно п.2,3 ст.52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с действующим налоговым законодательством налоговым органом в адрес Крючковой Т.А. направлено налоговое уведомление от 01.09.2020г. с указанием суммы налога, подлежащей уплате по итогу налогового периода.На момент подачи административного иска требования налогового законодательства как следует из административного искового заявления, не исполнены.

Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

По смыслу ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечению шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании положений статей 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением указанных в налоговом уведомлении обязательств налоговой инспекцией направлено в адрес Крючковой Т.А. требование об уплате налога от 21.12.2020г. с указанием на числящуюся задолженность с предложением уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 27.01.2021г.

Факт направления налоговых уведомлений и требований об уплате задолженности подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика.

В судебном заседании установлено, что требование об уплате налога, пени в указанной сумме, не исполнено в установленный срок до 27.01.2021г.

На основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств, отвечающих требованиям об относимости и допустимости, в их совокупности суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с Крючковой Т.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком не исполняется обязанность по уплате данных платежей.

В соответствии с п.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Аналогичными способами налогоплательщику в силу ч.5 ст.69 НК РФ направляются требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ в редакции, действующей на момент подачи административного иска, в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом с установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании налога, пеней подается в отношении всех требований, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

Как установлено в судебном заседании, МИФНС России №3 по Рязанской области обратились к мировому судье судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Крючковой Т.А.

Далее 19.02.2021г. мировой судья судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани вынес судебный приказ о взыскании указанной задолженности с Крючковой Т.А.

Затем 18.05.2021г. мировой судья судебного участка №16 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани вынес определение об отмене данного судебного приказа в связи с поступившими возражениями Крючковой Т.А., налоговой инспекции разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

Затем налоговый орган обратился в суд 20.08.2021г. с настоящим административным иском (в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа).

Как следует из ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с изложенным суд полагает, что срок для обращения с административным иском в суд МИФНС России №3 по Рязанской области не пропущен.

В силу ст.62 КАС РФ на административного ответчика возложена обязанность доказать факт уплаты налога, пени, представить доказательства, опровергающие доводы административного истца.

Административный ответчик Крючкова Т.А. письменным ходатайством просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является собственником выше указанных объектов налогообложения, стала собственником 1/2 доли каждого из объектов недвижимости на основании решения Октябрьского районного суда г.Рязани от 22.09.2010 г. о разделе совместно нажитого имущества.

Данное решение 24.11.2017г. отменено определением Октябрьского районного суда г.Рязани по вновь открывшимся обстоятельствам и 19.12.2018г. по гражданскому делу принято новое решение, вступившее в законную силу 24.04.2019г., которым отказано в удовлетворении искового заявления Крючковой Т.А. к Зорину С.А. от 07.05.2010 г. о разделе совместно нажитого имущества. В связи с этим полагает, что не обладает правом собственности на названные выше нежилые помещения с 2010 года, поэтому в данной части надлежащим административным ответчиком является Зорин С.А.

Между тем, данные доводы административного ответчика Крючковой Т.А. являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела Крючкова Т.А. стала участником общей долевой собственности на нежилые помещения Н1 и Н2 по адресу: <адрес> (доля в праве 1/2), на основании решения Октябрьского районного суда г.Рязани от 22.09.2010г. по иску Крючковой Т.А. к Зорину С.А. о разделе совместно нажитого имущества, зарегистрировала за собой право собственности на указанные объекты недвижимости.

Определением Октябрьского районного суда г. Рязани от 24.11.2017г., вступившим в законную силу 31.01.2018г., решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 22.09.2010г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с вступлением в законную силу приговора суда в отношении Крючковой Т.А.

При новом рассмотрении дела Октябрьским районным судом г. Рязани 19.12.2018г. принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Крючковой Т.А. к Зорину С.А. о разделе совместно нажитого имущества отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 24.04.2019г. решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 19.12.2018г. оставлено без изменения.

Определением Октябрьского районного суда г. Рязани от 02.10.2019г., вступившим в законную силу 04.03.2020г., по заявлению Зорина С.А. осуществлен поворот исполнения решения Октябрьского районного суда г. Рязани от 22.09.2010 г. по гражданскому делу по иску Крючковой Т.А. к Зорину С.А. о разделе совместно нажитого имущества, постановлено погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись от 29.11.2010г. о регистрации за Крючковой Т.А. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилые помещения Н 1 и Н2, расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

По общему правилу, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ, в том числе, полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Крючкова Т.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2019 г. на указанные выше объекты недвижимости, поскольку в 2019 г. была указана в Едином государственном реестре недвижимости, как лицо, являющееся собственником на эти объекты налогообложения.

