62RS0003-01-2019-003700-45
Дело № 2а-248/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,
при секретаре Кирдянове А.С.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области по доверенности № от 12.09.2019г. ФИО1, представившего диплом о высшем юридическом образовании № от 28.02.2013г. Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский университет имени ФИО3»,
представителя административного ответчика ФИО2 – адвоката Адвокатского кабинета «Закономерность» адвоката Новиковой Ж.С. Адвокатской палаты Рязанской области –адвоката Новиковой Ж.С., представишей удостоверение № от 20.04.2016г., ордер № от 20.12.2019г.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу по упрощенной системе налогообложения, пени по налогу по упрощенной системе налогообложения,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области (далее МИФНС России №3 по Рязанской области) обратились в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу по упрощенной системе налогообложения (далее УСН), пени по налогу по УСН.
Административные исковые требования мотивированы тем, что налогоплательщик физическое лицо ФИО2 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 3 по Рязанской области по своему месту жительства.
Административный ответчик ФИО2 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 06.12.2017г., но не исполнила в полном объеме обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налога по УСН.
Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Налоговая декларации «Единая (упрощенная) налоговая декларация» представлена административным ответчиком 03.05.2018г.
Кроме того, 24.07.2018г. предоставлена уточненная декларация по УСН за 2017г.
Согласно административному иску ФИО2 в 2018г. начислен налог по УСН в размере <данные изъяты> руб.
Сумма подлежащая оплате в бюджет частично произведена оплата в размере <данные изъяты> руб.
В период с 02.07.2019г. по 18.07.2019г. отделом судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области со счетов налогоплательщика списана часть задолженности по налогу по УСН за 2017г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Таким образом, остаток непогашенной задолженности по УСН, подлежащий взысканию за 2017г., составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Административному ответчику заказными письмами направлены требования об уплате № от 01.06.2018г., № от 04.07.2018г., № от 02.08.2018г., № от 09.08.2018г., № от 28.08.2018г., с указанием на общую задолженность, которая числится за налогоплательщиком с предложением уплатить её в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
Из административного искового заявления следует, что ФИО2 не исполнила в добровольном порядке требования об уплате налога, страховых взносов.
В связи с изложенным административным истцом начислены пени.
Согласно административному иску 06.02.2019г. мировой судья судебного участка №17 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани вынес судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам, по пени по страховым взносам, по налогу по УСН, по пени по налогу по УСН с административного ответчика.
Далее 05.08.2019г. мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа о взыскании указанной задолженности в связи с поступившими от ФИО2 возражениями.
На основании изложенного МИФНС России №3 по Рязанской области просит суд взыскать с ФИО2 задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (вид платежа – налог); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; налог по упрощенной системе налогообложения в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за 2017г.; пени по налогу по упрощенной системе налогообложения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Административный ответчик ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не известила, не просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, не ходатайствовала об отложении заседания суда.
В силу положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика адвокат Новикова Ж.С. в судебном заседании пояснила, что административный истец ФИО2 признает задолженность по уплате налога по УСН за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., не возражает против взыскания в пользу административного истца данной суммы налога по УСН.
При этом, как следует из пояснений адвоката Новиковой Ж.С., административный ответчик ФИО2 не согласна с расчетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Сторона административного ответчика полагает, что сумма оплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии при величине дохода, превышающего <данные изъяты> руб. за 2017г., должен быть произведен следующим образом : («доход» -«расход»)х1%=размер страховых взносов, подлежащих уплате.
