Дело № 12-143/22
52RS0005-01-2021-007730-62
Р Е Ш Е Н И Е
15 июня 2022 года г. Пенза
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Аргаткина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-21/85/1 от 16 августа 2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-21/85/1 от 16 августа 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что он не согласен с указанным постановлением, считает его незаконным и необоснованным. По 1-му пункту нарушений. Не согласен с отсутствием Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРС организации, соответствующих требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, выразившимся в несоответствии требованиям Федерального закона № 115-ФЗ пунктов 8.3., 8.3.8 внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ предприятия. В 2017 году предприятием были разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. 21.09.2018 г. были утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ) в целях их соответствия требованиям Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 23.04.2018 N 90-ФЗ. Содержание п. 8.3., 8.3.8 ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не свидетельствует о несоответствии ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям Федерального закона № 115-ФЗ с учетом изменений внесенных федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 23.04.2018 № 90-ФЗ вступил в законную силу 23.07.2018 г., таким образом, п.8.3 и п. 8.3.8 ПВК подлежали изменению в срок до 24.08.2018 г. Срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и составляет 1 год- 25.08.2018 г. по 26.08.2019 г. Полагает, что срок привлечения к административной ответственности по данному основанию истек. По 2-му п. нарушений. Указанные в постановлении операции по перечислению денежных средств ООО «Поликом» не относятся к операциям обязательного контроля, указанным в статье 6 Закона № 115-ФЗ. В деле не имеется доказательств, что у сотрудников МУП «Жилье-10» по ОЖФ возникли подозрения, что указанные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем, или финансирования терроризма, имеют признаки указывающие на необычный характер операции. Административный орган самостоятельно по своему усмотрению квалифицировал совершенные операции по зачислению денежных среде ООО «Поликом», как подозрительные, имеющей критерий необычной сделки. Между тем, не учтено, что указанные операции являются операциями по оплате МУП «Жилье-10» по ОЖФ - платежным агентом за счет полученных от населения денежных средств по поручению управляющей компании (ЖЭМУП № 7) денежных средств контрагентам ЖЭМУП № 7 в оплату оказанных таким контрагентами - третьими лицами услуг, работ, товаров по заключенным между контрагентами и клиентом договорам. Такие расчеты не отличаются от обычной практики, и для их производства не требуется заключения платежным агентом отдельного договора с получателем денежных средств. Считает, что непризнание сотрудниками предприятия указанных операций в отношении ООО «Поликом» в качестве имеющих необычный характер операций (сделок) или операций (сделок), в отношении которых имеются подозрения, и соответственно не проведение фиксирования сведений об этих операций не является нарушением ПВК ПОД/ФТ/ФРОМУ и законодательства. Состав клиентов предприятия - 4 муниципальных организации, 2 частные компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, с которыми были заключены долгосрочные договоры, предмет которых начисление и сбор платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. При ежеквартальных проверках путем скачивания перечней в личном кабинете v сопоставлении данных среди клиентов не выявлялись лица, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, лица включенные в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности и распространению к оружия массового уничтожения. В проверяемом периоде предприятие с 14.04.2017 года состоит на учете в Росфинмониторинге, разработало и утвердило ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ с учетом требований о противодействии финансированию распространения оружия массового уничтожения, имело перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, руководитель организации принял на себя обязанности специального должностного лица, проводилось обучение в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, проводилась идентификация клиентов, составлялись анкеты, принимались меры по выявлению необычных и (или) подозрительных операций. Все вышеизложенное подтверждается материалами и документами, направленными в адрес административного органа при проверке. Таким образом, необоснованным является вывод о том, что в течение длительного времени не принимались меры по исполнению требований Федерального закона № 115-ФЗ части организации и осуществления внутреннего контроля. На основании вышеизложенного, в связи с тем, что нарушения по п. 1,2,3,5 постановления вменены ему необоснованно, предприятие принимало меры по исполнению требований федерального закона № 115-ФЗ, правонарушение совершено впервые, считает, что имеются основания для замены штрафа на предупреждение согласно санкции ст. 15.27 КоАП РФ. На основании изложенного просит суд изменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-21/85/1 от 16 августа 2021 года, а именно: исключить из описательно-мотивировочной части постановления указания на нарушения, указанные в п.1,2,3,5 постановления МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 16.08.2021 № 04-21/85/1, заменить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение согласно санкции ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. Также просил восстановить срок для обжалования постановления МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 16.08.2021 № 04-21/85/1, указав, что указанное постановление было фактически им получено 02.12.2021 года, ранее указанное постановление было направлено по адресу его регистрации 18.08.2021 г. по почте заказным письмом, прибыло в место вручения 21.08.2021 г. и 30.08.2021 г. возвращено отделением почтовой связи отправителю. С 17.08.2021 г. по 26.08.2021 г. он находился в г. Сочи, из которого на автомобиле в течение двух дней добирался до Пензенской области. Прибыл в Пензенскую область 29.08.2021 г. ( воскресенье). В отделении почтовой связи воскресенье выходной, а в понедельник 30.08.2021 г. в 08:00 письмо было возвращено отправителю. На основании изложенного он не имел реальной возможности получить почтовое отправление, ознакомиться с его содержимым, подать жалобу в установленный срок.