Административный ответчик Крючкова Т.А. полагает, что с момента вступления в законную силу приговора в отношении нее от 11.05.2017г., которым признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, Крючкова Т.А. не является собственником указанного имущества и, соответственно, налогоплательщиком в связи с утратой права собственности на объекты недвижимости, поскольку суд установил, что указанное имущество принадлежит Зорину С.А. и он является единоличным собственником в спорный период, в связи с чем Крючкова Т.А. не получает арендную плату за указанные помещения. В связи с данными обстоятельствами Зорин С.А. обязан уплачивать налоги. Прекратить право собственности Крючкова Т.А. не имела возможности в связи с наложенными арестами на имущество.

Постановлением Советского районного суда г.Рязани от 06.10.2014г. в рамках уголовного дела на данные здания наложен арест. Гражданский иск в уголовном деле оставлен без рассмотрения, но при вынесении приговора арест не снят. Данный арест снят только 28.09.2020г.

Данные обстоятельства (сохранение ареста на имущество), согласно возражениям, исключило возможность обращения Крючковой Т.А. в Управление Росреестра по Рязанской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости, что привело к взысканию налоговой задолженности.

Действительно согласно письму ФНС России от 20.10.2017г. №БС-4-21/21320 «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу», разъяснено, что для целей налогообложения право собственности считается отсутствующим с момента вступления судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.

По мнению ФНС России указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в том числе в силу ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

В связи с данными обстоятельствами Крючкова Т.А. полагает, что с 31.01.2018г. с момента вступления в силу определения суда от 24.11.2017г. в законную силу административный ответчик утратила право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, поэтому не является налогоплательщиком.

Вместе с тем, данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, Крючкова Т.А. указывает, что осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на объекты налогообложения не представилось возможным в связи с наличием арестов.

В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункт 1).

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

С учетом этого плательщиком налога на имущество физических лиц является физическое лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При наличии зарегистрированного за налогоплательщиком права собственности, включающего в силу ст. 209 ГК РФ правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом, признанию такого правообладателя налогоплательщиком в отношении зарегистрированного за ним имущества могут препятствовать только обстоятельства, полностью исключающие возможность реализации правомочий собственника и, соответственно, лишающие взимание налога всякого экономического основания (например, в случае утраты объекта налогообложения). С учетом требований ч. 4 ст. 289, ч. 1 ст. 62 КАС РФ такие обстоятельства подлежат доказыванию лицом, которое на них ссылается.

В своих возражениях на иск административный ответчик ссылается на то обстоятельство, что исключить сведения в ЕГРН в отношении названных объектов недвижимости в оспариваемый период не представлялось возможным в связи с наложением должностными лицами Федеральной службы судебных приставов ограничений в виде запретов на регистрационные действия с данным имуществом на основании определения Октябрьского районного суда г.Рязани, а также постановлением об аресте, принятым Советским районным судом г. Рязани от 06.10.2014г.

Государственная регистрация прекращения права собственности может быть осуществлена только при представлении документов о снятии арестов.

В подтверждение своих доводов Крючковой Т.А. представлены определение Октябрьского районного суда г.Рязани от 04.12.2020г., которым снят арест с объектов недвижимости по заявлению Зорина С.А.; постановление судьи Советского районного суда г.Рязани от 28.09.2020г., которым также снят арест.

Вместе с тем, суду не представлены доказательства, лишающие Крючкову Т.А. права на обращение в суд с аналогичными заявлениями о снятии ареста и об отказе в удовлетворении таких заявлений с учетом, что по гражданским делам Крючкова Т.А. была стороной по делу, гражданский иск по приговору Советского районного суда г.Рязани оставлен без рассмотрения.

Судом не установлены обстоятельства, полностью исключающие возможность реализации правомочий собственника Крючковой Т.А. о прекращении права собственности на объекты недвижимости.

Таким образом, доказательства, опровергающие административные исковые требования, дающие основания для отказа в административном иске, административным ответчиком суду не представлены.

Представленный административным истцом расчет суммы задолженности является проверяемым. Стороной административного ответчика расчет не оспаривается.

Данный расчет суд признает достоверным, поскольку подтверждается материалами дела, представленными налоговой инспекцией письменными доказательствами.

При указанных обстоятельствах в соответствии с представленными административным истцом доказательствами в их совокупности суд полагает указанные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку административным ответчиком не исполняется обязанность по уплате налоговых платежей в установленные сроки.

Согласно ст.103, 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В силу ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 290, 175, 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области к Крючковой Т.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц - удовлетворить.

Взыскать с Крючковой Т.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме <данные изъяты>.; задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> за период с 02.12.2020г. по 20.12.2020г.

Взыскать с Крючковой Т.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.Т.Старовойтова