Административный ответчик полагает, что фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017г. с момента начала предпринимательской деятельности (с 24.03.2017г.) составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., согласно расчету: <данные изъяты> руб. х 8 месяцев + <данные изъяты> руб./31 х 8 дней + <данные изъяты> руб./31 х 6 дней = <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., где <данные изъяты> руб. - размер страховых взносов за 1 полный месяц деятельности (1 МРОТ <данные изъяты> руб. х 12 месяцев х 26 %/12 месяцев = <данные изъяты> руб.); <данные изъяты> руб. - сумма страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за 8 полных месяцев 2017г. с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 8 дней марта 2017г., в которые осуществлялась деятельность в качестве индивидуального предпринимателя); <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 6 дней декабря 2017г., в которые осуществлялась деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно представленной уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением ИП ФИО2 упрошенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), доход за 2017 отчетный год для целей исчисления, по мнению административного ответчика, размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет <данные изъяты> руб. (доход в сумме <данные изъяты> руб. - расходы в сумме <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб.). При этом, размер платежа за 2017г. на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода свыше 300 000 руб. составит, согласно возражениям, <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. ((<данные изъяты> руб. -300 000 руб.) х 1/100 (1%)).
Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате за 2017г., составляет согласно возражениям <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период).
В связи с тем, что 09.07.2018г. административным ответчиком произведена уплата страховых взносов в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ФИО2 признает за собой задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Расчет налогового органа из полученных доходов без учета расходов ФИО2 полагает неверным, противоречащим положениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации №27-П от 30.11.2016г., закрепляющим, по мнению ФИО2, что при расчете базы по взносам предприниматель, вне зависимости от того, по какой системе налогообложения работает: по общей системе налогообложения или по упрощенной системе налогообложения вправе из своих доходов вычесть подтвержденные расходы.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, со ссылкой на которое налоговый орган основывают свою позицию по делу, а также последующие письма аналогичного содержания, в силу требований ст.11 ГПК РФ не относятся, по мнению административного ответчика, к числу нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении и разрешении подобных споров.
Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, считает заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в ст.57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В соответствии со ст.ст.23,45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.3 ст.8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1)лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не яляющиеся индивидуальными предпринимателями; 2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Исходя из положений п.3 ст.420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
В силу пп.2 п.1. ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, защимающиеся частной практикой, являются страхователями, в связи с чем подлежат регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Согласно ст.430 НК РФ упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется исходя из их дохода.
В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб., то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., то размер страховых взносов определяется в виде суммы страховых взносов в фиксированном размере и 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, которая не может быть более предельной величины.
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), согласно статье 419 НК РФ является плательщиком страховых взносов.
В силу п.п.3 п.9 ст.430 НК РФ в целях применения положений п.1 ст.430 НК РФ доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со ст.346.15 НК РФ.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок определения доходов вне зависимости от выбранного объекта обложения по УСН (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Порядок определения расходов по упрощенной системе налогообложения установлен статьей 346.16 Кодекса, отсылки на которую п.3 ч.9 ст.430 НК РФ не содержит.
Согласно п.1 ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.1 и 2 ст.248 НК РФ (глава 25 «Налог на прибыль организаций»).
В соответствии с п.1 ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Согласно п.1 ст.248 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса к доходам организации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст.249 НК РФ с учетом положений главы 25 Кодекса.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст.250 НК РФ с учетом положений указанной главы Кодекса.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 в период с 24.03.2017г. по 06.12.2017г. являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.08.2019г.
Административным ответчиком выбрана система налогообложения-упрощенная: доходы минус расходы, что стороной административного ответчика не оспаривалось.
По итогам предпринимательской деятельности в 2017г. ФИО2 получен доход в сумме <данные изъяты> руб., расходы составили <данные изъяты> руб., что следует из уточненной декларации. Представленной административным ответчиком в налоговый орган.
Вместе с тем, ФИО2 не исполнила в полном объеме свои обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
За период осуществления предпринимательской деятельности с 24.03.2017г. по 06.12.2017г. с административного ответчика на основании ст.430 НК РФ подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017г., которые исчисляются в размере 1 % от суммы дохода, превысившего 300 000 руб.
Так, согласно представленной в налоговый орган декларации общая сумма дохода ИП ФИО2 за 2017г. составляет <данные изъяты> руб., эта сумма превышает максимальный размер пенсионных взносов, установленных на 2017 год.