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании положений ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска 10-дневного со дня вручения копии постановления срока на обжалование, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении не имеется сведений о вручении копии обжалуемого постановления ФИО1, судья считает необходимым восстановить заявителю срок на обжалование постановления МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 16.08.2021 № 04-21/85/1.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 №103 оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет доставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором и в порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Материалами дела установлено, что в результате рассмотрения акта камеральной проверки от 29.06.2021 г. № 17 исполнения МУП «Жилье-10» по ОЖФ требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01 января 2019 г. по 21 апреля 2021 года и материалов проверки установлено, что МУП «Жилье-10» по ОЖФ в проверяемом периоде осуществляло деятельность оператора по приему платежей, что подтверждается следующими документами и информацией:
1) Заключенными МУП «Жилье-10» по ОЖФ (Поверенный) и заказчиками (доверителями) договорами поручения от 01.06.2017 №7-П 104/2017 с МУП «Жилье-17», от 01.11.2018 №ПР 11/2018 с МУП «Зеленое хозяйство г. Пензы», от 01.06.2019 №ПР 12/2019 с ООО УК «Промжилсервис», согласно которым на проверяемую организацию возложена обязанность за вознаграждение принимать денежные средства, поступающие от потребителей доверителя за жилищно-коммунальные услуги, и перечислять собранные с потребителей денежные средства на расчетный счет доверителя, «Теплоснабжение г. Пензы»
2) Заключенными МУП «Жилье-10» по ОЖФ (Агент) с МУП (Принципал) договорами на представление (оказание) агентских услуг от 19.10.2018, от 31.07.2019, от 28.07.2020, по которым агент принял на себя обязательства по приему от потребителей платежей за предоставленные принципалом коммунальные услуги и перечислению принятых платежей на специальный банковский счет принципала.
3) Договором оказания услуг между ЖЭ МУП №7 г. Пензы (заказчик) и МУП«Жилье-10» по ОЖФ (исполнитель), по которому исполнитель обязался за вознаграждение принимать от потребителей платежи за предоставленные заказчиком жилищные и иные услуги, а такжеплатежи поступающие переводом, и перечислению принятых платежей на расчетные счета заказчика.
4) Договором об оказании услуг по приему платежей от 16.11 2016 №118 с ФГУП« Почта России» (исполнитель), агентским договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед принципалом по оплате товаров (работ, услуг) от 09.10.2020 №20АО-6.6.3.2/561сАО«Почта России» (агент).
5)иными документами и информацией, имеющимися в материалах дела. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль и иные меры.
Согласно ст. 5 Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы по приему платежей.
Таким образом, МУП «Жилье-10» по ОЖФ обязано принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Проверкой установлено, что в течение длительного времени, а именно, в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 в МУП «Жилье-10» по ОЖФ под руководством директора ФИО1 не исполнялось законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля являются основным после нормативно-правовых актов документом, регламентирующим деятельность организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В проверяемом периоде МУП «Жилье-10» по ОЖФ руководствовалось правилами внутреннего контроля в единственной редакции от 21.09.2018.
Требования к правилам внутреннего контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее -Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667).
Согласно п. 1(1) Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Проверкой установлено, что в течение длительного времени в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 правила внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по ОЖФ от 21.09.2018 не соответствуют требованиям Федерального закона:
- п. 8.3 программы, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не содержит положений об обязанности сотрудников МУП «Жилье-10» по ОЖФ проверить наличие сведений о клиенте, представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения согласно п. 1 ст. 7.5 Федерального закона.
Положения раздела 8.3.8 данной программы, касающиеся проведения ежеквартальных проверок наличия/отсутствия среди клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию ( блокированию) денежных средств или иного имущества, также не содержат в себе описания процедуры сверки своих клиентов с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения согласно п. б ст. 7.5 Федерального закона.
Отсутствие в МУП «Жилье-10» по ОЖФ, руководство деятельностью которого осуществлялось директором ФИО1, в течение длительного периода с 01.01.2019 по 19.04.2021 правил внутреннего контроля, соответствующих требованиям Федерального закона, свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 №492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 №492) установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение о требованиях к подготовке и обучению).
В соответствии с п. 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению руководитель организации утверждает перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ,ФРОМУ, в который включаются сотрудники по должностям, предусмотренным п. 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
К материалам проверки представлен приказ администрации г. Пензы от 21.09.2018 №4 «Об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ», который содержит лишь должности без указания конкретных сотрудников.
