НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 07.12.2010 № 2-2705

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2705

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2010 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе

председательствующего судьи Лукьяновой О.В.
с участием прокурора Голубковой Е.Ю.

при секретаре Зотцевой А.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нилова-Неловко В.Б. к Ульяновской таможне о восстановлении на службе, назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Нилов- Неловко В.Б. обратился в суд с вышеназванным иском к Ульяновской таможне, указав, работал в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время уволен со службы в таможенных органах РФ в связи с реорганизацией Пензенской таможни на основании приказа Пензенской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № с должности . В период работы в таможне он приобрел большой опыт и знания, работал в разных должностях от инспектора отдела таможенного оформления до главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений, в которой проработал 11,5 лет, в последующем- главного государственного таможенного инспектора отдела применения системы управления рисками. В период работы в Пензенской таможне 6 раз повышал квалификацию, за достигнутые успехи и высокие показатели в работе имеет неоднократные поощрения руководства, был награжден медалью ФТС России « За службу в таможенных органах РФ» 3 степени.

ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о предстоящей реорганизацией Пензенской таможни в форме присоединения к Ульяновской таможне, сокращением с ДД.ММ.ГГГГ занимаемой им должности, возможном увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5,6 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно- штатных мероприятий».

ДД.ММ.ГГГГ начальником Ульяновской таможни ФИО14, в присутствии начальника отдела кадров Ульяновской таможни, ВРИО Пензенской таможни ФИО4, представителей кадрового и правового подразделений

Пензенской таможни с ним проведено собеседование, в ходе которого ему были предложены вакантные должности федеральных государственных гражданских служащих Ульяновской таможни с местом работы с г. .

От данного предложения он вынужден отказаться в письменной форме в связи с отсутствием возможности работать в г.  по семейным обстоятельствам.

Вакантные должности с местом работы в г. , в том числе нижестоящие, соответствующие его квалификации, профессиональному образованию и опыту работы ему не предлагались.

Считает, что начальниками Ульяновской таможни при проведении организационно-штатных мероприятий в отношении него нарушены права, утвержденные ст.19, п. 4 ст.32, ст.37 Конституции РФ, положения ст. 81, 179 ТК РФ

Истец просил суд обязать начальника Ульяновской таможни ФИО14 восстановить его на службе в таможенных органах РФ и принять его на службу в Ульяновскую таможню с местом работы в г. , назначить на должность соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах.

ДД.ММ.ГГГГ истец увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика заработную плату за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в должности, премию в размере  рублей, которая была выплачена каждому должностному лицу таможни к празднику « День таможенника РФ», отмечаемому 25 октября, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей

Впоследствии истец увеличил сумму исковых требований и просил восстановить его на службе в таможенных органах РФ и принять его на службу в Ульяновскую таможню с местом работы в г. , назначить на должность соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах, взыскать с ответчика заработную плату за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в должности, премию в размере  рублей, которая была выплачена каждому должностному лицу таможни к празднику « День таможенника РФ», отмечаемому 25 октября и компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, поскольку из-за незаконных, по его мнению, действий руководства Ульяновской таможни он перенес гипертонический криз, о чем имеется больничный лист

В судебном заседании истец Нилов-Неловко В.Б. поддержал увеличенные исковые требования, заявив о нарушении ответчиком его трудовых прав при увольнении со службы, а именно 1) работодателем не были предложены ему все вакантные должности, соответствующие квалификации, профессиональному образованию и опыту работы в таможенных органах с местом работы в г. , 2) работодателем нарушено его преимущественное право по отношению к работникам отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений, в отделе таможенного оформления и таможенного контроля, пришедшим на работу после него, имеющих значительно низкую квалификацию, меньший трудовой стаж и опыт работы.

Представители ответчика Ульяновской таможни Жуков В.И, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, Вавилина Е.Е, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, просили отказать в удовлетворении иска Нилова -Неловко В.И., представили письменное возражение на исковые требования.

Представители ответчика считают, что требования истца о восстановлении его на государственной гражданской службе в таможенных органах Российской Федерации, приеме на службу в Ульяновскую таможню с местом работы в г. , назначении на должность, соответствующую его квалификации и опыту работы, нарушении его прав при организационно-штатных мероприятиях Ульяновская таможня являются незаконными и необоснованными.