Максимальная сумма страховых взносов в 2017году <данные изъяты> руб.
Сумма взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии равна <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
Таким образом, расчет сумм страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. будет равен: <данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Установлено, что административным ответчиком сумма страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за 2017 год не уплачивалась.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2017г. административному ответчику в 2018г. начислены пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии с Федеральным Законом №250-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и второю НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию задолженности переданы в налоговый орган с 01.01.2017г.
Согласно п.п.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абз.4 п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
В силу п.7 ст.6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Налоговая декларации «Единая (упрощенная) налоговая декларация» представлена административным ответчиком 03.05.2018г.
Также 24.07.2018г. предоставлена уточненная декларация по УСН за 2017г.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административному ответчику в 2018г. начислен налог по УСН в размере <данные изъяты> руб.
При этом административный ответчик не исполнил в полном объеме свои обязанности по уплате налога по УСН, а также страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сумма, подлежащая оплате в бюджет не была исполнена полностью, частично произведена оплата в размере <данные изъяты> руб.
В период с 02.07.2019г. по 18.07.2019г. отделом судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области со счетов налогоплательщика списано часть задолженности по налогу по УСН за 2017г. в размере <данные изъяты> коп.
Таким образом, остаток непогашенной задолженности по УСН, подлежащий взысканию, составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Данная сумма налога, подлежащая взысканию с ФИО2, в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. стороной ответчика в судебном заседании не оспаривается и признается к уплате в данной сумме.
С учетом признания ранее в судебном заседании административным ответчиком ФИО2 задолженности по уплате налога по УСН за 2017г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., суд считает обоснованными требования административного итца о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу по УСН за 2017 год.
Таким образом, с административного ответчика ФИО2 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по уплате налога по УСН за 2017г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В связи с несвоевременной уплатой налога по УСН за 2017г. налогоплательщику в 2018г. начислены пени в размере <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.
Как следует из абз.3 п.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Пунктом 1 и 2 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями ст.69 НК РФ административному ответчику заказными письмами направлены требования об уплате № от 01.06.2018г. № от 04.07.2018г., № от 02.08.2018г., № от 09.08.2018г. и № от 28.08.2018г. с указанием на общую задолженность, которая числится за ФИО2 с предложением уплатить её в добровольном порядке до 17.09.2018г. (последнее требование об уплате № от 28.08.2018г.), что подтверждается справками об отправке почтового отправления с почтовыми идентификаторами.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что налогоплательщик не исполнила в добровольном порядке требования об уплате, не выполнила в установленный срок указанные выше обязанности, возложенные действующим налоговым законодательством.
Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Также в суде установлено, что МИФНС России №3 по Рязанской области обращались к мировому судье судебного участка №17 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, по пени по страховым взносам, по налогу по УСН, пени по налогу по УСН с ФИО2
Так, 06.02.2019г. мировой судья судебного участка №17 судебного района Октябрьского районного суда г. Рязани, вынес судебный приказ №2а-163/2019 о взыскании задолженности по страховым взносам, по пени по страховым взносам, по налогу по УСН, по пени по налогу по УСН с административного ответчика.
Далее 05.08.2019г. мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа о взыскании указанной задолженности в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями, в связи с чем налоговый орган в установленном порядке и своевременно, без нарушения срока обратился в Октябрьский районный суд г.Рязани с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом с установленный срок обязанности по уплате налога, страховых взносов, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.
Заявление о взыскании налога, пеней подается в отношении всех требований, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд тогда, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <данные изъяты> руб.
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Как следует из ч.3ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с изложенным суд полагает, что срок для обращения с административным иском в суд МИФНС России №3 по Рязанской области не нарушен.
