НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 28.07.2023 № 580027-01-2023-002131-55

Дело № 2-1883/2023

УИД № 58RS0027-01-2023-002131-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2023 г. г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Шмониной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайровой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Майдыбуры Вадима Валерьевича к УФСИН России по Пензенской области о признании незаконным исключение периодов службы в зоне вооруженного конфликта для назначения пенсии в льготном исчислении, о включении периодов службы в зоне вооруженного конфликта в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, возложении обязанности производить выплату пенсии в ранее назначенном размере и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Майдыбура В.В. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Пензенской области, в котором просил признать незаконным исключение периодов службы с 15 февраля 1996 г. по 5 мая 1996 г., с 24 июня 1996 г. по 30 июня 1996 г., с 21 апреля 1997 г. по 4 ноября 1997 г. в зоне вооруженного конфликта из расчета выслуги для назначения пенсии в льготном исчислении (из расчета 1 день службы за 3 дня); обязать ответчика включить указанные периоды службы в зоне вооруженного конфликта в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (из расчета 1 день службы за 3), обязать производить выплату пенсии с 1 апреля 2023 г. в размере 32 947, 19 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В обоснование иска указал, что с сентября 2006 г. по 5 октября 2021 г. он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы. Контракт с ним был расторгнут по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ» в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию. Согласно приказу о расторжении контракта и увольнении в выслугу лет для назначении пенсии на льготных условиях ему были зачтены периоды участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона и миротворческой миссии в зоне Грузино-Абхазского конфликта и его выслуга составила более 33 лет. 29 марта 2023 г. он обнаружил, что при зачислении пенсии за апрель 2023 г. ее размер стал меньше, в связи с чем обратился к ответчику за разъяснениями. В ответ на его обращения были получены ответы о том, что по результатам проведенной документарной проверки сотрудники УФСИН выявили неверное исчисление выслуги, в связи с чем на основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 размер пенсии был пересчитан, спорные периоды были зачтены в календарном исчислении и выслуга лет составила менее 32 лет, в связи с чем был произведен перерасчет размера пенсии. С указанным он не согласен в связи с чем обратился в суд.

Истец Мадыбура В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Митрохин В.В. исковые требования поддержал, просил также взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг представителя по доверенности в размере 20 000 руб.

Представители УФСИН России по Пензенской области по доверенностям Вирт А.В. и Шелихова В.М. в судебном заседании возражали против иска, указав, что в спорные периоды Майдыбура В.В. проходил военную службу по призыву, что в соответствии с законодательством не подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении лишь при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но не по законодательству, регулирующему пенсионное обеспечение сотрудников ФСИН. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Судебные расходы полагали необоснованно завышенными.

Выслушав представителя истца и представителей ответчика УФСИН России по Пензенской области, изучив материалы настоящего гражданского дела и пенсионного дела истца, проверив их, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 15 февраля 1996 г. по 5 мая 1996 г., с 24 июня 1996 г. по 30 июня 1996 г., с 21 апреля 1997 г. по 4 ноября 1997 г. Майдыбура В.В. был призван на срочную военную службу, при этом в период с 15 февраля 1996 г. по 5 мая 1996 г. и с 24 июня 1996 г. по 30 июня 1996 г. в составе Объединенной группировки войск (сил) находился на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики); с 21 апреля 1997 г. по 4 ноября 1997 г. выполнял задачи на территории государств Закавказья в зоне конфликта в Абхазии, Грузии в составе Группы Коллективных сил по поддержанию мира, где выполнял служебно-боевые задачи по проведению контртеррористической операции в зоне вооруженного конфликта и миротворческой миссии, принимая участие в боевых действиях, что подтверждается записью в военном билете и соответствующими справками командиров войсковых частей, послужным списком.

В период с 18 октября 2006 г. по 5 октября 2021 г. Майдыбура В.В. проходил службу в органах исполнительной системы УФСИН России по Пензенской области, контракт был расторгнут и он был уволен со службы на основании приказа по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При этом периоды с 15 февраля 1996 г. по 5 мая 1996 г., с 24 июня 1996 г. по 30 июня 1996 г., с 21 апреля 1997 г. по 4 ноября 1997 г. были засчитаны в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчет 1 месяц службы за 3 месяца, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

По состоянию 5 октября 2021 г. выслуга, определенная УФСИН России по Пензенской области, для назначения пенсии Майдыбуре В.В. составляла в календарном исчислении 24 года 05 месяцев 04 дня, в льготном исчислении 33 года 04 месяца 01 день.

