НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 13.09.2018 № 2-2506/18

2-2506/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.,

при секретаре Шевченко Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 13 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Тарабанова Сергея Борисовича к АО «Омскоблавтотранс» о взыскании денежных средств, уплаченных работником в связи с осуществлением производственной деятельности работодателя, возмещении судебных расходов,

установил:

Тарабанов С.Б. обратился в суд с иском к АО «Омскоблавтотранс» о взыскании денежных средств, уплаченных им работником ответчиком в связи с осуществлением ответчиком производственной деятельности с применением грузовых транспортных средств, возмещении судебных расходов, указав в его тексте и в судебном заседании на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в АО «Омскоблавтотранс» водителем автомобиля КАМАЗ УРАЛ «Техпомощь», которое в силу закона подлежит его оборудованию тахографом, внешним компонентом которого является карта водителя. Работодатель данной картой его не обеспечил, в связи с чем для продолжения трудовой деятельности он был вынужден приобрести ее за счет личных средств в размере <данные изъяты>. Транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографом, он в собственности не имеет. Карта водителя необходима исключительно для осуществления ответчиком производственной деятельности по перевозке пассажиров. Его заявление о возмещении данных расходов работодатель оставил без ответа. Просил взыскать в его пользу расходы на приобретение карты водителя в сумме <данные изъяты> а также в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты>

Представитель истца Машкина С.Б., допущенная к участию в судебном заседании по устному ходатайству истца, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и истцом в судебном заседании.

Представитель АО «Омскоблавтотранс» Кузьмина Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве. Пояснила суду, что карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года, использовать ее может только лицо, на которое она оформлена. После увольнения из организации карта остается действующей. Данная карта не представляет ценности для организации, поскольку ее невозможно переоформить на другого водителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании пункта 1 части 2 статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Как предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что ответчик АО «Омскоблавтотранс» осуществляет производственную деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Омскоблавтотранс» и истцом был заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с которым истец как работник был принят на работу водителем 1 класса со стажировкой в линии. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному трудовому договору истец переведен водителем автомобиля КАМАЗ УРАЛ «Техпомощь» на основании приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-27).

За истцом ответчиком как работодателем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ закреплен служебный автомобиль «КАМАЗ-43101» гаражный (Техпомощь) для оказания технической помощи при поломке подвижного состава, закрепления, буксировки (л.д. 28).

Согласно статье 235 ТК РФ, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме.

В соответствии со статьями 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом правовой природы трудового спора обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и соблюдения трудовых прав работника возлагается на работодателя.

При этом работник с учетом обстоятельств конкретного дела не освобождается от обязанности подтвердить факт нарушения работодателем трудовых прав и соответствующими доказательствами обосновать обстоятельства, на которые он ссылается в качестве оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что согласно товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ истцом уплачены <данные изъяты>. за приобретение карты водителя, оформленной на его имя (л.д. 6).

С 01.04.2013 организации, эксплуатирующие транспортные средства на территории РФ, обязаны оснащать их тахографами (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.06.2012 №78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном").

Тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Правила использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

В состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты, одним из которых являются карты тахографа, к которым в том числе отнесена и карта водителя, обеспечивающая идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя (пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 4 Требований к тахографам).

Карта водителя соответствует Требованиям, предъявляемым к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 № 512 "Об утверждении Требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных" (п. 49 Требований к тахографам).

Карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года (п. 57, пп. 1 п. 91 Требований к тахографам). При повреждении карты водителя, неправильном ее функционировании, потере или краже по заявлению водителя, с которым он должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, ее выдающей, выдается новая карта (п. 11 Правил использования тахографов).В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество, стоимость которого превышает 40 000 руб.

Порядок бухгалтерского учета приобретенных карт водителя нормативно не установлен. Следовательно, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Приобретенные карты водителя служат техническим средством, применяемым при эксплуатации производственных транспортных средств, т.е. они используются при оказании (продаже) автотранспортных услуг третьим лицам (что свидетельствует об их способности приносить организации экономические выгоды) (пп. "а" п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997)). Срок использования изготовленных карт превышает 12 месяцев. Последующая перепродажа карт не предполагается.