Возражения административного ответчика относительно расчета взносов на обязательное пенсионное страхование путем вычитания понесенных расходов из полученных ФИО2 доходов суд не может принять во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Так, как указывалось ранее, из системного толкования положений пп.п.3 п.9 ст.430, п.1 ст.41, ст.346.15, ст.ст.248, 249 и 250 НК РФ доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предпринимателями, применяющими УСН, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов.
При этом к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 №27-П, не подлежит применению.
Выводы Конституционного Суда Российской Федерации сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым ФИО2, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), не относится.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, законодатель, исходя из того, что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из ст.2 ГК РФ, предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 01.01.2014г. законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 руб. за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 руб. за расчетный период (часть 1.1 ст.14 Федерального закона № 212- ФЗ).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (ч.8 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Таким образом, предусмотренная законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.
Также в зависимости режима налогообложения, учитывается и доход для целей исчисления страховых взносов согласно положениям п.9 ст.430 НК РФ.
Учитывая выводы Конституционного Суда Российской Федерации, следует отметить, что законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (п.1 п.9 ст.430 НК РФ) и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, УСН (п.3 п.9 ст.430 НК РФ).
При этом общий и специальные налоговые режимы отличаются друг от друга. УСН считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая НДФЛ.
Согласно п.п.2,3 ст.346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями), а также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (также за некоторыми исключениями).
Аналогичные положения предусмотрены НК РФ в отношении иных специальных налоговых режимов: системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, также предусматривающих освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (за некоторым исключением). Также указанные лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (за некоторыми исключениями). Кроме того, при применении ряда специальных налоговых режимов налоговая база определяется без учета расходов налогоплательщиков.
На основании изложено суд приходит к выводу, что законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах УСН перед общей системой налогообложения и, как следствие, о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Выбор системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Заявляя о праве применения УСН, предприниматели должны учитывать и наличие различий при исчислении дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, на основании представленной ФИО2 декларации, величиной дохода будет являться сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период (у ФИО2 – <данные изъяты> руб.). Расходы (у ФИО2 -<данные изъяты> руб.), предусмотренные статьей 346.15 НК РФ, в данном случае не учитываются.
Также следует обратить внимание на п.п.2 п.9 ст.430 НК РФ, согласно которой плательщики страховых взносов, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывают доход в соответствии с п.1 ст.346.5 НК РФ. Статья 346.5 НК РФ содержит как положения, согласно которым определяются доходы, так и положения, согласно которым определяются расходы. Однако, законодатель делает ссылку не на всю статью, а только на ее пункт, где речь идет только о формировании доходов.
Учитывая, что система налогообложения в виде уплаты сельскохозяйственного налога также является льготным режимом, данное обстоятельство подтверждает, что законодатель для специальных режимов налогообложения устанавливает иные правила расчета страховых взносов в силу чего страховые взносы рассчитываются без учета расходной части.
То есть, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, без учета расходов.
Положения п.п.1 п.1 ст.430 НК РФ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя, исходя из его дохода не согласуются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и другое). В целях применения положений п.1 ст.430 НК РФ доход учитывается в соответствии с выбранной налогоплательщиком системой налогообложения в целом (п.9 ст.430 НК РФ).
При этом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен Кодексом только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ.
Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, НК РФ не содержит.
В указанном выше постановлении Конституционный Суд Российской Федерации в целях рассмотрения возможности учета вычетов по НДФЛ при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также анализировал указанные положения п.9 ст.430 НК РФ.
При этом в постановлении указано, что п.9 ст.430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии с его ст.210 НК РФ, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Учитывая, что речь идет про ситуацию, когда налогоплательщик уплачивает НДФЛ (находится на общем режиме налогообложения и Конституционный Суд Российской Федерации делает ссылку на ст.210 НК РФ (определение налоговой базы по НДФЛ), то при рассмотрении настоящего административного дела необходимо учитывать особенности определения налоговой базы по УСН и руководствоваться только ст.346.15 НК РФ (порядок определения доходов).