ДД.ММ.ГГГГ до Ульяновской таможни доведен приказ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе». Названый приказ обязал реорганизовать ,  и Ульяновскую таможню в форме присоединения  и  таможен к Ульяновской таможне (подпункт 3 пункта 3 приказа). Во исполнение названного приказа изданы: приказы Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ №, Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №. Все вышеназванные приказы вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Нилов - Неловко В.Б. проходил государственную гражданскую службу в Пензенской таможне. На начало организационно-штатных мероприятий замещал должность .

ДД.ММ.ГГГГ он был под роспись предупрежден руководством Пензенской таможни о реорганизации Пензенской таможни, сокращении с ДД.ММ.ГГГГ должности, которую он замещает и возможном увольнении из Пензенской таможни: либо – в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или государственную службу иного вида), либо в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, при реорганизации, ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентируются статьями 31 и 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе представитель нанимателя обязан за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Под квалификацией понимается подготовленность работника к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.

Право оценки квалификации гражданского служащего принадлежит представителю нанимателя.

Согласно п.8 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7 начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Конституционным судом РФ в определении от 21.12.2006 № 581- 0 разъясняется, что если в качестве критериев преимущественного права на оставление на работе законом установлены более высокая производительность труда работника и его квалификация, то следует исходить из того, что эта норма является не только гарантией прав работников, имеющих более высокие результаты трудовой деятельности, но и должна защищать интересы работодателя, предоставляя ему право решения вопроса о продолжении трудовых отношений с более квалифицированными и эффективно работающими работниками.

Во исполнение названных приказов ФТС России, ПТУ и Ульяновской таможни  таможня с ДД.ММ.ГГГГ: а) ликвидирована, как государственный орган; б) ликвидирована как таможенный орган; в) ликвидирована, как работодатель (представитель нанимателя – по отношению к государственным гражданским служащим).

Правопреемником Пензенской таможни с ДД.ММ.ГГГГ стала Ульяновская таможня.

Для обеспечения реализации задач и функций Федеральной таможенной службы Российской Федерации в Пензенской области с ДД.ММ.ГГГГ в структуре Ульяновской таможни создан  областной таможенный пост Ульяновской таможни (подпункт 3 пункта 6; подпункт3 пункта 10; подпункт 5 пункта 11 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №) штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц должностей сотрудников, 37 единиц должностей государственных гражданских служащих и 11 единиц работников), в то время как штатная численность Пензенской таможни (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) составляла 166 единиц (46 единиц должностей сотрудников, 97единиц должностей государственных гражданских служащих, 23 единицы должностей работников).

В целях обеспечения эффективности осуществления полномочий Ульяновской таможни в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с учетом его значительной удаленности от г. ), в соответствии с приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с ДД.ММ.ГГГГ исполняют функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом проживания в г. ).

С ДД.ММ.ГГГГ созданный Пензенский областной таможенный пост, входящий в структуру Ульяновской таможни, штатной численностью на 50% меньшей, чем ранее существовавшая Пензенская таможня, имеющий регион деятельности прежней Пензенской таможни, обязан надлежаще выполнять полномочия таможенного органа в своем регионе деятельности.

Руководство Ульяновской таможни, проводя мероприятия по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни сокращаемыми с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами и работниками Пензенской таможни, руководствовалось нормами законодательства Российской Федерации, обеспечивающими: а) гарантии и права работников реформируемой Пензенской таможни, на преимущественное замещение конкретных должностей в подразделениях Пензенского областного таможенного поста, а именно:- в отношении сотрудников - пунктом 5 статьи 18, пунктом 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; положениями Трудового кодекса РФ (в части, не урегулированной названным федеральным законом»;- в отношении государственных гражданских служащих – статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»; положениями Трудового кодекса РФ (в части, не урегулированной названным законом);- в отношении работников – положениями Трудового кодекса РФ; б) права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения и заключать трудовой договор с конкретным лицом в целях «обеспечения эффективной экономической деятельности и рационального управления государственным имуществом», гарантированными работодателю статьей 22 Трудового кодекса РФ и пунктом 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2.

При этом также было учтено, что 14 работников Пензенской таможни (беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет; одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет) пользуются гарантиями, установленными статьей 261 Трудового кодекса РФ.