Изготовленные карты водителя удовлетворяют критериям, перечисленным в пп. "а" - "г" п. 4 Положения по бухгалтерскому учету в соответствующих организациях "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, что позволяет принимать карты к учету в качестве объектов основных средств (ОС) и учитывать их в порядке, установленном ПБУ 6/01 (п. п. 4, 1 ПБУ 6/01).

Вместе с тем, учетной политикой организации может быть установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах установленного лимита, но не более 40 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В таком случае карты для тахографа, стоимость которых не превышает установленный учетной политикой лимит, учитываются как объекты МПЗ. При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

При принятии такого порядка учета фактическая себестоимость карт, равная в данном случае стоимости их изготовления (без учета принимаемого к вычету НДС), будет списана на затраты, связанные с оказанием автотранспортных услуг, на дату передачи карт в эксплуатацию (их выдачи для использования) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, п. п. 5, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, п. 38 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153).

В соответствии с учетной политикой организации приобретенные средства труда (в том числе карты тахографов), стоимость которых не превышает 40 000 руб., учитываются в составе материально-производственных запасов.

Для обеспечения сохранности карт водителя предусмотрена организация их учета на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 013 "Карты водителя". Поскольку карта водителя изготавливается персонально для каждого водителя, аналитический учет карт осуществляется путем их закрепления за владельцем. Списание карты водителя с забалансового учета производится в случае ее утраты или увольнения водителя.

С учетом указанных нормативных предписаний суд приходит к выводу о том, что обязанность оснастить автомобиль тахографом, внешней компонентой которого является карта водителя, федеральным законодательством предусмотрена лишь в отношении организаций и по поводу осуществляемой ими производственной деятельности, в связи с чем основания для возложения на истца как работника ответчика обязанности приобрести данную карту водителя отсутствуют. Доказательства приобретения ответчиком для истца карты водителя или возмещения истцу понесенных им в сумме <данные изъяты>. расходов на приобретение указанной карты суду не представлены, в связи с чем с учетом вышеприведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем взыскания с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных на приобретение истцом внешнего компонента тахографа – карты водителя денежных средств <данные изъяты>

При этом доводы стороны ответчика о том, что данная карта является персональной и может быть использована истцом после его увольнения, суд с учетом вышеприведенных обстоятельств отклоняет как не основанные на законе.

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец, в размере 400 руб.

На основании части 1 статьи 98, статьи 100 ГПК РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" с ответчика в пользу истца следует взыскать <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

При этом суд учитывает представленные доказательства фактического несения истцом расходов на оплату данных услуг в названном размере по договору оказания юридических услуг, заключенному ДД.ММ.ГГГГ истцом с Машкиной С.Б., по которому последняя приняла на себя обязательство оказать юридические услуги по правовому консультированию истца, составлению иска и представлению интересов истца в рассматриваемом гражданском процессе, а истец уплатил за оказание данных услуг <данные изъяты>. (л.д. 63).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21 января 2016 года № 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).

Уплаченную истцом за оказанные юридические расходы денежную сумму в размере <данные изъяты>. суд полагает соответствующей требованиям разумности и обеспечивающей необходимый баланс интересов сторон с учетом объема проделанной представителем истца и оказанных юридических услуг, представленных доказательств (составление иска и уточнения к нему, представления интересов истца в ходе досудебной подготовки и одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ), сложности и длительности рассмотрения дела, цены иска, всех обстоятельств дела.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб., исходя из удовлетворенных судом исковых требований имущественного характера в размере <данные изъяты>

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» (<данные изъяты>) в пользу Тарабанова Сергея Борисовича в возмещение затрат на приобретение внешнего компонента тахографа – карты водителя <данные изъяты> в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты>.

Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» <данные изъяты>) в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Селиверстова

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.

Судья Ю.А. Селиверстова

Копия верна.

Вступило в законную силу 18.10.2018.