Вместе с тем, согласно представленному в ходе проверки списку сотрудников, обучение в сфере ПОД/ФТ в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 следовало проходить: директору ФИО1, выполняющему в данный период функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; и.о. главного бухгалтера ФИО3
Таким образом, в МУП «Жилье-10» по ОЖФ в период руководства директора ФИО1 в течение длительного времени с 01.01.2019 по 19.04.2021 отсутствовал перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, утвержденный в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.
Формы обучения в сфере ПОД/ФТ предусмотрены п.6 Положения о требованиях к подготовке и обучению.
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению, а также п. 9.6.2 правил внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по ОЖФ от 21.09.2018 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится специальным должностным лицом, в том числе:
- в форме дополнительного инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ и программ его осуществления.
В соответствии с Положениям о требованиях и подготовке и обучению и п. 9.7.2 правил внутреннего контроля МУП «ЖИЛЬЕ-120» по ОЖФ от 21.09.2018 факт проведения с сотрудниками организации инструктажа (за исключением целевого) и ознакомления с нормативно правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и ФРОМУ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.
Согласно журналу проведения дополнительного инструктажа МУП «Жилье-10» по ОЖФ, в 2021 году обучения с сотрудником, обязанным проходить обучение в форме дополнительных инструктажей, специальным должностным лицом не проводилось.
Проверкой установлено, что в МУП «Жилье-10» по ОЖФ в проверяемом периоде обучение в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в форме дополнительных инструктажей не проводилось, в том числе: 20.11.2020 вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 09.09.2020 № 214 «О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110»;
11.01.2021 в первый рабочий день после вступления в силу 10.01.2021 Приказа Росфинмониторинга от 30.10.2020 № 276 «О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110»; 11.01.2021 в первый рабочий день после вступления в силу 10.01.2021 Федерального закона от 29.12.2020 №479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные-законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон; 11.01.2021 в первый рабочий день после вступления в силу 10.01.2021 Федерального закона от 13.07.2020 №208-ФЗ «О внесении изменений в; Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Отсутствие проведения специальным должностным лицом ФИО1 с и.о. главного бухгалтера ФИО3 обучения в форме дополнительных инструктажей свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в МУП.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона требования; к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 установлено, что требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Во исполнение указанных норм Федеральной службой по финансовому мониторингу издан приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366), в котором п.37 предусмотрено, что сведения, полученные организациями в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении №3 к настоящим требованиям.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных п.1ст. 7 Федерального закона.
Согласно п. 3.3.1.2 программы идентификации правил «Жилье-10» по ОЖФ в целях идентификации клиентов, выгодоприобретателей юридических лиц устанавливаются, отношении их сведений, внутреннего контроля МУП представителей клиентов, в том числе сведения о бенефициарном владельце клиента.
П. 3.10.1.1 содержит указание на то, что сведения о бенефициарном владельце клиента фиксируются МУП в анкете клиента по форме в Приложении №1 к правилам внутреннего контроля.
МРУ установлено, что МУП «Жилье-10» по ОЖФ в течение всего периода нахождения у себя на обслуживании ООО «Пензенская управляющая организация» зафиксировало в анкете данного клиента сведения относительного одного участника Общества ФИО5 Однако наряду с данным физическим лицом 50% доля в OOO «ПУО» принадлежит также ФИО4 Таким образом, один из бенефициарных владельцев клиента МУП «Жилье-10» по ОЖФ не выявлен, в анкете Общества сведения по нему не зафиксированы, что указывает на ненадлежащую реализацию МУП «Жилье-10» по ОЖФ программы идентификации правил внутреннего контроля от 21.09.2018.
Отсутствие в течение длительного периода с 01.11.2019 (дата заключения договора с ООО «ПУО») по 19.04.2021 принятия МУП «Жилье-10» по ОЖФ под руководством директора ФИО1 мер по надлежащей идентификации бенефициарного владельца клиента свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона, п. 8.3.8 программы, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, правил внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по ОЖФ от 21.09.2018 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 7.5 Федерального закона организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых) имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
До внесения соответствующих изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденную Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № ПО, уполномоченный орган рекомендовал информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень ФРОМУ, представлять по форме ФЭС 3-ФМ, при этом отчет о результатах проверки клиентов по перечню ФРОМУ. рекомендуется представлять одновременно с отчетом, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона.
Проверкой установлено, что МУП «Жилье-10» по ОЖФ под руководством директора ФИО1 в течение длительного времени с 01.01.2019 по 19.04.2021 соответствующие проверки не проводились (сопроводительное письмо от 05.05.2021) и сведения о результатах проведенных проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в Росфинмониторинг в проверяемом периоде не представлялись, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с п. 3 ст.7 Федерального закона в случае, если у работников организации, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 настоящего Федерального закона.
В целях выявления операций (сделок), подлежащих контролю, организацией предусматривается осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов (п. 17 Постановления Правительства от 30.06.2012 №667 и п. 5.8 ПВК о-ц 21.09.2018).
С целью выявления подозрительных операций сотрудники обязаны руководствоваться перечнем признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Приложении №3 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в целях- выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (п. 5.4.2 ПВК от 21.09.20218).
