НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 04.02.2016 № 2А-3211/2015

Дело № 2а-87/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 04 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер М.В.,

при секретаре Шуниной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Адаеву ФИО6 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Адаеву Д.А., указав, что Адаеву Д.А. по данным УГИБДД УМВД России по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ на праве личной собственности принадлежали транспортные средства марки: 1) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 272 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ); 2) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 306 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ); 3) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 411 лошадиных сил (транспортное средство не снято с учета); 4) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 306 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п.2 ст. 3 вышеназванного Закона (в редакции от 28.02.2011г. № 2038-ЗПО) физические лица производят уплату платежей по месту нахождения транспортного средства не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. На основании ст. 2, п.2 ст.3 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» № 397 - ЗПО от 18.09.2002г (в редакции от 02.04.2008г. № 1502-ЗПО, от 28.02.2011г. № 2038-ЗПО) исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23573.33 руб. За несвоевременную уплату транспортного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 3060.27 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (расчеты пени прилагаются). В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ Адаеву Д. А. направлялись 25.03.2014г. требования об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ., направлялось ДД.ММ.ГГГГ требование об уплате пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в установленный в требовании срок, ответчиком не исполнена обязанность по уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

На основании, ст.ст. 31, 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы просит взыскать с Адаева Д.А. пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 3060,27 руб.; восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы не явился, представитель по доверенности Скакалина Е.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Административный ответчик Адаев Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, мнения по иску не представил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).

На основании ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 3 Закона Пензенской обл. от 18.09.2002 г. № 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>", физические лица производят уплату налога по месту нахождения транспортного средства не позднее шестого ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 362 НК РФ, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают РФ в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами гражданского дела, в ДД.ММ.ГГГГ. Адаеву Д.А. на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства: 1) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 272 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ); 2) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 306 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ); 3) ..., ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 411 лошадиная сила (транспортное средство не снято с учета); 4) ...ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с мощностью двигателя 306 лошадиных сил (транспортное средство снято с учета ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена пунктом 1 ст. 362 НК РФ, где указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

За ДД.ММ.ГГГГ. Адаеву Д.А. начислен транспортный налог в сумме 23573,33 руб., подлежащий уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему в установленные законом сроки (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) направлено налоговое уведомление за с указанием срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство подтверждено указанным налоговым уведомлением и списком на отправку почтовой корреспонденции, принятым к отправке ДД.ММ.ГГГГ, копии которых представлены в материалы гражданского дела.

Порядок взыскания налога, сбора или пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога, регламентирован ст. 48 НК РФ.

Транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. Адаевым Д.А. в установленный срок оплачен не был, что им не оспорено.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в силу ст. 75 НК РФ, начисляется пеня, то есть денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В силу ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

За несвоевременную уплату транспортного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, Адаеву Д.А. начислены пени в сумме 3060,27 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 693, 76 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 2366,51 руб.

В установленный в требовании срок административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога и пени в бюджет, что подтверждается выпиской по лицевому счету налогоплательщика Адаева Д.А., в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ. Данное положение применяется также при взыскании пеней.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В связи с этим срок на обращение в суд о взыскании пени в размере 693,76 должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении определенных в требовании дней для добровольной уплаты пени, исчисляемых с того момента, когда требование должно было быть направлено ответчику, то есть со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования. Срок обращения в суд истекает ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим срок на обращение в суд о взыскании пени в размере 2366,51 руб. должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении определенных в требовании дней для добровольной уплаты пени, исчисляемых с того момента, когда требование должно было быть направлено ответчику, то есть со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования. Срок обращения в суд истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском шестимесячного срока.

В силу п. 3 ст. 46 НК РФ, восстановление пропущенного срока для обращения налогового органа в суд за взысканием налоговых платежей возможно только в случае признание причин пропуска срока уважительными.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

В частности, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Материалами дела установлено, что первоначально ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы обратилась с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть также с нарушением установленного законом срока. Указанное заявление определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без движения, определением от ДД.ММ.ГГГГ – возвращено заявителю. С настоящим иском ИФНС России по <адрес> обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь п.2 ст.286 КАС РФ, административный истец просил суд считать пропущенный срок для подачи административного искового заявления уважительным и восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.

В силу абз.4 п.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как неоднократно отмечал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие (в данном случае – обратиться в суд); закрепление же права судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Доказательств уважительности причин пропуска установленного ст.48 НК РФ срока на обращение с настоящим административным иском в суд (до ДД.ММ.ГГГГ.) ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы не предоставлено.

Не является основанием для восстановления срока на обращение в суд оставления иска ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, поданного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с не выполнением требовании части 7 статьи 125 КАС, то есть непредставление доказательства, подтверждающего вручение административному ответчику направленных копии административного искового заявления и приложенных к нему документов. Указанный иск с приложениями ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы направлен административному ответчику Адаеву Д.А. ДД.ММ.ГГГГ, в то время как на момент подачи административного иска доказательства вручения ответчику его копии уже должно быть приложено к исковому материалу. Кроме того, суд обращает внимание, что изначально иск административным истцом также был подан с нарушением установленного законом срока.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причины пропуска административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском нельзя признать уважительными, поэтому в восстановлении этого срока ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы следует отказать.

В связи с отказом в восстановлении срока на обращение с административным иском в суд, суд считает необходимым отказать ИФНС России по Октябрьскому району города Пензы в удовлетворении заявленных исковых требований к Адаеву ФИО7 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 3060,27 руб.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Адаеву ФИО8 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 3060,27 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2016 г.

Председательствующий