При таких обстоятельствах проведение аналогии между общей системой налогообложения, при которой предпринимателями уплачивается налог на НДФЛ и УСН, предусматривающей освобождение от уплаты НДФЛ, не представляется возможным, в связи с чем Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016г. №27-П, в таком случае, применению не подлежит, расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной ситуации производится без учета понесенных ИП ФИО2 расходов.
На основании п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно письму Минфина России от 12.02.2018г. № 03-15-07/8369, доведенному до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21.02.2018г. №ГД-4-11/3541@, Кодексом, вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Кодекс не содержит.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018г. по делу №АКПИ18-273 отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма Минфина России от 12.02.2018г. № 03-15-07/8369, определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018г. указанное решение оставлено без изменения.
Также Верховным Судом Российской Федерации указано, что к рассматриваемым в настоящем административном деле правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016г. №27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих НДФЛ.
Таким образом доводы административного ответчика ФИО2 о том, что размер страхового платежа за 2017 год должен быть определен по формуле ((<данные изъяты>-300 000) х 1/100 (1%)) и равен <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. является несостоятельным.
С учетом изложенного суд признает расчет сумм страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., представленный административным истцом верным, в соответствии с которым: общая сумма дохода административного ответчика ФИО2 за 2017 г. составляет - <данные изъяты> руб., эта сумма превышает максимальный размер пенсионных взносов, установленных на 2017 год; максимальная сумма страховых взносов в 2017году- <данные изъяты> руб.; фиксированная сумма взносов в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, оплаченная административным ответчиком равна <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Тогда, сумма страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. равна <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.).
Таким образом, на основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств, суд приходит к выводу, что с административного ответчика ФИО2 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Рассматривая вопрос о законности и обоснованности требований административного истца о взыскании пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату пенсии, а также пени на задолженность по налогу УСН суд пришел к следующему выводу.
Согласно п.9 ч.1 ст.31 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком установленной обязанности налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 4 ст.69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога. В частности, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8. ст. 69 НК РФ).
Административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а также пени по налогу по УСН в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., ссылаясь при этом на направление ответчику требований об уплате № от 04.07.2018г., № от 28.08.2018г., № от 02.08.2018г., № от 09.08.2018г. и № от 01.06.2018г.
Вместе с тем представленные требования об уплате не содержат полной и исчерпывающей информации о периодах исчисления пени, указания сумм, на которые происходило начисление пени, не указана сумма недоимки, на которую начислены пени.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель административного истца не представил суду иной расчет, подтверждающий обоснованность взимания с административного ответчика пени.
Таким образом правильность расчета пени не подтверждена административным истцом документально.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административным истцом не доказан размер требуемых им ко взысканию с административного ответчика сумм пени. Проверить правильность представленного расчета не представляется возможным ввиду расхождений в лицевом счете и сведениях о частичной уплате недоимки.
Правильность расчета пеней не подтверждается документально, имеются расхождения представленного расчета с данными выписки из лицевого счета административного ответчика, данными по частичной уплате недоимки. Причины расхождений представителем налогового органа не устранены.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о необоснованности требований административного истца в части взыскания с административного ответчика ФИО2 пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату пенсии, а также пени на задолженность по налогу УСН.
С учетом изложенных выше обстоятельств в удовлетворении данных требований о взыскании пеней должно быть отказано.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, с ФИО2 в силу ст. 114 КАС РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. от уплаты которой при обращении в суд освобожден административный истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу по упрощенной системе налогообложения, пени по налогу по упрощенной системе налогообложения – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017г. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.<данные изъяты> коп. (вид платежа – «налог»); налог по упрощенной системе налогообложения за 2017г. в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. <данные изъяты> коп.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. <данные изъяты> коп.
В удовлетворении административных исковых требований о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; пени по налогу по упрощенной системе налогообложения в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Рязани.
Судья Т.Т.Старовойтова