Сотрудник МУП проверяет все операции (сделки) клиента о которых известно МУП на предмет их соответствия указанному в Приложении №3 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ перечню (п. 5.4.3 ПВК от 21.09.2018).
При выявлении необычной операции сотрудник МУП ее выявивший составляет внутреннее сообщение по форме, указанной в Приложении №4 к настоящим ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, и передает его ответственному сотруднику в день выявления операции (п. 5.5.2.3 ПВК от 21.09.2018).
Ответственный сотрудник по результатам рассмотрения внутреннего сообщения дает свое мотивированное заключение, которое также фиксируется во внутреннем сообщении(п.5.5.2.4 ПВК от 21.09.2018). |
Ответственный сотрудник передает внутреннее сообщение руководителю МУП не позднее рабочего дня следующего за днем получения внутреннего сообщения (п.5.5.2.5ПВКот 21.09.2018).
В МУП окончательное решение об отнесении необычной, операции к категории подозрительных, о направлении сведений в уполномоченный орган принимает руководитель МУП (п. 5.6 ПВК от 21.09.2018) документально фиксируется.
Согласно положениям п. 6.1 ПВК от 21.09.2018 в Обществе информация об операции (сделке) имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков,-указывающих на необычный характер операции (сделки), об операции (сделке), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Согласно Приложению №3 к ПВК МУП «Жилье-10» по ОЖФ к признакам, указывающим на необычный характер сделки, относятся: поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке (код 1181); осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетовтретьих лиц (код 1194).
В ходе проверки установлено, что МУП «Жилье-10» по основании писем от клиентов-поставщиков услуг перечисляло часть денежных средств не на счет своего клиента, а на счета третьих лиц, не являющихся стороной по договорам на прием платежей от физических лиц. |
Так, между МУП «Жилье-10» по ОЖФ и ЖЭМУП №7 заключен договор на прием платежей от физических лиц от 01.06.2020 №ПР 14.
ЖЭМУП №7 со ссылкой на указанный договор направляло в МУП «Жилье-10» по ОЖФ письма с просьбой перечислить, собранные МУП «Жилье-10» по ОЖФ с населения денежные средства по реквизитам третьего лица, не являющегося стороной по договору от 01.06.2020 №ПР 14, что соответствует кодам признаков необычных операций №1181 и 1194 Приложения №3 к ПВК МУП «Жилье-10» по ОЖФ от 21.09.2018.
По таким письмам МУП «Жилье-10» по ОЖФ совершены следующие перечисления: 01.02.2021 на счет МУП «Жилье-10» по ОЖФ совершены следующие перечисления: 01.02.2021 г. на счет ООО «Поликом» в размере 47 350 руб. по письму от 01.02.2021 г. № 32, 02.03.2021 на счет ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 50 000 руб. по письму от 02.03.2021 №114; 04.03.2021 на счет ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 47 500 руб. по письму от 04.03.2021 №127; 29.03.2021 на счет ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 48 000 руб. по письму от 29.03.2021 №195; 30.03.2021 на ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 28 500 руб. по письмуот 30.03.2021 №198; 31.03.2021 на ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 20 000 руб. по письму от 31.03.2021 №207.
Вышеуказанные операции по перечислению денежных средств МУП «Жилье-10» по ОЖФ в пользу третьего лица соответствовали критериям необычных сделок (код 1181 и код 1194), содержащихся в правилах внутреннего контроля МУП. от 21109.2018.
МУП «Жилье-10» по ОЖФ, исходя из положений программ выявления операций и документального фиксирования информации ПВК от 21.09.2018, надлежало выявить указанные выявленных операциях во операции (сделки), документально зафиксировать сведения о внутренних сообщениях и руководитель МУП должен был принять по каждой такой операции решение о направлении (ненаправлении) сведений в Росфинмониторинг.
Согласно сопроводительному письму от 05.05.2021 №89 директора МУП «Жилье-10» по ОЖФ ФИО1 в проверяемом периоде необычных операций не выявлено, в этой связи внутренние сообщения не предоставляются.
Отсутствие реализации МУП «Жилье-10» по ОЖФ в период руководства директора ФИО1 положений программ выявления операций и документального фиксирования информации ПВК 21.09.2018 привело к тому, что вышеуказанные операции, соответствующие критериям необычных операций, Предприятием не выявлены и документально не зафиксированы, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.
Кроме того, обязанность по обеспечению исполнения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 была возложена в МУП «Жилье-10» по ОЖФ на директора ФИО1, который в соответствии с п. 7.1, 7.2, 7.4 Устава Предприятия от 13.01.2012 выполнял функции единоличного исполнительного органа и осуществлял текущее руководство деятельностью МУП «Жилье-10» по ОЖФ.
Факты нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 12.07.2021 №04-21/85/1 установлены и подтверждены материалами административного дела.
Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, опубликованы в официальном открытом источнике «Российская газета», МУП «Жилье-10» по ОЖФ с 14.04.2017 года состоит на учете в Росфинмониторинге, у ФИО1 имелась возможность для соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, но им не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.
