НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 04.08.2022 № 2А-2102/2022

Дело № 2а-2102/2022

УИД 58RS0027-01-2022-005850-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 04 августа 2022 года

Октябрьский районный суд города Пензы

в составе председательствующего судьи Стрельцовой Т.А.,

при секретаре Синягиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе административное дело по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я., УФССП России по Пензенской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области обратилось в суд с данным административным иском, указав, что 30.05.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 104849/22/58051-ИП на основании Акта органа, осуществляющего контрольные функции № 602 от 26.05.2022, выданный органом: ИФНС по Первомайскому району г. Пензы, по делу № 564 от 26.05.2022. Предметом данного исполнительного производства является взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в требованиях на общую сумму 11 206,91 руб. Срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; в случае неисполнения документа в указанный срок с должника будет взыскан исполнительский сбор. При вынесении указанного постановления судебным приставом-исполнителем не был учтен тот факт, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области является казенным учреждением, на которое возложены важные социальные задачи, а содержание и обеспечение жизнедеятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. Порядок взыскания налоговых платежей из бюджетной системы предусмотрен ст. 242.6 БК РФ, согласно которой решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа. Пунктом 13 ст. 242.3 БК РФ установлено, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В рассматриваемом случае акт налогового органа не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, в связи с чем у судебного пристав-исполнителя не было законных оснований для возбуждения исполнительного производства.

На основании изложенного административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я. от 30.05.2022; принять данное административное исковое заявление к производству; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я. от 30.05.2022.

Представитель административного истца – Утенкова К.Н. в настоящем судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила заявленные требования удовлетворить, по доводам, изложенным в иске. На вопрос суда о наличии уважительных причин пропуска срока для подачи административного искового заявления пояснила, что копию постановления в электронном виде мог открыть любой сотрудник Учреждения, не сообщив об этом руководству, а копия постановления, направленная в бумажном формате, была получена бухгалтером Учреждения, о чем она также своевременно не сообщила.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямова Н.Я. в настоящем судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства; постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено в соответствии с требованиями ст. 30 Закона № 229-ФЗ. Поддержала письменный отзыв, согласно которому копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена должнику 01.06.2022 (посредством личного кабинета единого портала государственных услуг), а также 06.06.2022 (представителю должника по юридическому адресу организации).

Представитель административного ответчика – УФССП России по Пензенской области, представитель заинтересованного лица – ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы - в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, причины неявки не известны.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, подтверждается представленной в материалы дела копией исполнительного производства, что на основании поступившего Постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика № 602 от 26.05.2022, 30.05.2022 судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 104849/22/58051-ИП, в отношении должника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в пользу взыскателя ИФНС по Первомайскому району г. Пензы с предметом исполнения – Произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишен полученных, излишне зачтенных) в размере: 11 206,94 руб.

Административный истец считает незаконным данное постановление, поскольку решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения; при этом исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве только в случае, предусмотренном п. 13 ст. 242.3 БК РФ.

Указанные доводы суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

В силу п. 2 ст. 239 БК РФ служба судебных приставов не обращает взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, установленных данным Кодексом.

Пунктом 13 ст. 242.3 БК РФ установлено, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Аналогичная норма содержится и в п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ.

Из приведенных норм закона следует, что службой судебных приставов не производится взыскание на денежные средства бюджетного учреждения (в том числе по требованиям налогового органа), если у этого учреждения отсутствует счет в Центральном банке Российской Федерации или в кредитной организации.

Указанный вывод не опровергается и самим административным истцом, указавшим на данные законоположения в административном исковом заявлении.

Из копии исполнительного производства № 104849/22/58051-ИП от 30.05.2022, представленной в материалы дела, усматривается, что в связи с неисполнением должником в добровольном порядке в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа 23.06.2022 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Кроме того, постановлением от 23.06.2022 обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах №№ 4053810100000000026 и 40603810900000000391 в Отделении Пенза Банка России, открытых УФК по Пензенской области (Отделение Пенза). Обязанность исполнения документа возложена на УФК по Пензенской области.

Поскольку судебный пристав-исполнитель имел информацию о наличии у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации счета, то у него имелись законные основания для возбуждения указанного выше исполнительного производства, а при неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует закону, нарушение прав и законных интересов административного истца не допущено, поскольку исполнение документа возложено на лицо, осуществляющее открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, за счет средств, имеющихся на счетах в кредитных учреждениях, в соответствии с требованиями БК РФ; при изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с требованием об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, т.к. в силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что изменяет общий срок на обжалование решений органов и должностных лиц, установленный ст. 219 КАС РФ.

Копии обжалуемого постановления получены представителем ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области 01.06.2022 (посредством личного кабинета единого портала государственных услуг) и 06.06.2022 (по юридическому адресу организации), а обращение в суд последовало только 11.07.2022, объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, не установлено, соответствующих доказательств обратного административным истцом не представлено, факт получения копий постановления в указанные даты должником не оспаривался, что является в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ основанием для отказа в иске в части признания незаконным постановления.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Ахтямовой Н.Я., УФССП России по Пензенской области о признании бездействия незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2022 года.

Судья Т.А. Стрельцова