При определении круга должностных лиц и работников реформируемой  таможни – кандидатов на замещение с ДД.ММ.ГГГГ конкретных должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни руководством Ульяновской таможни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: а) были изучены предложения руководства  таможни в лице начальника Пензенской таможни ФИО8, согласованные с руководителями ведущих структурных подразделений  таможни. Получены характеристики предлагаемых кандидатов, позволяющие оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата; б) изучены предложения заместителей начальника Ульяновской таможни и руководителей структурных подразделений таможни в части, касающейся кандидатов для замещения должностей в структурных подразделениях Ульяновской таможни, исполняющих трудовые функции в зоне деятельности Пензенского областного таможенного поста;

в) изучены материалы личных дел претендентов, позволяющие оценить их квалификацию и производительность труда.

Кандидатура Нилова - Неловко В.Б., главного государственного таможенного инспектора отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни, также была изучена в числе других кандидатов для замещения должности на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни и в структурных подразделениях Ульяновской таможни.

Нилов - Неловко В.Б. имеет высшее профессиональное образование, в  году закончил  институт; по квалификации инженер-механик; в  году –  институт; по квалификации учитель истории и социально-политических дисциплин; в  таможне проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях , , ; с ДД.ММ.ГГГГ в должности . ДД.ММ.ГГГГ уволен с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы).

Нилов – Неловко В.Б. ДД.ММ.ГГГГ надлежаще был уведомлен начальником Пензенской таможни о сокращении замещаемой должности и возможном увольнением с государственной гражданской службы.

Последующая работа проводилась с В.Б. Ниловым - Неловко руководством Пензенской и Ульяновской таможни, являющейся с ДД.ММ.ГГГГ правопреемником Пензенской таможни, в соответствии с порядком, установленным статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

По результатам изучения квалификации, производительности труда и опыта работы Нилова – Неловко В.Б., предложить ему должность сотрудника или государственного гражданского служащего с местом работы в г.  не представилось возможным по следующим основаниям. Должностей сотрудников на Пензенском областном таможенном посту – 26 ед., в том числе 2 – вышестоящие (должности заместителя начальника таможенного поста); 13 – должностей в подразделениях: оперативно - розыскном; административных расследованиях; дознания; 11 – должностей в отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы.

Для замещения всех названных выше должностей Нилов – Неловко В.Б. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами к кандидатам на эти должности. Для замещения должностей в отделении административных расследований, отделении дознания - отсутствие обязательного высшего юридического образования и опыта работы в названных подразделениях; для замещения должностей в оперативно-розыскном отделе – отсутствие допуска к оперативно-розыскной деятельности и опыта оперативно-розыскной работы; для замещения должностей в отделе таможенной охраны – отсутствие опыта военной службы.

Кроме того, в сокращаемых подразделениях Пензенской таможни, осуществляющих названные функции, имелось достаточное количество сотрудников с высокой квалификацией, производительностью труда и опытом работы, способных с высоким качеством выполнять обязанности на создаваемом Пензенском областном таможенном посту.

Предложить Нилову – Неловко В.Б. для замещения с ДД.ММ.ГГГГ должность государственного гражданского служащего: а) на Пензенском областном таможенном посту в подразделениях: правовом; документационного обеспечения; бухгалтерского учета и финансовой экспертизы; тылового обеспечения; таможенной статистики; информационно-техническом не представилось возможным по причине отсутствия у него знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, необходимых для качественного выполнения функций названных подразделений, а также наличия в одноименных подразделениях Пензенской таможни достаточного количества кандидатов, способных выполнять названные функции с высоким качеством и высокой производительностью;

б) в подразделениях Ульяновской таможни, имеющих с ДД.ММ.ГГГГ должности с местом работы на Пензенском областном таможенном посту: таможенной инспекции; контроля таможенной стоимости; валютного контроля; распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов; инспектирования и профилактики правонарушений не представилось возможным по той же причине.

Опыт службы В.Б. Нилова - Неловко с  года по  год в отделе товарной номенклатуры и торговых ограничений Пензенской таможни рассматривался при изучении возможных кандидатов на должности главного государственного таможенного инспектора и старшего государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Ульяновской таможни с местом работы в г. . Однако, в связи с наличием в отделе товарной номенклатуры и торговых ограничений Пензенской таможни кандидатов, имеющих более высокие квалификационные качества, производительность труда и опыт работы (начальник отдела ФИО10, главный государственный таможенный инспектор отдела ФИО11(на нее распространены гарантии, закрепленные ст. 261 Трудового кодекса РФ), предложить В.Б. Нилову - Неловко названные должности не представилось возможным.