Таким образом, в МУП «Жилье-10» по ОЖФ под руководством ФИО1 в течение длительного периода времени (с 01.01.2019 по 19.04.20211, т.е. более 2 лет 3 месяцев) не предпринималось мер, направленных на исполнение Федерального закона №115-ФЗ, а именно, МУП «Жилье-10» по ОЖФ осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, соответствующих требованиям действующего законодательства, в отсутствие перечня сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, и непосредственного обучения в форме дополнительных; инструктажей, при наличии объективной возможности меры по идентификации клиента Предприятия в части установления бенефициарных владельцев не предпринимались (в период с 01.11.2019 по 21.04.2021), Предприятием не предпринималось мер, направленных на выявление операций, соответствующих критериям необычных сделок, что свидетельствует об отсутствии надлежащим образом организованной и осуществляемой на постоянной основе системы внутреннего контроля в деятельности МУП «Жилье-10» по ОЖФ.
При указанных обстоятельствах должностным лицом верно сделан вывод о том, что допущенное ФИО1, являвшимся в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 директором Муниципального унитарного предприятия «Жилье-10» по обслуживанию жилого фонда, правонарушение, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, образует объективную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в части необходимости установления бенефициарных владельцев клиента является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
В письме Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015 «О рассмотрении обращения», на которое ссылается ФИО1, непосредственно разъясняется порядок установления бенефициарных владельцев применительно к ст. 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах» Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Довод заявителя о том, что в письме Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015 указано, что ЕГРЮЛ не содержит информацию о бенефициарном владельце юридического лица следует понимать как необходимость осуществления обоснованных и доступных мер, а именно предпринять порядок действий, разработанных организацией самостоятельно, направленных на выявление и установление необходимых сведений в отношении бенефициарных владельцев клиентов, а не ограничится только лишь констатацией факта наличия учредителей в ЕГРЮЛ.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом -юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.
В соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона № 115- ФЗ требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 установлено, что требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей; в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В силу пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных п.1 ст.7 Федерального закона.
Во исполнение указанных норм Федеральной службой по финансовому мониторингу издан приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366), согласно которому организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. При идентификации бенефициарных владельцев подлежат установлению сведения, указанные в приложении № 1 к настоящим требованиям (п. 14). Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организацией и индивидуальным предпринимателем документах и (или) информации (п.15). Организации и индивидуальные предприниматели устанавливают и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации и индивидуального предпринимателя документов и (или) информации. Данные сведения фиксируются в соответствии с пунктом 37 настоящих требований (п.16). В случае, если по результатам принятых организациями и индивидуальными, предпринимателями мер бенефициарный владелец юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган этого юридического лица. Принимаемое решение и сведения о принятых мерах по выявлению бенефициарного владельца фиксируются в соответствии с пунктом 37 настоящих требований (п.17). Сведения, полученные организациями в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении № 3 к настоящим требованиям ( п.37).
В информационном письме Росфинмониторинга ог 04.12.2018 № 57 приведены Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля.
Кроме того, правила внутреннего контроля являются основным после нормативно-правовых актов документом, регламентирующим деятельность организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
МУП «Жилье-10» по ОЖФ руководствовалось правилами внутреннего контроля в редакции от 21.09.2018.
Согласно п. 3.3.1.2 программы идентификации правил внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по ОЖФ в целях идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей юридических, лиц устанавливаются, в том числе сведения о бенефициарном владельце клиента. П. 3.10.1.1 предусматривает, что сведения о бенефициарном владельце клиента фиксируются МУП в анкете клиента по форме в Приложении №1 к правилам внутреннего контроля.
МРУ установлено, что МУП «Жилье-10» по ОЖФ в течение всего периода нахождения у себя на обслуживании ООО «Пензенская управляющая организация» зафиксировано в анкете данного клиента сведения относительного одного участника Общества ФИО5 Однако, наряду с данным физическим лицом 50% доля в ООО «ПУО» принадлежит также ФИО4
Таким образом, один из бенефициарных владельцев клиента МУП «Жилье- 10» по ОЖФ не выявлен, в анкете Общества сведения по нему не зафиксированы, что указывает на ненадлежащую реализацию МУП «Жилье- 10» по ОЖФ программы идентификации правил внутреннего контроля от 21.09.2018.
С учетом изложенного, отсутствие в течение длительного периода с 01.11.2019 (дата заключения договора с ООО «ПУО») по 19.04.2021 принятия МУП «Жилье-10» по ОЖФ под руководством директора ФИО1 мер по надлежащей идентификации бенефициарного владельца клиента свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.
Довод заявителя жалобы о соответствии правил внутреннего контроля организации в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям Федерального закона № 115-ФЗ является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля.
В ходе проверки МУП «Жилье-10» по ОЖФ в ответ на запрос Управления представило в материалы дела правила внутреннего контроля в единственной редакции от 21.09.2018 г.
