НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 26.04.2018 № 2-1036/18

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г.Омска

в составе председательствующего судьи Шафоростовой Л.С.

при секретаре Редорович М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске

26 апреля 2018 года

гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Указало на то, что 05.03.2018 в 12.00 час. при проведении внеплановой выездной проверки БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида», расположенного по адресу: г.Омск, ул. 75 Гвардейской бригады, д. 4А, было установлено невыполнение предписания от 30.01.2017 № 2256/вп: согласно п. 2 - спальни групп № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 оборудовать стандартными кроватями (по длине и высоте ложа); согласно п. 3 - на пищеблоке и в постирочной выполнить работы по приведению в рабочее состояние механической приточной системы вентиляции. Просит признать действия БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства противоправными, обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 02.12.2019.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности Бекишева В.Р. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям в части возложения на детский сад обязанности по устранению названных недостатков, подтвердив факт их наличия в настоящее время.

Представитель ответчика БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» заведующая Голубева Н.В. в судебном заседании исковые требования признала, подтвердила факт выявления названных в иске недостатков, пояснила, что в учреждении отсутствует финансирование, в связи с чем устранить недостатки не представилось возможным.

Суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика Голубевой Н.В., поскольку это не противоречит закону, не нарушает права иных лиц, правовые последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, ей разъяснены.

Представители третьих лиц департамента образования Администрации г.Омска и департамента финансов и контроля Администрации г.Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конвенцией о правах ребенка 1989, ратифицированной Российской Федерацией в установленном порядке, провозглашены обязанности государства по обеспечению прав ребенка, а также гарантированы права и свободы детей, в том числе, право на заботу (быть первым, о ком должно заботиться общество); право на жизнь, здоровье; право на охрану здоровья; право на образование.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Как установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Нормами Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наделен полномочиями, в том числе, предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Таким образом, в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входит как выдача предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства, так и обращение с исками в суд в случае нарушения санитарного законодательства, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку воспитанники дошкольного образовательного учреждения в силу возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и законных интересов, органы государственной власти в соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем суд полагает, что исковое заявление предъявлено надлежащим истцом.

Как установлено пунктом 1.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

Согласно ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

- ст. 11. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- ч.1 ст. 28. В дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

- ч. 3 ст. 39. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

- 6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Помещения дошкольных образовательных организаций (групп) компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

- 8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

- 13.4. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.

Технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, оборудуется локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения

Согласно п. 4.4 СанПиН 2.3.6.1079-01. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» 4.4. Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

В помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении.

Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой.

Бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением.

В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли.

Помещения загрузочной, экспедиции, вестибюлей рекомендуется оборудовать тепловыми завесами для предотвращения попадания наружного воздуха в холодный период года.

Согласно требованиям законодательства специалистом Управления Роспотребнадзора по Омской области было вновь выдано предписание за №2256/вп от 30.01.2017 для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований сроком до 05.10.2017 и 10.02.2018.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273 –ФЗ образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников организации.

Согласно заключения специалиста вышеизложенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью как воспитанников учреждения, так сотрудников.

В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

На основании ч. 1, 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лично не имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции установленной актами, определяющими статус этих органов, органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Таким образом, деятельность БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» противоречит действующему законодательству нарушает Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», нарушая при этом права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что собственником здания, расположенного по адресу: г.Омск, ул. 75 Гвардейская бригада, д. 4А, является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области, имущество передано на праве оперативного управления БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида». Недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования передано на праве оперативного управления бюджетному дошкольному образовательному учреждению.

Согласно п. 1.3 Устава БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации г.Омска. Департамент образования является структурным подразделением Администрации г.Омска. Департамент образования Администрации г.Омска несет обязательства по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в том числе и БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида», как учредитель.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Решения Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов из бюджета города Омска предоставляются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, и на иные цели.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 №640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.

Порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания из бюджета города Омска устанавливается муниципальными правовыми актами Администрации города Омска. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города Омска на иные цели устанавливаются Администрацией города Омска.

