НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 30.05.2022 № 580027-01-2022-002658-10

Дело № 58RS0027-01-2022-002658-10

№ 2а-989/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 г. г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Иевлевой М.С.

при секретаре Тарховой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Кромичевой Наталье Викторовне о взыскании налога на имущество физических лиц,

установил:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Кромичевой Н.В., в соответствии с которым просит взыскать налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 804 руб., за 2019 год в размере 14202 руб., земельный налог за 2016 год в размере 986 руб., за 2018 года в размере 605 руб., всего 16597 руб.

В обоснование административного искового заявления ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы указала, что согласно сведениям, представленным налоговому органу Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Кромичева Н.В. имеет в собственности недвижимое имущество:

- жилой дом по адресу: , кадастровый , дата регистрации права 10.07.2008;

- два жилых дома, адрес, кадастровый , площадь 88, дата регистрации права 19.12.2012;

- стадион спортивных игр с аренами кадастровый номер , площадь 6869,90, дата регистрации права 31.03.2010;

- дизельная подстанция, адрес: 440023, г Пенза, кадастровый , площадь 34,40, дата регистрации права 12.07.2011;

- душевая, адрес: 440023, г Пенза, , кадастровый , площадь 16,50, дата регистрации права 06.10.2009, дата утраты права 26.08.2020;

- раздевалка, адрес: 440023, г Пенза, , кадастровый , площадь 15,70, дата регистрации права 06.10.2009;

- иные строения, помещения и сооружения, адрес: 440023, г Пенза, , кадастровый , Площадь 53,20, дата регистрации права 12.10.2009;

- квартира по адресу: , 173, кадастровый , площадь 32,80, дата регистрации права 11.08.2017;

- квартира по адресу: ,174, кадастровый , площадь 31,50, дата регистрации права 11.08.2017;

- квартира по адресу: ,175, кадастровый , площадь 52, дата регистрации права 11.08.2017;

- основное строение, адрес: , кадастровый , площадь 268,20, дата регистрации права 16.12.2004;

- летняя раздевалка, адрес: 440023, г Пенза, , Кадастровый , площадь 18,20, дата регистрации права 30.03.2010, дата утраты права 26.08.2020.

Налоговым органом Кромичевой Н.В. исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 804 руб., срок уплаты налога – не позднее 17 июля 2019 г. и налог на имущество за 2019 год в размере 28397 руб., срок оплаты – не позднее 1 декабря 2017г.

Налог на имущество физических лиц за 2019 год административный ответчик уплатил частично 05.12.2021 и 28.04.2021.

Согласно сведениям, представленным налоговому органу Управлением Роснедвижимости по Пензенской области Кромичева Н.В. имеет в собственности:

- земельный участок, адрес: 440068, г Пенза, , кадастровый , площадь 876, дата регистрации права 26.08.2009;

- земельный участок, адрес: 440047, г Пенза, , кадастровый , площадь 3613, дата регистрации права 26.12.2013, дата утраты права 08.05.2020;

- земельный участок, адрес: 440008, г Пенза, , кадастровый , площадь 689, дата регистрации права 05.12.2011.

Налоговым органом Кромичевой Н.В. исчислен земельный налог за 2016 год в размере 987 руб., срок уплаты налога – не позднее 1 декабря 2017 г. и за 2018 год в размере 605 руб., срок уплаты налога – не позднее 2 декабря 2019 г.

Земельный налог за 2018 год административный ответчик уплатил частично 02.12.2021 в размере 33 руб.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы ФИО4 исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства в нем изложенные. При этом уточнила, что Кромичевой Н.В. частично оплачен земельный налог за 2016 год в размере 986 руб., за 2018 год в размере 605 руб., просила взыскать недоимку по налогу на имущество за 2019 год в размере 14202 руб. Дополнительно пояснила, что налог на имущество исчисляется исходя из данных, представленных Управлением Росреестра по Пензенской области. Задолженность в размере 14202 руб. за 2019 год образовалась за объект недвижимости - стадион спортивных игр с аренами «Восток», расположенный по адресу: , кадастровый . Управлением Росреестра по Пензенской области представлены сведения о прекращении права на спорный объект с 09.07.2021, в связи с чем начисление налога за 2019 год является правомерным.

