НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 21.01.2019 № 2-2823/18

Дело №2-93/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2019 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Аргаткиной Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Хайровой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробова Александра Александровича к УФСИН России по Пензенской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Коробов А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что он до июня 2018 года проходил службу в УФСИН России по Пензенской области. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 06.09.2017г. № 7, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 29 августа 2018 года он получил письмо УФСИН России по Пензенской области от 10.08.2018г. в котором его уведомили о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со ссылкой на подпункт «г» пункта 15 Правила, а именно в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах. С указанными действиями должностных лиц УФСИН России по Пензенской области, выразившимися в снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец не согласен, считает их незаконными, необоснованными и нарушающими его право на получение указанной социальной выплаты. В силу подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет). Действительно, в 2006 году истец получал финансовую помощь на приобретение или строительство жилого помещения в следующих размерах 50% средств за счет федерального бюджета, 25% за счет средств внебюджетных источников УФСИН и 25 % за счет личных средств сотрудника на состав семьи из 3-х человек то есть по нормам положености на 54 кв. метра, с использованием этих средств он приобрёл двухкомнатную квартиру общей площадью 52,7 кв. метра по адресу <адрес>, где и проживает со своей семьёй в настоящее время. Просит суд учесть, что финансовая помощь предоставлялась ему за счет федерального бюджета только в размере 50 процентов, а в остальной части за счет средств исправительного учреждения, а так же собственных и заёмных средств. В 2006 году, при оказании сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство применялась Инструкция, утвержденная Приказом Минюста Российской Федерации от 05.09.2006г. N 281. Однако данная Инструкция, по его мнению, не подлежит применению в данном случае, поскольку регулирует порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, тогда как он просит предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Так, порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируется положениями содержащимися в статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила). Безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашения кредита банка на индивидуальное жилищное строительство Законом не предусмотрена. Согласно части 1 статьи 4 Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее -единовременная социальная выплата). Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Закона. В частности единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Закона). В силу п. 1 Правил, они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Пунктом 2 Правил и частью 5 статьи 4 Закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Закона. Согласно пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником. Из приведенных норм законодательства следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи. Оценка нуждаемости сотрудника в жилом помещении осуществляется комиссией на основании представляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет документов, перечень которых указан в пункте 5 Правил. В 2008 году у истца увеличился состав семьи (родился сын) и в 2015 году ему было присвоено специальное звание «полковник внутренней службы», что в том числе так же дает ему право на получение дополнительной жилой площади. Считает, что в его случае у него возникает право на улучшение жилищных условий исходя из следующего расчета (18 кв.м. х 4 чел. = 72+15 кв. метров дополнительно за имеющееся звание итого = 87 кв. метров). Просит учесть, что наличие у него звания «полковник внутренней службы» само по себе не дает ему право для постановки на очередь, а вот то, что на момент постановки на очередь он являлся действующим сотрудником и обеспеченность его семьи составляет менее 15 кв. метров на человека, по его мнению, именно и дает ему право на получение ЕВС в недостающей части 33 кв. метра так как семья состоит из 4-х человек и ранее они эту площадь не получали, как он и указал в заявлении на получение ЕСВ. Просит учесть, что ранее единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ему и членам его семьи никогда не предоставлялась. Считает, что предоставление безвозмездной финансовой помощи на основании приказа Минюста России от 05 сентября 2006 г. N 281 никак не связано с возможностью предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку указанные нормативно правовые акты действуют самостоятельно. Кроме того, с момента предоставления финансовой помощи у него изменился состав семьи, в результате чего возникла нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного просит суд признать незаконными действия УФСИН России по Пензенской области, выразившиеся в снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Признать его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать УФСИН России по Пензенской области восстановить его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец Коробов А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика УФСИН России по Пензенской области и представитель третьего лица ФСИН России Подорожняя И.