Нилов - Неловко В.Б., проходя службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного , приобрел большой опыт работы в названном направлении деятельности и мог бы быть рассмотрен в качестве кандидата в подразделение по применению системы управления рисками, если бы такое подразделение создавалось на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни. Однако названного подразделения в структуре таможенного поста не предусмотрено.

Штатным расписанием Ульяновской таможни также не предусмотрено представительство (отдельными должностями) отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни на Пензенском областном таможенном посту.

В отделе таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского областного таможенного поста, на должности которого истец претендует, Нилов- Неловко В.Б. имел опыт работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе таможенного оформления № Пензенской таможни. Однако, в связи с наличием в сокращаемых подразделениях таможенного оформления и таможенного контроля Пензенской таможни кандидатов, имеющих более высокую квалификацию и производительность труда, предложить ему должность в названном подразделении не представилось возможным.

Из 19-ти должностей названного отдела – 4 должности руководством Ульяновской таможни были предложены для замещения женщинам, имеющих гарантии в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса РФ. Пятнадцать должностей отдела предложены кандидатам из Пензенской таможни, выполняющим функции таможенного оформления и таможенного контроля и имеющим наивысшую квалификацию и производительность труда.

По оценке руководства Пензенской и Ульяновской таможен Нилов- Неловко В.Б. не имел реальной возможности выполнять с ДД.ММ.ГГГГ функциональные обязанности по всем должностям государственной гражданской службы, с местом службы в г., более производительно и более качественно, чем те должностные лица, которым предложены названные должности.

Пунктом 29 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 разъясняется, что увольнение работника в связи с сокращением занимаемой им должности допускается, если невозможно перевести его на другую работу, соответствующую его квалификации.

Закон не обязывает работодателя - правопреемника при реформировании организации, сочетающей её ликвидацию и сокращение её штата, предлагать работникам названной организации должности только в той местности, где они проходили службу (работу).

Напротив, в части касающейся государственных гражданских служащих, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, должность которого сокращается, возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, подразумевая при этом государственные органы, расположенные в другой местности.

На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ начальником Ульяновской таможни ДД.ММ.ГГГГ была предложена В.Б. Нилову – Неловко должность  (с местом работы в г. ) Названная должность была предложена ему с учетом образования, квалификации и опыта работы в Пензенской таможне.

Нилов - Неловко В.Б.от предложенной должности письменно отказался.

После отказа В.Б. Нилова - Неловко от названной должности начальник Ульяновской таможни, руководствуясь требованиями статьи 31 Федерального закона, статей 81 и 179 Трудового кодекса РФ, а также с учетом судебной практики в Российской Федерации, довел до него весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на ДД.ММ.ГГГГ и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации и образования.

Нилов - Неловко В.Б. от должностей, предложенных ему, письменно отказался.

ДД.ММ.ГГГГ состоялся приказ Пензенской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № об освобождении В.Б. Нилова - Неловко от замещаемой должности и увольнении его с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы).

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) В.Б. Нилову - Неловко были предложены в очередной раз от лица начальника Ульяновской таможни все вакантные должности (в том числе и нижестоящие), соответствующие его квалификации (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). От предложенных должностей он письменно отказался.

Представители ответчика считают, что при осуществлении организационно-штатных мероприятий Ульяновской таможней был соблюден установленный действующим законодательством порядок, гарантирующий права государственного гражданского служащего и представителя нанимателя, просили суд в удовлетворении исковых требований Нилову – Неловко В.Б. отказать.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Федеральной таможенной службой России издан приказ за № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе».

В соответствии с приказом постановлено сократить численность должностных лиц и должностей работников таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе (п.п.1,2); реорганизовать Пензенскую, Мордовскую и Ульяновскую таможню в форме присоединения Пензенской и Мордовской таможен к Улья­новской таможне п.п.3 п.3); создать в структуре Ульяновской таможни Пензенский областной таможенный пост штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц сотрудников, 37 единиц должностей федеральных государственных служащих и 11 единиц должностей работников) за счет численности, высвобождающейся при реорганизации таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе (п.п.а п.3 п.6).