Ответчик Кромичева Н.В. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, пояснив, что задолженность на имущество в размере 14202 руб. образовалась за стадион спортивных игр с аренами «Восток», расположенный по адресу: , кадастровый . Полагает, что налог на данный объект недвижимости исчисляется ей неправомерно. Решением Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2010 за ней признано право собственности на стадион спортивных игр с аренами, расположенные по адресу: . Право собственности было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пензенской области. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 17.05.2010 решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2010 отменено. Спорный объект недвижимости был демонтирован.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в частности, расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната). Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ст. 1 Закона Пензенской области от 18.11.2014 № 2639-ЗПО «О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что на территории Пензенской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется с 01.01.2015.

В силу п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

П. 2 Решения Пензенской городской Думы от 28.11.2014 №38-4/6 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы» установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости 0,3 процента в отношении жилых домов, квартир, комнат, кадастровая стоимость которых свыше 1000 тыс. руб.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании и п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктами 2 и 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, за Кромичевой Н.В. зарегистрировано недвижимое имущество, в том числе, стадион спортивных игр с аренами «Восток», расположенный по адресу: , кадастровый .

Налоговым органом в адрес Кромичевой Н.В. направлено уведомление от 01.09.2020 о необходимости уплаты налога на имущество, в том числе по объекту - стадион спортивных игр с аренами «Восток», расположенный по адресу: г.Пенза, ул. Измайлова, д. 56, кадастровый номер за 2019 год.

В установленный законом срок Кромичева Н.В. обязанность по уплате налога не исполнила, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес Кромичевой Н.В. направлено требование № 30456 от 08.12.2020 об уплате налога в срок до 19.01.2021.

Требование ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 3 Октябрьского района г. Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Пензы от 15.09.2021 судебный приказ мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Пензы от 13.04.2021 отменен.

В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2010 за ИП Кромичевой Н.В. признано право собственности на стадион спортивных игр с аренами, расположенные по адресу: .

Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пензенской области 31.03.2010.

Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 17.05.2010 решение Арбитражного суда Пензенской области от 08.02.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 20.10.2010 производство по делу прекращено, в связи с отказом Кромичевой Н.В. от признания права собственности.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Аналогичные положения содержались в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №12-ФЗ, действовавшем до 01.01.2020, а также содержатся в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2016 №118-ФЗ.

Выражая несогласие с начисленным налоговым органом налога на имущество по объекту недвижимости - стадион спортивных игр с аренами «Восток», расположенный по адресу: , кадастровый , Кромичева Н.В. ссылается на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2018 №305-КГ18-9064 по делу №А40-154449/2017, согласно которому установлено, что в случае сноса недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности. Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта.

Вместе с тем, как следует из текста судебного акта, в подтверждение отсутствия объекта налогообложения налогоплательщиком представлен акт от 15.04.2015, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании были исключены из государственного реестра недвижимости.

Ссылаясь на демонтаж спорного объекта недвижимости, и предъявляя суду договор на выполнение услуги по демонтажу от 15.06.2010, заключенный между Кромичевой Н.В. и ООО «Физкультурно-спортивный клуб «ВОСТОК», а также акт сдачи-приемки выполненных работ от 15.09.2010, административным ответчиком не представлен акт обследования по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости, составленный кадастровым инженером, и подтверждающий прекращение существования спорного объекта недвижимости.

Согласно ч. ст.16 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №12-ФЗ (действовавшего до 01.01.2020), а также п.4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2016 №118-ФЗ, регистрация в связи с прекращением существования недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, осуществляется по заявлению собственника таких объектов недвижимости.

Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции от 17.05.2010, определение Арбитражного суда Пензенской области от 20.10.2010 были предъявлены Кромичевой Н.В. в Управление Росреестра по Пензенской области в 2021 году, в связи с чем 09.07.2021 право собственности на спорный объект недвижимости было прекращено. Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Таким образом, за период с 2010 года по 2021 год с заявлением о снятии спорного объекта недвижимости с учета Кромичева Н.В. в Управление Росреестра по Пензенской области не обращалась. Доказательств, бесспорного подтверждающих прекращение существования данного объекта недвижимости, не представила.

Принимая во внимание вышеизложенное, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

При определении размера налога суд исходит из расчета, представленных административным истцом, который административным ответчиком не опровергнут.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, исчисленная согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Кромичевой Наталье Викторовне о взыскании налога на имущество физических лиц удовлетворить.

Взыскать с Кромичевой Наталье Викторовне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в , зарегистрированной по адресу: , в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 14202 руб.

Взыскать с Кромичевой Натальи Викторовны государственную пошлину в доход муниципального образования г. Пензы в размере 568,08 руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме принято 14 июня 2022 г.

Председательствующий