НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 13.03.2019 № 2-727/19

2-727/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2019 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Шкутовой В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Омскшина» о возложении обязанности провести компенсационные мероприятия по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, провести перерасчет ущерба, нанесенного водным биоресурсам,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Октябрьский районный суд г. Омска к ПАО «Омскшина» с указанным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование указал, что ПАО «Омскшина» в соответствии с договором водопользования от 30.12.2015 , заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, осуществляет забор воды из реки Иртыш (1863 км от устья) в <адрес>.

21.10.2016 ПАО «Омскшина» получило заключение Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее Верхнеобское ТУ Росрыболовства) о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности в рамках материалов проектной документации «<данные изъяты>».

Обязательным условием согласования указанной деятельности является проведение ПАО «Омскшина» мероприятий по устранению последствий, негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания (компенсационных мероприятий) за 2016 год – в 2017 году, за 2017 год - после определения фактической величины ущерба водным биологическим ресурсам соответствующего ей количества выпускаемых водных биоресурсов.

Указанным заключением предусмотрено, что в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания ПАО «Омскшина» заключает договор со специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов на выпуск молоди (сеголеток) в водные объекты Иртышского бассейна.

В 2017 году запланировано осуществить выпуск 192 116 экз. молоди стерляди за 2016 год.

Также предусмотрено, что в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 ПАО «Омскшина» путем заключения договора со специализированной организацией организует проведение мониторинга за работой водозаборного сооружения и определения фактической эффективности выбранного рыбозащитного сооружения. После получения фактических данных об эффективности рыбозащитного сооружения выполненный расчет ущерба в 2016 году, а также компенсационные мероприятия за 2017 год будут корректироваться по результатам проведенного мониторинга.

В нарушение требований законодательства, а также условий выданного Верхнеобским ТУ Росрыболовства согласования деятельности, фактически компенсационные мероприятия ПАО «Омскшина» за 2016 год в 2017 году не проводились.

Кроме того не проведен мониторинг за работой водозаборного сооружения, и определения фактической эффективности выбранного рыбозащитного сооружения, следовательно, не осуществлены расчет причиненного ущерба водным биоресурсам и компенсационные мероприятия за 2017 год, что подтверждается представлением об устранении нарушений законодательства, внесенным Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя ПАО «Омскшина» 27.12.2018 , ответом ПАО «Омскшина» на указанное представление от 15.01.2019 , а также другими материалами проверки.

Просит возложить на ПАО «Омскшина» обязанность провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2016 , по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания за 2016 год в соответствии с требованиями законодательства. Возложить на ПАО «Омскшина» обязанность провести предусмотренный заключением о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2016 перерасчет ущерба, нанесенного водным биоресурсам в 2017 году, после которого выполнить компенсационные мероприятия за 2017 год по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания.

В судебном заседании помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме. Не возражал против установления в решении некоторого срока, в течение которого решение может исполняться.

Представитель ответчика ПАО «Омскшина» Тихонов М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал обоснованность требований прокурора о необходимости проведения мероприятий по устранению негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, вместе с тем просил установить срок исполнения решения по первому требованию – до 31.12.2019, по второму требованию – до 01.08.2020, поскольку для подращивания рыбы, получения разрешения на её выпуск, для проведения мониторинга требуется определенное время.

Представитель Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Глушук Я.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования прокурора.

Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска, руководствуясь следующим.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением от 18.12.2018 проведена проверка соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в деятельности ПАО «Омскшина», в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства, которые выразились в следующем.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- сохранение биологического разнообразия.

Поверхностные воды, растительный мир, животные и другие организмы и их генетический фонд как компоненты природной среды, в силу ст.1, ч.1 ст.4 Федерального закона № 7-ФЗ, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Федеральный закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, юридическое лицо заключает договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Согласно части 6 этой статьи порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно ч. 2 п.п. «б», «в», «з» которого мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

- производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;

- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно пункту 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, к мероприятиям по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания относится искусственное воспроизводство биоресурсов, которое осуществляется юридическими лицами в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, в порядке, установленном частью 7 статьи 45 Закона N 166-ФЗ.

В ходе проверки установлено, что ПАО «Омскшина» в соответствии с договором водопользования от 30.12.2015 , заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, осуществляет забор воды из реки Иртыш (<данные изъяты> в <адрес>.

21.10.2016 ПАО «Омскшина» получило заключение Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее Верхнеобское ТУ Росрыболовства) о согласовании осуществления вышеуказанной деятельности в рамках материалов проектной документации «<данные изъяты>».

Обязательным условием согласования указанной деятельности является проведение ПАО «Омскшина» мероприятий по устранению последствий, негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания (компенсационных мероприятий) за 2016 год – в 2017 году, за 2017 год - после определения фактической величины ущерба водным биологическим ресурсам соответствующего ей количества выпускаемых водных биоресурсов.

Указанным заключением предусмотрено, что в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания ПАО «Омскшина» заключает договор со специализированной организацией, занимающейся искусственным воспроизводством водных биоресурсов на выпуск молоди (сеголеток) в водные объекты Иртышского бассейна.

В 2017 году запланировано осуществить выпуск 192 116 экз. молоди стерляди за 2016 год.

Также предусмотрено, что в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года ПАО «Омскшина» путем заключения договора со специализированной организацией организует проведение мониторинга за работой водозаборного сооружения и определения фактической эффективности выбранного рыбозащитного сооружения. После получения фактических данных об эффективности рыбозащитного сооружения выполненный расчет ущерба в 2016 году, а также компенсационные мероприятия за 2017 год будут корректироваться по результатам проведенного мониторинга. В нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также условий выданного Верхнеобским ТУ Росрыболовства согласования деятельности, фактически вышеуказанные компенсационные мероприятия ПАО «Омскшина» за 2016 год в 2017 году не проводились.

Кроме того не проведен мониторинг за работой водозаборного сооружения, и определения фактической эффективности выбранного рыбозащитного сооружения, следовательно, не осуществлены расчет причиненного ущерба водным биоресурсам и компенсационные мероприятия за 2017 год, что подтверждается представлением об устранении нарушений законодательства, внесенным Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя ПАО «Омскшина» 27.12.2018 , ответом ПАО «Омскшина» на указанное представление от 15.01.2019 , а также другими материалами проверки.

Таким образом, нарушены интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Согласно ч. 1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В силу положений статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Представитель ответчика ПАО «Омскшина» Тихонов М.Ю. просил установить срок исполнения решения по первому требованию – до 31.12.2019, по второму требованию – до 01.08.2020, поскольку для подращивания рыбы, получения разрешения на её выпуск, для проведения мониторинга требуется определенное время. В обоснование представил запросы в компетентные организации и ответы, в том числе о необходимых сроках.

Данные сроку суд находит чрезмерными.

Искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 N 99, пунктом 3 которого установлено, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства, формируемыми на основании соответствующих заявлений юридических лиц, как это предусмотрено пунктами 6 и 8 Приказа Минсельхоза России от 20.10.2014 N 395 "Об утверждении Порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов".

Указанные заявления в соответствии с пунктом 44 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 09.07.2015 N 290, представляются в территориальный орган Росрыболовства не позднее чем за 2 месяца до начала осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, указанных в заявлении.

Из представленных представителем ответчика документов следует, что подращивание и выпуск молоди стерляди может быть осуществлен в сроки до 30 июня 2019 года и до 30 июля 2019 года (в зависимости от веса) (л.д.38).

В этой связи срок для выполнения компенсационных мероприятий по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания за 2016 год суд находит возможным установить до 30.09.2019 включительно, учитывая, что данный срок уже пропущен более чем на год. Сведений о целесообразности выпуска молоди рыб в более поздние сроки, до 31.12.2019, суду не представлено.

Срок для проведения мониторинга работы водозаборного сооружения и определения фактической эффективности выбранного рыбозащитного сооружения, с последующим перерасчетом ущерба, нанесенного водным биоресурсам в 2017 году, и выполнения в случае необходимости компенсационных мероприятий за 2017 год по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, суд полагает возможным установить до 30.06.2020 включительно. В данном вопросе суд руководствуется сведениями Новосибирского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» (л.д.36), где указано, что срок выполнения соответствующих работ составит 14 месяцев.

Прокурор и представитель Росрыболовства не смогли представить надлежащего обоснования меньших сроков, нежели определено судом с учетом выполнения необходимых работ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ПАО «Омскшина» в доход местного бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей, от уплаты которой при подаче искового заявления освобожден прокурор.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Омскшина» о возложении обязанности провести компенсационные мероприятия по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, провести перерасчет ущерба, нанесенного водным биоресурсам, удовлетворить в полном объеме.

Возложить на ПАО «Омскшина» обязанность провести в срок до 30.09.2019 включительно компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2016 , по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания за 2016 год в соответствии с требованиями законодательства.

Возложить на ПАО «Омскшина» обязанность провести предусмотренный заключением о согласовании деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 21.10.2016 перерасчет ущерба, нанесенного водным биоресурсам в 2017 году, после которого выполнить компенсационные мероприятия за 2017 год по устранению последствий негативного воздействия деятельности по забору воды из р. Иртыш на состояние водных биоресурсов и среды их обитания. Срок для исполнения установить до 30.06.2020 включительно.

Взыскать с ПАО «Омскшина» в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Г. Глазкова

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2019 года.

Судья Т.Г. Глазкова

Решение вступило в законную силу 19.04.2019.