Во исполнение приказа за № изданы приказ Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно- штатных мероприятиях в Приволжском таможенном управлении и таможенных органах, расположенных в Приволжском федеральном округе», одноименный приказ Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №, вступающие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с ДД.ММ.ГГГГ исполняют функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом проживания в г. ).

В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по  району г. юридическое лицо – Пензенская таможня находится в стадии реорганизации в форме присоединения.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах».

Порядок увольнения сотрудников таможенных органов при организационно-штатных мероприятиях определен Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ « О службе в таможенных органах».

В соответствии с п.п.5 п.2 статьи 48 ФЗ № 114-ФЗ сотрудник таможенного органа мо­жет быть уволен со службы в таможенных в связи с проведением организаци­онно-штатных мероприятий.

В соответствии с п.п. 1 п. 5 статьи 18 названного Федерального закона увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе началь­ника в связи с организационно-штатными мероприятиями допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

При увольнении сотрудника таможенного органа в связи с организацион­но-штатными мероприятиями он для последующего трудоустройства зачисля­ется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия (п.5 ст. 18 Федерального закона).

В случае несогласия сотрудника таможенного органа с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд (статья 53 ФЗ ).

Истец Нилов - Неловко В.Б. проходил государственную гражданскую службу в Пензенской таможне. На начало организационно-штатных мероприятий замещал должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения системы управления рисками.

ДД.ММ.ГГГГ Нилов- Неловко В.Б. был под роспись предупрежден руководством Пензенской таможни о реорганизации Пензенской таможни, сокращении с ДД.ММ.ГГГГ должности, которую он замещает и возможном увольнении из Пензенской таможни: либо – в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или государственную службу иного вида), либо в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, при реорганизации, ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентируются статьями 31 и 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

В соответствии с частью 2 статьи 31 данного Федерального закона при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе представитель нанимателя обязан за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Согласно п.8 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7 начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Приказом Федеральной таможенной службы от 8 июня 2009 года за №1053 утверждена Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно- штатных мероприятий, согласно положениям которой:

При ликвидации таможенного органа как юридического лица сотрудников
зачисляют в распоряжение начальника вышестоящего таможенного органа либо
начальника иного таможенного органа, на который возложено проведение мероприятий,
связанных с ликвидацией.

При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимавшие сокращенные должности, зачисляются в распоряжение начальника этого таможенного органа.

Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей
начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового
подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном
мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность,
подлежащую сокращению, проводится собеседование (пункт 8).

В ходе собеседования разъясняются:

- порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного
увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными
мероприятиями;

- основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о
возможности продолжения службы в таможенных органах;

- права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого
со службы в таможенных органах (пункт 10).

Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные
должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе (пункт 11).

Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с
зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на
предложенную в ходе собеседования должность (пункт 12).

В случае отказа сотрудника от написания заявления о зачислении в распоряжение
и предложенных ему вакантных должностей составляется акт (пункт 13).

Приказ о зачислении данного сотрудника в распоряжение в этом случае не издается, и сотрудник подлежит увольнению со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона в последний день до начала организационно-штатных мероприятий или согласно заявлению сотрудника по иному основанию, предусмотренному данной статьей.

Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования,
который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица.
Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника (пункт 14).

При рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника
на службе в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий
учитываются основания, предусмотренные статьей 179 Трудового кодекса Российской
Федерации (пункт 15).

Освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в
распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатного
мероприятия на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право
назначения на эту должность (пункт 16).

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе (статья 11 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Гарантии трудовых прав сотрудников при проведении организационно-штатных ме­роприятий в части не урегулированной ФЗ № 114-ФЗ определены трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 180 Трудового Кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Правила определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников установлены ст. 179 Трудового Кодекса РФ.

Должность, замещае­мая истцом, в соответствии с проводимыми организационно- штатными мероприятиями подлежит сокращению с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ начальником Ульяновской таможни ДД.ММ.ГГГГ была предложена В.Б. Нилову – Неловко должность  (с местом работы в г. ) Названная должность была предложена ему с учетом образования, квалификации и опыта работы в Пензенской таможне.