Заявление ФИО1 о наличии правил внутреннего контроля в 2017 году не имеет фактического отношения к рассматриваемому делу, поскольку проверяемый период предприятия установлен с 01.01.2019 г. по 21.04.2021 г.
Требования к правилам внутреннего контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667), согласно п. 1(1) которого руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
В акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания зафиксировано, что в течение длительного времени (с 01.01.2019 по 19.04.2021) правила внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по. ОЖФ от 21.09.2018 не соответствовали требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, поскольку программа, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. 8.3), не содержит положений об обязанности сотрудников МУП «Жилье-10» по ОЖФ проверить наличие сведений о клиенте, представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения согласно п. 1 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ. Кроме того, положения раздела 8.3.8 данной программы, касающиеся проведения ежеквартальных проверок наличия/отсутствия среди клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, также не содержат в себе описания процедуры сверки своих клиентов с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения согласно п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Довод заявителя о наличии в правилах внутреннего контроля Предприятия от 21.09.2018 обязанности по сверке своих клиентов и иных предусмотренных законом лиц с Перечнем организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения противоречит материалам административного дела и основан на неправильном понимании норм материального права.
В правилах внутреннего контроля Предприятия только продеклорирован, но не предусмотрен порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения во исполнение Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно п. 8.2 Правил внутреннего контроля Предприятия (стр. 39 ПВК от 21.09.2018) на сайте уполномоченного органа посредством личного кабинета Предприятие получает следующую информацию:
- об организациях и физических лица, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень экстремистов/террористов);
- решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения); - иные сведения.
Непосредственно с вышеуказанными. сведениями Предприятием в дальнейшем и осуществляется проверка сведений до приема на обслуживание О клиентов, при обновлении. сведений (п.п. 8.3.1, 8.3,2, 8.3.3), а также ежеквартальная сверка (п. 8.3.8) (стр. 39 и 40 ПВК от 21.09.2018).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5, Федерального закона № 115-ФЗ операторы по приему платежей обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) Денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации 1) о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень экстремистов/террористов), 2) либо организации или физическому лицу,-включенным в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности. к распространению оружия массового уничтожения (далее — также Перечень ФРОМУ), либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга, принятого межведомственным координационным. органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию -терроризма, 3) решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Во исполнение ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. № 1277 утверждены Правила формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации.
Перечень организаций и физических лиц формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем, в том числе включения организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц в случае их включения в перечни организаций и физических -лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (далее также перечень организаций и физических лиц), составляемые в. рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН (п.2); Перечень организаций и физических лиц содержит информацию об организациях и о физических лицах, включенных в него, а также сведения о дате включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц (п.4).
В соответствии со ст. 7.4 Федерального закона №. 115-ФЗ при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют предусмотренные пунктом 2.1 статьи б настоящего Федерального закона основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании." (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.
Таким образом, в Решениях МВК по ПФТ не содержатся сведения о причастности организации или физического лица к распространению оружия массового уничтожения. Указанные данные содержит исключительно Перечень ФРОМУ, в соответствии с которым и должна осуществляться проверка сведений до приема на обслуживание, в том числе клиентов, при обновлении о них сведений, а также последующая ежеквартальная сверка.
При изложенных обстоятельствах, правила внутреннего контроля Предприятия основаны на неправильном понимании норм Федерального закона № 115-ФЗ. Правила внутреннего контроля должны быть направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями, иное противоречило бы целям, указанным в ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, отсутствие в МУП «Жилье-10» по ОЖФ, руководство деятельностью которого осуществлялось директором ФИО1, в течение длительного периода с 01.01.2019 по 19.04.2021 правил внутреннего контроля, соответствующих требованиям Федерального. закона № 115-ФЗ, свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля.
Довод ФИО1 об истечении срока привлечения к административной ответственности по данному эпизоду является ошибочным, поскольку основан на неправильном толковании и применении норм процессуального права.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административною правонарушения, либо с момента прекращения
Протоколом об административном правонарушении от 12.07.2021 № 04-21/85/1 зафиксирован факт совершения ФИО1 длящегося административного правонарушения в части не соответствия правил внутреннего контроля Предприятия в период с 01.01.2019 по 19.04.2021 законодательству в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет 1 год, со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности ФИО1, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Таким образом, действия/бездействия ФИО1, в части, не соответствия в течение длительного периода времени правил внутреннего контроля Предприятия действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, следовательно, постановление о назначении административного наказания по данному эпизоду вынесено в пределах предусмотренного законом срока ( 16.08.2021).
