НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область) от 07.02.2019 № 12-23/19

Дело № 12-23/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Орск 7 февраля 2019 года

Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Фризен Ю.А. при секретаре Каньшаковой К.Ю.,

с участием прокурора – помощника прокурора Октябрьского района г. Орска Мальцевой Ю.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по протесту прокурора Октябрьского района г. Орска на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении директора ЗАО «Орский хлеб» Прокопченко А.А. по ст. 8.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении директора ЗАО «Орский хлеб» Прокопченко А.А. по ст. 8.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Считая данное постановление незаконным, заместитель прокурора Октябрьского района г.Орска Наумова С.А. обратилась в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Указывает на то, что является необоснованным вывод должностного лица о том, что перечень видов информации, непредставление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, является закрытым и не включает Декларацию.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

При этом, перечень видов информации не является исчерпывающим, поскольку законодателем предусмотрено сокрытие, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации иного вредного воздействия на окружающую чреду и природные ресурсы, а равно искажение сведений о состоянии других объектов окружающей среды.

Таким образом, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (далее –Декларация) является экологической информацией, поскольку перечисленные в Декларации сведения содержат данные об исполнении норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Указанная позиция отражена в письме Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении разъяснений».

Считает, что сокрытие или искажение экологической информации не охватывается объективной стороной состава административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ. Считает, что в действиях ЗАО «Орский хлеб» содержится состав правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Мальцева Ю.Ю. протест заместителя прокурора района поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Должностное лицо, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве возражает против поданного протеста.

С учетом мнения заявителя, суд постановил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении директор ЗАО «Орский хлеб» Прокопченко А.А. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считает, что протест прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Предоставлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы должны лица, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ЗАО «Орский хлеб» в 2017 году реализовало товаров в упаковке в количестве <данные изъяты> штук.

Вместе с тем, Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ ЗАО «Орский хлеб» в управление Роспотребнадзора Оренбургской области не представлена.

По результатам рассмотрения дела, государственный инспектор Оренбургской области в области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. пришла к выводу об отсутствии в действиях директора ЗАО «Орский хлеб» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и прекратила производство по делу. Должностное лицо исходило из того, что не предоставление Декларации юридическим лицом относится к сфере обращения с отходами производства и потребления и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ.

Пунктом 16 статьи 24.2 Закон № 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 17 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года № 1417.

Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (отчетность), формы расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона №N 89-ФЗ, Положением № 1417, Правилами N 1342.

Непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.

Согласно п.10 Положения №1417 и п.11 Правил №1342 декларация и отечность предоставляются ежегодно в Роспотребнадзор (его территориальные органы) до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п.9 Положения №1417 и п.9 правил №1342 отчетным периодом для представления Декларации и Отчетности признается календарный год.

Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения ЗАО «Орский хлеб» требований законодательства РФ в материалах дела отсутствуют и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину в совершении вменяемого правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае из не выяснение повлечет нарушение предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (ст.24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой справедливости и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

Следует признать, что выводы, изложенные в постановлении должностного лица об отсутствии состава административного правонарушения в действиях директора ЗАО «Осркий хлеб» и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, построены на неполно установленных и неисследованных обстоятельствах дела.

Поскольку допущенные государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. нарушения носят существенный характер, допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела и оценка представленных доказательств не позволили ей полно и всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что на момент рассмотрения протеста прокурора в Октябрьском районном суде г.Орска Оренбургской области не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, дать им надлежащую оценку и с учетом доводов протеста принять по делу законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.6, п.4 ч.1 ст.30.7, 30.8, 30.10 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Протест заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области удовлетворить, постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении директора ЗАО «Орский хлеб» Прокопченко А.А. по ст. 8.5 КоАП РФ отменить и возвратить дело на новое рассмотрение государственному инспектору Оренбургской области в области охраны окружающей среды.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.

Судья: Ю.А. Фризен