В ходе документарной проверки отдельных вопросов организации пенсионного и социального обеспечения лиц, проходивших военную службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей, проводимой УФСИН России по Пензенской области на основании предписания директора ФСИН России от 14 февраля 2023 г. исх-08-11924 составлена справка в соответствии с которой в нарушение п. 5 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке зачисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941) военная служба по призыву (ранее срочная служба) в расчете выслуги лет для назначения пенсии Майдыбуре В.В. засчитывалась на льготных условиях 1:3, из-за чего неверно установлен процент пенсии – 85 % вместо 83 %, что привело к переплате по пенсионному делу Майдыбуры В.В. – 12 185,73 руб.

В связи с указанными обстоятельствами Майдыбуре В.В. был произведен перерасчет пенсии и периоды его службы в вооруженных силах с 25 января 1996 г. по 4 декабря 1997 г. (в который вошли спорные периоды участия в вооруженных конфликтах в Северо-Кавказском регионе, а также в Абхазии и Грузии) были включены в календарном исчислении (1 день службы к 1). В связи с указанным выслуга лет составила в календарном исчислении 24 года 05 месяцев 08 дня, в льготном исчислении 31 год 09 месяцев 17 дней, а потому образовалась переплата, а размер ежемесячной пенсии был уменьшен.

Не согласившись в уменьшением размера пенсионного обеспечения, истец обратился в УФСИН России по Пензенской области за разъяснениями, ему был дан соответствующий ответ о неправомерном включении периодов прохождения им службы по призыву в льготном исчислении.

Согласно материалам дела Майдыбура В.В. в период с 25 января 1996 г. по 4 декабря 1997 г. проходил службу в вооруженных силах по призыву в качестве лейтенанта, что подтверждается послужным списком и архивной справкой, имеющимся в материалах личного дела.

Ответчик, осуществляя перерасчет пенсии за выслугу лет, сослался на положения п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В ходе рассмотрения дела представители ответчика ссылались на допущенную техническую ошибку относительно применения к спорным правоотношениям п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, поскольку он не подлежит применению в отношении истца, который проходил службу по призыву в качестве офицера. Вместе с тем указали на то, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливают дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, в частности военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

В п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи при прохождении службы по призыву (к таким лицам относится Майдыбура В.В.), срок службы в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральный законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с чем в выслугу лет для назначения пенсии Майдыбуре В.В. спорные периоды службы в качестве офицера по призыву в зоне вооруженного конфликта на территориях Республик Чечни, Абхазии и Грузии не подлежат зачислению в льготном исчислении.

Вопреки доводам представителя истца Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общие условия их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

При таких обстоятельствах ответчик на законном основании исключил из льготного исчисления выслуги лет истца спорные периоды, включив их в календарном исчислении, в связи с чем пересмотрел размер пенсии.

Вместе с тем, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выявление органом, осуществляющим пенсионное обеспечение сотрудника органов внутренних дел, ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты сотруднику, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет само по себе не может служить основанием для перерасчета размера назначенной такому сотруднику пенсии в сторону уменьшения.

При определении правовых последствий допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения за выслугу лет в виде перерасчета размера пенсии в сторону уменьшения исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшей выплаты гражданину пенсии в размере, который был определен уполномоченным органом с учетом выслуги лет, должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны уполномоченного органа права на пенсию за гражданином, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации права на пенсию стажем службы, отсутствие со стороны гражданина каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии в определенном размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере.

Указанное согласуется позицией, выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2022 г. № 64-КГ22-2-К9 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 июля 2023 г.

При разрешении исковых требований суд принимает во внимание следующее.

Расчет пенсии за выслугу лет, назначенной Майдыбуре В.В. с 5 октября 2021 г., был произведен пенсионным органом на основании соответствующих документов, подтверждавших стаж службы истца как в календарном, так и в льготном исчислении, достаточный для назначения ему пенсии в размере, определенном до момента выявления пенсионным органом ошибки в 2023 году.

После перерасчета стажа выслуга лет, необходимая истцу для получения пенсионного обеспечения в максимальном размере за 32 года службы, в календарном исчислении уменьшилась на 2 месяца и 13 дней (33 года 04 месяца 01 день – 31 год 9 месяцев 17 дней), а в льготном исчислении, который подлежал зачету по занимаемой им последней должности, менее 20 дней. Данный период в свою очередь является незначительным и с учетом полученной при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск 25 дней, что подтверждается приказом о расторжении контракта и увольнении со службы от 5 октября 2021 г., свидетельствует о том, что истец на момент расчета имел возможность дослужить необходимый период времени, даже путем ухода в отпуск. Однако ввиду допущенной, не по вине истца, ошибки пенсионного органа он был лишен данной возможности.