Довод ФИО1 о том, что самостоятельная квалификация административным органом ряда операций Предприятия по перечислению денежных средств в адрес третьих лиц по поручению клиента как подозрительных, соответствующих критериям необычной сделки, осуществлена без учета того, что указанные операции являются оплатой МУП «Жилье-10» но ОЖФ (платежным агентом) за счет полученных от населения денежных средств по поручению управляющей компании (ЖЭМУП а 7) контрагентам ЖЗМУП № 7 в счет оказанных ими услуг (работ) по заключенным договорам, т.е. не отличаются. от обычной практики, и для их осуществления не требуется заключения платежным агентом отдельного договора с получателем денежных средств, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Таким образом, установленная законодательством РФ деятельность оператора по приему платежей сводится к следующему:
прием денежных средств физических лиц-плательщиков за предоставленные поставщиком коммунальные услуги;
осуществление последующих расчетов с поставщиком услуг, с которым у оператора заключен соответствующий договор.
Необходимо отметить, что применение Предприятием в своей обычной хозяйственной деятельности иных схем расчета, не противоречащих нормам гражданского законодательства РФ, не освобождает его от исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В соответствии с п. 3 ст.7 Федерального закона № 117-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6 и пунктом 1 ст.7.5 настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения организациям возможности выявлений операций, возможно направленных на легализацию доходов, уполномоченным органом в лице Росфинмониторинга были разработаны основные критерии и признаки необычных сделок, которым необходимо руководствоваться организации при осуществлении процедур внутреннего контроля, которые зафиксированы в Приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, а также в правилах внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Данные критерии разработаны с учетом специфики деятельности каждого вида организаций, поименованных в ст.5 Федерального, закона № 115-ФЗ, и как раз учитывают те сделки, которые наиболее часто использоваться клиентами организации в целях совершения операций по приданию правомерного вида полученным преступным доходам.
Установление таких критериев и признаков «необычности» операций направлено на исполнение целей законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма, при этом установленные критерии и признаки необычности сделок (в том числе и использование искусственно усложненных схем расчетов по соответствующим сделкам) обусловлено опытом международных организаций (обязательствами. перед которыми связана Российская Федерация).
Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 уполномоченным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций(сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, были определены основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которыми рекомендовано руководствоваться организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или: иным имуществом, в целях выявления сомнительных сделок.
Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 в качестве основных признаков сомнительных сделок содержит такой критерий как «осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц» (1194), а также поручение клиента перечислить полученные по операции( сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке» (1181).
Одновременно в целях определения возможности отнесения тех или иных операций к подозрительным или необычным законодательно установлена обязанность для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по разработке соответствующей программы внутреннего контроля.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 правила внутреннего контроля являются документом, который: а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации; б) устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (п.3). Правила внутреннего контроля разрабатываю в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля, в том числе: программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и разовых операций (сделок) либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или" финансированием терроризма (далее - программа выявления операций) (п.4). Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления: необычных. разовых операций (сделок), в том числе подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено, на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма (п. 16). Программа выявления операций в целях выявления необычных операций, осуществление. которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, предусматривает обеспечение повышенного внимания (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска (п.18). В программу выявления операций включается перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, установленный Федеральной службой по финансовому для выявления операций, в отношении- которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности организации, индивидуального предпринимателя и их клиентов. Организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе представлять предложения по дополнению перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки. Решение о признании операции клиента подозрительной принимается организацией и (или) индивидуальным предпринимателем на основании информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положений и деловой репутации клиента, характеризующей его статус, статус его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца (19(1)). Программа выявления операций предусматривает принятие руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным ими лицом решения, в том числе о признании выявленной разовой необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой) либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента осуществляемыми в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п.24). Программа документального фиксирования информации предусматривает: документальное фиксирование информации: б) об операции (сделке), имеющей, хотя бы один из признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки); в) об операции (сделке), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; д) о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма (п.26). Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, индивидуальным предпринимателем (работником индивидуального предпринимателя), выявившими разовую операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения -документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее - внутреннее сообщение) (п.27).
МУП «Жилье-10» по ОЖФ руководствовалось правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее также ПВК) в редакции от 21.09.2018.
В целях выявления операций (сделок) подлежащих контролю, организацией предусматривается осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов ( п.5.8 ПВК от 21.09.2018). С целью выявления подозрительных операций сотрудники обязаны руководствоваться перечнем признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Приложении №3 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (п. 5.4.2 ПВК от 21.09.20218).
Сотрудник МУП проверяет все операции (сделки) клиента о которых известно МУП на предмет их соответствия указанному в Приложении №3 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ перечню (п. 5.4.3 ПВК.от 21.09,2018).
При выявлении необычной операции сотрудник МУП ее выявивший составляет внутреннее сообщение по форме, указанной в Приложении №4 к настоящим ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, и передает, его ответственному сотруднику в день выявления операции (п. 5,5.2.3 ПВК от 21.09.2018).
Ответственный сотрудник по результатам рассмотрения внутреннего сообщения дает свое мотивированное заключение, которое также фиксируется во внутреннем сообщении (п. 5.5.2.4 ПВК от 21.09.2018).