Б., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования истца УФСИН России по Пензенской области не признала, просила суд в их удовлетворении отказать в полном объеме по следующим основаниям. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Протокол № 7 от 06.09.2017) Коробов А.А. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Пензенской области. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Протокол № 4 от 30.07.2018) Коробов А.А. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Пензенской области в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. В комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поступило заключение по результатам служебной проверки от 29.06.2018 по факту незаконной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области Коробова А.А. В ходе служебной проверки установлено, что Коробов А.А. в поданном рапорте от 22.06.2017 не отразил факт оказания ему финансовой помощи из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий, в связи с чем постановка его на учет для получения ЕСВ, была незаконна. На основании приказа УФСИН России по Пензенской области от 27.06.2006 № 151 «Об оказании безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилого помещения сотруднику уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области» Коробову А.А. была оказана безвозмездная финансовая помощь в размере 50% за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в сумме 309 150 рублей. Выделенная субсидия из федерального бюджета была реализована по договору № 7 от 13.06.2006 с ОАО «ЖБК»-1 на оплату приобретаемого Коробовым А.А. жилья, то есть бывшему заместителю начальника УФСИН России по Пензенской области Коробову А.А. в 2006 г., замещавшему должность заместителя начальника по тылу ФГУ ЛИУ-6 УФСИН России по Пензенской области, из федерального бюджета была оказана безвозмездная финансовая помощь на приобретение жилья, однако им повторно в рамках постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ» был подан рапорт с просьбой о принятии его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в котором указано, что ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась. В соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 (далее - Правила), сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведенья свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет). Согласно разъяснения УКСНЭР ФСИН России от 13.04.2018 за № исх-20-26092 в соответствии с Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.09.2006 № 281, финансовая помощь оказывается сотрудникам УИС, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. После оказания финансовой помощи сотрудник снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из смысла правовых норм, установленных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ), и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила), следует, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз. Так, в соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлена обязанность сотрудника указывать информацию о полученных ранее единовременных выплатах (субсидиях) в целях приобретения (строительства) жилого помещения. Положениями пункта 5 статьи 41 и пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включается в состав доходов бюджета; доходы, полученные от приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета; доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Из указанной нормы следует, что финансовые средства учреждений и органов ФСИН России, полученные от приносящей доход деятельности, независимо от источников их образования, являются федеральной собственностью. Таким образом, оказание финансовой помощи сотруднику УИС носит характер единовременной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения и, соответственно, является фактом улучшения сотрудником УИС жилищных условий за счет бюджетных средств. Учитывая изложенное, УКСНЭР ФСИН России полагает, что у сотрудников УИС, ранее получивших финансовую помощь, правовых оснований для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется. Таким образом, в ходе служебной проверки было установлено, что решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 06.09.2017 года в части постановки Коробова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН, противоречит действующему законодательству, в связи с чем должно быть пересмотрено. То есть, в ходе служебной проверки комиссия пришла к выводу о том, что Коробов А.А. в поданном им рапорте от 22.06.2017 не отразил факт оказания ему финансовой помощи из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий, в связи с чем постановка его на учет для получения единовременной социальной выплаты была незаконна. Поэтому комиссия УФСИН России по Пензенской области, рассмотрев материалы и заключение по результатам служебной проверки от 29.06.2018 по факту незаконной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области Коробова А.А., приняла решение снять Коробова А.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Пензенской области в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела истец Коробов А.А. с 1997 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе. В сентябре 2015 года назначен заместителем начальника УФСИН по Пензенской области. Приказом ФСИН России №474-лс от 25.06.2018г. уволен с занимаемой должности по выслуге срока службы, дающего право на пенсию с 29.06.2018г.