Нилов - Неловко В.Б.от предложенной должности письменно отказался.( л.д. )

После отказа В.Б. Нилова - Неловко от названной должности начальник Ульяновской таможни, руководствуясь требованиями статьи 31 Федерального закона, статей 81 и 179 Трудового кодекса РФ, а также с учетом судебной практики в Российской Федерации, довел до него весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на ДД.ММ.ГГГГ и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации и образования.

Нилов - Неловко В.Б. от должностей, предложенных ему, письменно отказался.( л.д. )

ДД.ММ.ГГГГ состоялся приказ Пензенской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № об освобождении В.Б. Нилова - Неловко от замещаемой должности и увольнении его с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы).

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в день увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) В.Б. Нилову - Неловко были предложены в очередной раз от лица начальника Ульяновской таможни все вакантные должности (в том числе и нижестоящие), соответствующие его квалификации (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Каких-либо вакантных должностей в Пензенской таможне на ДД.ММ.ГГГГ не было, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ все должности были сокращены. От предложенных должностей он письменно отказался. Каких-либо вакантных должностей в Пензенской таможне на ДД.ММ.ГГГГ не было, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ все должности, существовавшие в Пензенской таможне, были сокращены. С ДД.ММ.ГГГГ со всеми работниками Пензенской таможни были прекращены служебные контракты, часть из них были назначены на должности в Ульяновскую таможню с ДД.ММ.ГГГГ, включая Пензенский областной таможенный пост.

Оценка действий должностных лиц Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, а также Ульяновской таможни должностными лицами и работниками Пензенской таможни, высвобождаемыми в результате проведения организационно- штатных мероприятий, в части определения круга должностных лиц и работников реформируе­мой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с ДД.ММ.ГГГГ конкретных должностей в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской тамож­ни, определение перечня вакантных должностей, которые следовало предложить каждому из кандидатов (в том числе истцу) в зависимости от квалификационных характеристик, позволяющих оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата не входит в компетенцию суда, а является правом ответчиков. Работодатель сам вправе решать, с кем из сокращаемых работников ему необходимо заключить трудовой контакт на имеющуюся вакансию в реорганизованном юридическом лице. Исходя из содержания ст. 34,35 Конституции РФ, ст. 22 ТК РФ кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников работодатель принимает самостоятельно под свою ответственность.

Довод о преимущественном праве истца перед другими лицами, занимаемыми с ДД.ММ.ГГГГ должности на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской тамож­ни, на что также ссылался истец в иске, суд считает несостоятельным, поскольку определять преимущественное право работника в соответствии со ст. 179 ТК РФ возможно только перед теми работниками, которые оставлены на работе на аналогичных должностях.

Штатным расписанием Ульяновской таможни также не предусмотрено представительство (отдельными должностями) отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни на Пензенском областном таможенном посту.

В соответствии со штатным расписанием Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отдел применения системы управления рисками Пензенской таможни, включая должность, которую занимал до увольнения Нилов- Неловко В.Б.- главный государственный таможенный инспектор и аналогичные должности, сокращены, ни один из бывших главных государственных таможенных инспекторов отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни не остался на службе в Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни.

В соответствии с должностными регламентами главных государственных таможенных инспекторов других отделов, которые в настоящее время существуют на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, в том числе, отделе таможенного оформления и таможенного контроля, на которые истец претендует, должностные обязанности главных государственных таможенных инспекторов этого отдела разнятся с должностными обязанностями, которые выполнял Нилов-Неловко В.Б. в отделе применения системы управления рисками, поэтому положения ст. 179 ТК РФ в данном случае неприменимы.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что увольнение Нилова -Неловко В.Б. было проведено в соответствии с требованиями законодательства и основания для восстановления его на службе в таможенных органах Ульяновской таможни с местом работы в г.  нет.

Требование о назначении истца на должность, соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах не может быть удовлетворено, поскольку не относится к компетенции суда.

При отсутствии законных оснований для удовлетворения иска о восстановлении истца на службе в таможенных органах не могут быть удовлетворены и требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, выплаченной должностным лицам таможни к празднику « », отмечаемому ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда за незаконное увольнение.

С учетом вышеизложенного, иск Нилова- Неловко В.Б. о восстановлении на службе, назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нилова-Неловко В.Б. к Ульяновской таможне о восстановлении на службе, назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней после вынесения мотивированного решения.

СудьяФИО15 О.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2010 года