В целях выделения дополнительного финансирования департамент образования Администрации г.Омск вносит в департамент финансов и контроля Администрации г.Омска Предложение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись по расходам, лимитам бюджетных обязательств и кассовый план исполнения бюджета г.Омска, согласно п. 5 ст. 20 Решения Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска» (вместе с «Положением о департаменте образования Администрации города Омска»).

Однако, по настоящее время БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. В то же время, выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью для детей и персонала данного учреждения.

Факт отсутствия финансирования БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» для устранения нарушений, указанных в предписании Управления Роспотребнадзора по Омской области от 10.09.2015 № 1876/вп установлен в ходе рассмотрения Октябрьским мировым судом дела № 5-930/2017 (Постановление от 01.03.2017 мирового судьи судебного участка № 72 в Октябрьском судебном районе в г.Омске).

Иных доходов, кроме бюджетного финансирования, утвержденного бюджетом муниципального образования городской округ город Омска, учреждение не имеет.

Финансирование бюджетного учреждения осуществляет департамент финансов и контроля Администрации г.Омска, путем ведения лицевого счета главного распорядителя.

В соответствии с Решением Омского городского совета № 441 от 28.09.2011 «О Департаменте финансов и контроля Администрации г.Омска» департамент финансов и контроля Администрации г.Омска в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- составляет проект бюджета г.Омска на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет составление и введение сводной бюджетной росписи бюджета г.Омска, формирование и изменение лимитов бюджетных обязательств;

- ведет реестр расходных обязательств муниципального образования г.Омск;

- управляет единым счетом бюджета г.Омска;

- осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета г.Омска.

Целями департамента финансов и контроля Администрации г.Омска являются обеспечение реализации полномочий муниципального образования г.Омск в финансовой, бюджетной сфере, управление финансами муниципального образования г.Омск.

Из материалов дела видно, подтверждено в судебном заседании представителем истца, заведующей детского сада, что при первоначальной проверке 30.01.2017 детского сада специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области выявлены названные в иске нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении детским садом деятельности по обучению, воспитанию и питанию детей дошкольного возраста, в том числе, в нарушение вышеперечисленных требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, в связи с чем в адрес руководителя детского сада вынесено предписание об устранении недостатков в срок до 10.02.2018. Названные недостатки не устранены до настоящего времени (л.д. 15).

Согласно требованиям законодательства специалистом Управления Роспотребнадзора по Омской области было вновь выдано предписание №2256/вп от 05.03.2018 для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, деятельность детского сада в указанной части противоречит действующему законодательству, в том числе, требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, нарушая при этом гарантированные Конституцией Российской Федерации права детей на благоприятную учебную и воспитательную деятельность, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно п. 2, 15,16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273 – ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников организации, создание условий для занятия физической культурой и спортом.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организацией.

В связи с вышеизложенными правовыми нормами и обстоятельствами дела, учитывая, что выявленные в январе 2017 года недостатки в деятельности детского сада не устранены до настоящего времени, непринятие учреждением мер по соблюдению установленных требований не соответствует законодательству Российской Федерации, в связи с чем исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области о возложении на детский сад обязанности устранить нарушения вышеперечисленных обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подлежат удовлетворению.

Суд отмечает, что постановлением мирового судьи судебного участка №72 в Октябрьском судебном районе в г.Омске от 01.03.2017 БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» подвигнут административному наказанию по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ к штрафу в сумме 10 000 руб. (л.д. 6-7).

Суд приходит к выводу о том, что БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» не надлежаще исполняются предписания выданные Управлением Роспотребнадзора Омской области.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать действия БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства противоправными.

Обязать БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 02.12.2019, а именно:

- спальни групп № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 оборудовать стандартными кроватями (по длине и высоте ложа),

- на пищеблоке и в постирочной выполнить работы по приведению в рабочее состояние механической приточной системы вентиляции.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г.Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.С. Шафоростова

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2018 года.

Решение вступило в законную силу 05.06.2018 года.