Из протокола №7 от 06.09.2017г. следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Коробов А.А. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Пензенской области.

Согласно решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащегося в протоколе № 4 от 30.07.2018г., Коробов А.А. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в УФСИН России по Пензенской области в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Не согласившись с данным решением и считая его незаконным, истец обратился в суд за защитой своих прав.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №283-Ф3) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее -единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона №283-Ф3 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу части 5 статьи 4 данного Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В целях настоящего Закона к членам семьи сотрудника и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, относятся: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основанным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Как следует из представленного суду заключения по результатам служебной проверки УФСИН России по Пензенской области от 29.06.2018 по факту незаконной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области Коробова А.А., последний в поданном рапорте от 22.06.2017 не отразил факт оказания ему финансовой помощи из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий, в связи с чем постановка его на учет для получения ЕСВ, была незаконна.

В ходе рассмотрения дела также установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании приказа УФСИН России по Пензенской области от 27.06.2006 № 151 «Об оказании безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилого помещения сотруднику уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области» Коробову А.А. была оказана безвозмездная финансовая помощь в размере 50% за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в сумме 309 150 рублей.

Выделенная субсидия из федерального бюджета была реализована по договору № 7 от 13.06.2006 с ОАО «ЖБК»-1 на оплату приобретаемого Коробовым А.А. жилья, то есть бывшему заместителю начальника УФСИН России по Пензенской области Коробову А.А. в 2006 г., замещавшему должность заместителя начальника по тылу ФГУ ЛИУ-6 УФСИН России по Пензенской области, из федерального бюджета была оказана безвозмездная финансовая помощь на приобретение жилья.

22.06.2017г. Коробовым А.А. повторно в рамках постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ» был подан рапорт с просьбой о принятии его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в котором указано, что ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведенья свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Согласно разъяснения УКСНЭР ФСИН России от 13.04.2018 за № исх-20-26092 в соответствии с Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.09.2006 № 281, финансовая помощь оказывается сотрудникам УИС, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. После оказания финансовой помощи сотрудник снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из смысла правовых норм, установленных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, следует, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.

Так, в соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлена обязанность сотрудника указывать информацию о полученных ранее единовременных выплатах (субсидиях) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.

Положениями пункта 5 статьи 41 и пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включается в состав доходов бюджета; доходы, полученные от приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета; доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Из указанной нормы следует, что финансовые средства учреждений и органов ФСИН России, полученные от приносящей доход деятельности, независимо от источников их образования, являются федеральной собственностью. Таким образом, оказание финансовой помощи сотруднику УИС носит характер единовременной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения и, соответственно, является фактом улучшения сотрудником УИС жилищных условий за счет бюджетных средств.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УФСИН России по Пензенской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято правомерное решение о снятии Коробова А.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "г" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Коробова А.А. о признании незаконными действий УФСИН России по Пензенской области, выразившихся в снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.

Довод истца о том, что членам комиссии при принятии ими решения 06.09.2017г. о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты было известно об оказании ему в 2006 году безвозмездной финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, не может быть принят судом во внимание в связи с тем, что каких-либо относимых и допустимых доказательств этому в ходе рассмотрения дела представлено не было, более того, в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению достоверных сведений при подаче заявления возложена на самого заявителя, тогда как Коробов А.А. не выполнил обязанность, предусмотренную п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.

Показания допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не имеют юридического значения при рассмотрении данного дела.

Одним из условий предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» определено, что лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением, ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.

С учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу, что истец не отвечает всем условиям, необходимым для получения единовременной социальной выплаты по месту службы в УФСИН России по Пензенской области, поскольку ранее он уже воспользовался правом на оказание безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости жилья.

Доводы истца о том, что предоставление ему ранее безвозмездной финансовой помощи в 2006 году никак не связано с возможностью предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов ; исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку указанные нормативный правовые акты действуют самостоятельно, судом не принимаются во внимание, поскольку Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 прямо предусмотрено условие о не предоставлении ранее лицу единовременной выплаты (субсидии).

Ссылка истца о том, что ранее безвозмездная финансовая помощь ему оказана не в полном объеме, в связи с чем, он имеет право на получение единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона № 283-ФЗ, судом не принимаются во внимание, поскольку в силу принципа диспозитивности гражданского процесса лица, участвующие в деле, самостоятельно выбирают способ защиты своих интересов, самостоятельно распоряжаются предоставленными им законом правами и обязанностями. Таким образом, в случае несогласия с размером оказанной безвозмездной помощи, истец не был лишен возможности на защиту своих прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Исходя из смысла правовых норм, установленных ст. 4 ФЗ от 30.12.2012г. №283-ФЗ (предусмотрено право на единовременную социальную выплату), и пунктом 5 вышеприведенных Правил (установлена обязанность указать на полученные ранее единовременные выплаты ( субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения), в их взаимосвязи следует, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счет федеральных средств только один раз.

Исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства являются относимыми, допустимыми, так как они согласуются между собой и достаточны для вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания юридически значимых обстоятельств по делу лежит на сторонах. Доказательства обоснованности заявленных требований истцом представлены не были.

На основании изложенного исковые требования Коробова Александра Александровича к УФСИН России по Пензенской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коробова Александра Александровича к УФСИН России по Пензенской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019 года.

Судья Аргаткина Н.Н.