Ответственный сотрудник передает внутреннее сообщение руководителю МУП не позднее рабочего дня следующего за днем получения внутреннего -сообщения (п. 5.5.2.5 ПВК от 21.09.2018).
В МУП окончательное решение об отнесении необычной операции к категории подозрительных, о направлении сведений в уполномоченный орган принимает руководителем МУП (п. 5.6 ПВК от 21.09.2018).
Согласно положениям п.6.1 ПВК от 21.09.2018 г. в обществе документально фиксируется информация об операции (сделке) имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки), об операции (сделке), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Согласно Приложению №3 к ПВК МУП «Жилье-10» по ОЖФ к признакам, указывающим на необычный характер сделки, относятся:
поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке(код 1181); осуществление расчетов между сторонами сделки с использованиемрасчетных счетов третьих лиц (код 1194).
В ходе проверки установлено, что МУП «Жилье-10» по ОЖФ в проверяемом на основании писем от клиентов-поставщиков услуг перечисляло часть собранных с плательщиков денежных средств не на счет своего клиента, а на счета третьих лиц, не являющихся стороной по договорам на прием платежей от физических лиц.
Между МУП «Жилье-10» по ОЖФ и ЖЭМУП № 7 заключен договор на прием платежей от физических лиц от 01.06.2020 № ПР14.
ЖЭМУП Ж7 со ссыпкой на указанный договор направляло в МУП «Жилье-10» по ОЖФ письма с просьбой перечислить, собранные МУП «Жилье-10» по ОЖФ с населения денежные средства по реквизитам третьего лица, не являющегося стороной по договору от 01.06.2020 №ПР 14, что соответствует кодам признаков необычных операций №1181 и 1194 Приложения №3 к ПВК МУП «Жилье-10» по ОЖФ от 21.09.2018.
По таким письмам МУП «Жилье-10» по ОЖФ совершены следующие перечисления: 01.02.2021 на счет ООО «Поликом» (ИНН <***>) в размере 47 350 руб. по письму от 01.02.2021 №32; 02.03.2021 на счет ООО «Поликом» -50 000 руб. по письму от 02.03.2021 №114: 04.03.2021 на счет ООО «Поликом» - 47 500 руб. по письму от 04.03.2021 №127; 29.03.2021 на счет ООО «Поликом» - 48 000 руб. по письму от 29.03.2021 №195; 30.03.2021 на ООО «Поликом» - 28 500 руб. по письму от 30.03.2021 №1"98; 31.03.2021 на ООО «Поликом» - 20 000 руб. по письму от 31.03.2021 №207.
Вышеуказанные операции по перечислению денежных средств МУП «Жилье-10» по ОЖФ в пользу третьего лица соответствовали критериям необычных сделок (код 1181 и код 1194) содержащихся в правилах внутреннего контроля МУП от 21.09.2018.
В связи с этим, указанные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания операции должны были быть отнесены к числу необычных (с наступлением соответствующих последствий) при надлежащей организации и осуществлении внутреннего контроля.
При изложенных обстоятельствах, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 и положений Правил внутреннего контроля МУП «Жилье-10» по ОЖФ указанные операции должны были быть своевременно выявлены, по ним должны были быть составлены внутренние сообщения и принято решение о направлении/ненаправлении сведений в Росфинмониторинг.
Вместе с тем, отсутствие в МУП «Жилье-10» по ОЖФ в период руководства директора ФИО1 надлежащего осуществления внутреннего контроля, а именно реализации положений программ выявления операций и документального фиксирования информации ПВК от 21.09.2018 привело к тому, что вышеуказанные операции, соответствующие критериям необычных операций, Предприятием не выявлены и документально не зафиксированы. Указание заявителя на то, что клиенты предприятия с которым заключены долгосрочные контракты, в частности, ЖЭМУП № 7 при ежеквартальной проверке посредством личного кабинета не выявлены среди лиц, находящихся в перечнях террористов/экстремистов, а также причастных к распространению оружия массового уничтожения, во-первых не вменялось при возбуждении настоящего дела как неисполнение соответствующей обязанности, во-вторых, не отменят иной обязанности, предусмотренной другой частью статьи Федерального закона № 115-ФЗ по выявлению подозрительных операций, их фиксации и принятию соответствующего решения о направлении/ненаправлении сведений в Росфинмониторинг. Таким образом, исполнение одной из обязанности субъектов ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ не может подменять/освобождать от иной обязанности, также предусмотренной положениями Федерального закона № 115-ФЗ.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ, относиться к правонарушениям с формальным составом. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий нарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Доводы заявителя о замене административного штрафа в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ на предупреждение не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании положений указанной статьи и не учитывающие, что в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, то положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не могут быть применены.
Назначение ФИО1 оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа в обозначенном размере в настоящем случае, вопреки мнению заявителя, согласуется с предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости, и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях., оснований для замены наказания на предупреждение судья не усматривает.
Таким образом, суд считает постановление начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы № 226 от 24.06.2019 г. законным и обоснованным, а жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-21/85/1 от 16 августа 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: