НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 10.05.2018 № 12-85/18

12-85/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

10 мая 2018 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН <***>, адрес: 105005, <адрес>Б, почтовый адрес: 644046, <адрес>, ул. 16 военный городок, в/ч 77112.

на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Омской области по делу об административном правонарушении, вынесенное 19 марта 2018 года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000,00 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в ненадлежащем оформлении трудовых договоров работников ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), а именно - в трудовых договорах не указаны разряд по профессиям работников, условия оплаты труда (доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, в том числе размеры доплат за работу во вредных условиях труда (в том числе до проведения специальной оценки условий труда), размер доплаты за работу в ночное время).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Октябрьский районный суд г. Омска с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, указав, что в трудовых договорах работников котельной ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН не указаны разряды по профессиям ввиду того, что они не предусмотрены штатным расписанием Учреждения. Трудовые договоры заключены с работниками на основании типовой формы трудового договора, утвержденной приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 21.03.2017 «О приеме на работу в федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации». В пункте 2.3. типовой формы трудового договора указано, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (доплата, надбавка, другие выплаты) производятся в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (вместе с «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации»). В этой связи конкретные выплаты компенсационного характера в трудовых договорах работников не указаны. На основании вышеуказанного приказа, а также приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» работникам ЖКС Учреждения установлены выплаты компенсационного характера:

- за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Также приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 17.04.2017 «О доплатах гражданскому персоналу за вредные и (или) опасные условия труда» утвержден Перечень должностей гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которому положено повышение должностного оклада (тарифной ставки) до проведения специальной оценки условий труда. На основании данного Перечня до проведения специальной оценки условий труда работникам ЖКС Учреждения осуществлено повышение должностных окладов (тарифных ставок). Отсутствие в трудовых договорах с работниками конкретных выплат компенсационного характера не является основанием для их невыплаты, следовательно, все выплаты работникам производились и производятся в полном объеме, что подтверждается выданными расчетными листками. 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681, в адрес филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН было внесено представление от 22.09.2017 об устранении нарушений закона. Во исполнение данного представления Учреждением подготовлены дополнительные соглашения к трудовым договорам работников, в которых указаны конкретные выплаты компенсационного характера. В виду удаленности местонахождения ЖКС (<адрес>), оригиналы данных дополнительных соглашений были направлены в адрес ЖКС почтой. 13.03.2018 работники ЖКС отказались подписать направленные им дополнительные соглашения к трудовым договорам, мотивируя свой отказ несогласием с пунктом 4.3, о чем 28.03.2018 был составлен соответствующий акт об отказе от подписи. Таким образом полагает, что Учреждение выполнило все меры по устранению нарушений по обеспечению норм и требований действующего трудового законодательства. Считает, что в данном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Срок для обжалования не пропущен.

В судебном заседании защитник законного представителя юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы.

Заместитель военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть56681 ФИО2 в судебном заседании возражал против отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку представление об устранении нарушений требований трудового законодательства при заключении трудовых договоров с работниками было внесено в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации за полгода до вынесения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. В отношении штатного расписания полагает, что оно не предусматривает разряды по профессиям также в нарушение требований трудового законодательства.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд не находит оснований для его отмены либо изменения, руководствуясь следующим.

Дело рассматривается Октябрьским районным судом г. Омска, поскольку ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) дислоцируется на территории 16 военного городка в Октябрьском административном округе г. Омска. Данное место совершения административного правонарушения – место нахождения отдела, где оформлялись и подписывались трудовые договоры – указано в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области.

В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом (часть первая статьи 16 названного Кодекса).

Требования к содержанию трудового договора установлены статьёй 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора.

Как усматривается из материалов дела, на основании коллективного обращения работников котельной филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, обусловленного нарушением трудовых прав (незаключение трудовых договоров, отсутствие начисления районного коэффициента, отсутствие доплат за вредные условия труда, отсутствие СОУТ), 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 проведена проверка совместно с должностными лицами Государственной инспекции труда в Омской области. По результатам проверки в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) ЮК военным прокурором 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 сЮ внесено представление об устранении нарушений закона от 08.08.2017 за исх. – не заключены трудовые договоры на протяжении более 3 месяцев, нет приказов о приеме на работу в отношении некоторых работников, не выплачивается процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, работники не обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

22.09.2017 в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) ЮК военным прокурором 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 СЮ. вновь внесено представление об устранении нарушений закона за исх. – в трудовых договорах работников котельной ЖКС и ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) не указаны разряд по профессиям рабочих, размер доплаты за работу в ночное время, не проведена специальная оценка условий труда, тарифные ставки работникам не повышены, в трудовых договорах не прописаны, выплата заработной платы осуществляется с задержкой.

В январе 2018 года в 22 военную прокуратуру армии, войсковая часть 56681 повторно поступило коллективное обращение работников котельной жилищно-коммунальной службы (<адрес>) жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), обусловленное нарушением трудовых прав работников.

Как установлено в ходе очередной проверки, филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) действенные меры по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам работников ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), в части установления разрядов по профессиям работников, условиям оплаты труда (доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, а также размеры доплат за работу во вредных условиях труда (в том числе до проведения специальной оценки условий труда), размер доплаты за работу в ночное время) не приняты.

По результатам проверки заместитель военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 ПА. ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указаны нарушения требований к содержанию трудового договора, которые выразились в следующем.

Совместной проверкой установлено, что начальником ЖЭ(К)О 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) АА на основании доверенности / от 31.03.2017 заключены следующие трудовые договоры: № -ир от 03.04.2017 с ВП (слесарь-ремонтник), от 01.04.2017 с ВВ (слесарь-ремонтник), от 01.04.2017 с ВВ. (оператор котельной), от 01.04.2017 с АА (слесарь-ремонтник), от 17.01.2017 с СС (слесарь-ремонтник), от 01.04.2017 с АС (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования), от 01.04.2017 с АВ (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования), от 01.04.2017 с ВЛ (машинист насосных установок), от 01.04.2017 с МО (начальник смены в котельной), от 01.04.2017 с СВ (начальник смены в котельной), от 01.04.2017 с ГГ (машинист насосных установок), от 03.04.2017 с ВБ (начальник котельной), от 01.04.2017 с РР (оператор котельной), от 01.04.2017 с ВИ (оператор котельной), от 01.04.2017 с ЛБ (аппаратчик химводоочистки), от 01.04.2017 с ИЛ. (аппаратчик химводоочистки). Указанные трудовые договоры были оформлены на основании типовой формы трудового договора, утверждённой приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 21.03.2017 «О приеме на работу в федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации».

В соответствии с заключениями Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21.09.2017 и Государственной инспекции труда в Омской области от 02.02.2018 в трудовых договорах работников котельной ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) не указаны разряд по профессиям работников, условия оплаты труда (доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, в том числе размеры доплат за работу во вредных условиях труда (в том числе до проведения специальной оценки условий труда), размер доплаты за работу в ночное время). Ввиду ненадлежащего оформления трудовых договоров работникам указанной службы не известно, из чего складывается размер заработной платы.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.

Факт совершения Учреждением указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности – постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, трудовыми договорами с указанными работниками, заключениями Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21.09.2017 и Государственной инспекции труда в Омской области от 02.02.2018 .

Доводы жалобы об указании в пункте 2.3 типовой формы трудового договора отсылки на то, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера (доплата, надбавка, другие выплаты) производятся в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (вместе с «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации»), не являются состоятельными, поскольку в представленных в материалы дела об административном правонарушении трудовых договорах с вышеуказанными работниками такой отсылочной позиции не существует.

При возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении защитник законного представителя юридического лица не имел возражений против вменяемого списка нарушений.

Представленные в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении описи ознакомления работников с документами, регулирующими труд гражданского персонала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как доказательства того обстоятельства, что работники были ознакомлены дополнительно с условиями оплаты их труда, суд оценивает критически, поскольку подавляющее большинство дат об ознакомлении указано в апреле 2017 года, в то время, как большая часть документов об условиях труда и оплаты труда, указанных в описях, датирована маем 2017 года. Таким образом, не исключается, что данные документы могли быть составлены и непосредственно перед рассмотрением жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Для должностей слесарь-ремонтник (2-8), оператор котельной (2-6), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (2-6), машинист насосных установок (2-6), аппаратчик химводоочистки (1-4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94., утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, предусматривает наличие указанного в скобках диапазона тарифных разрядов. Отсутствие факта установления тарифных разрядов в штатном расписании Учреждения, неуказание тарифных разрядов и тарифных ставок в трудовых договорах работников предоставляет возможность для работодателя эксплуатировать труд работника в условиях более высокой сложности, при этом в отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков рабочих, а оплачивать данные работы по более низким тарифным ставкам.

В этой связи подлежит отклонению довод жалобы о том, что в трудовых договорах работников котельной не указаны разряды по профессиям ввиду того, что они не предусмотрены штатным расписанием Учреждения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных законом.

Нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Что касается ходатайства о признании содеянного правонарушения малозначительным, суд не считает возможным удовлетворить его, поскольку содеянное посягает на основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности на такие как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Принимая во внимание характер допущенных нарушений трудового законодательства, по факту выявления которых до момента привлечения к административной ответственности военный прокурор предварительно вынес представление об устранении нарушений закона, оставленное без исполнения Учреждением, учитывая пренебрежительное отношение руководства Учреждения к соблюдению трудовых прав гражданского персонала, отказ от применения мер административной ответственности может способствовать размыванию правового режима законности в трудовых правоотношениях.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 19 марта 2018 начальником отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Омской области, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000,00 рублей,

оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: ____________________ Т.Г. Глазкова

Решение вступило в законную силу 13.06.2018.

Апелляционным определением Омского областного суда от 13.06.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.