Размер пенсии истца до перерасчета (32 947 руб.) и после (32 224,10 руб.) не повлечет дополнительной значительной нагрузки и необоснованного расходования бюджетных средств.

При этом судом также учитывается, что пенсию он получал в течение полутора лет, при этом каких-либо действий в этот период времени, направленных на проверку правильности подсчета его выслуги лет и размера назначенной пенсии, пенсионным органом не предпринималось.

Из пояснений представителя истца следует, что Майдыбуре В.В. на момент принятия решения исполнилось 50 лет, в настоящее время он трудоустроен, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истец не имеет возможности возвратиться на службу в органах исполнения наказаний с целью приобретения необходимой выслуги и сохранения пенсионного обеспечения в объеме, установленном до выявления пенсионным органом ошибки в исчислении выслуги лет, учитывая, что данных о том, что ранее занимаемая им должность свободна, не имеется.

С учетом конституционного принципа соблюдения требований социальной справедливости и формального равенства, на основании вышеизложенного требования истца подлежат удовлетворению в части признания незаконным произведенного УФСИН России по Пензенской области перерасчет пенсии и понуждении ответчика производить выплату пенсии с 1 апреля 2023 г. без учета произведенного перерасчета.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ об обязательствах вследствие причинения вреда, и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае, возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, а потому требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Правила распределения судебных расходов между сторонами определены в ст. 98 ГПК РФ.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Интересы истца при рассмотрении настоящего дела представлял представитель по доверенности Матрохин В.В., действующий на основании доверенности.

Согласно договору об оказании юридических услуг физическому лицу от 3 июня 2023 г. Матрохин В.В. принял на себя обязанности оказывать юридическую помощь при рассмотрении во всех инстанциях гражданского дела по иску Майдыбуры В.В. к УФСИН России по Пензенской области.

Пунктом 2 договора определена оплата юридических услуг в размере 20 000 руб., которые были оплачены в день подписания договора и получены представителем, о чем свидетельствует соответствующая расписка, имеющаяся в договоре.

При разрешении вопроса о судебных издержках расходы, связанные с оплатой услуг представителя, требуют судебной оценки на предмет их связи с рассмотрением дела, а также их необходимости, оправданности и разумности; возмещение стороне расходов на оплату услуг представителя может производиться только в том случае, если сторона докажет, что в действительности имело место несение указанных расходов, объем и оплату которых, в свою очередь, определяют стороны гражданско-правовой сделки между представителем и представляемым лицом, позволяющей им включить в перечень расходов на оплату услуг представителя, в том числе, затраты, понесенные представителем в связи с явкой в суд.

В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещение издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).

Пунктом 13 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно п. 11 указанного выше постановления разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная ко взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Из содержания процессуальных норм и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг по представлению интересов доверителей в гражданском процессе и с учетом размера удовлетворения иска.

При определении размера судебных расходов по оплате услуг представителя, с учетом возражения ответчика о завышенном размере судебных расходов, имеющегося в деле договора, заключенного на представление интересов во всех судебных инстанциях, а также объема проделанной представителем работы по подготовке искового заявления, участию в подготовке дела к судебному разбирательству и в двух судебных заседаниях в суде первой инстанции, принимая во внимание сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела, размер денежных средств, оплаченных представителю за его участие в деле полагаю разумным определить размер судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 9 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Майдыбуры Вадима Валерьевича к УФСИН России по Пензенской области о признании незаконным исключение периодов службы в зоне вооруженного конфликта для назначения пенсии в льготном исчислении, о включении периодов службы в зоне вооруженного конфликта в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, возложении обязанности производить выплату пенсии в ранее назначенном размере и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным произведенный УФСИН России по Пензенской области перерасчет пенсии Майдыбуры Вадима Валерьевича, в соответствии с которым периоды его службы с 15 февраля 1996 г. по 5 мая 1996 г., с 24 июня 1996 г. по 30 июня 1996 г. и с 21 апреля 1997 г. по 4 ноября 1997 г. исключены из льготного исчисления (1 день службы за 3 дня) выслуги лет необходимой для назначения пенсии.

Обязать УФСИН России по Пензенской области производить выплату пенсии Майдыбуре Вадиму Валерьевичу с 1 апреля 2023 г. без учета произведенного перерасчета.

Взыскать с УФСИН России по Пензенской области (ИНН 5834007500, ОГРН 1025801105967) в пользу Майдыбуры Вадима Валерьевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, паспорт серии ) судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 (девять тысяч) руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2023 г.

Судья Е.В. Шмонина