НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область) от 04.10.2018 № 2А-2612/18

2а-2612/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 4 октября 2018 года

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Неделько О.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска к Кузавко Андрею Петровичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика недоимки по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 54 рубля, пеня за период со 2 по 10 декабря 2017 года в размере 0 рублей 13 копеек; транспортному налогу в размере 10 711 рублей 69 копеек, пени за период со 2 по 10 декабря 2017 года в размере 24 рубля 89 копеек. Всего на общую сумму 10 790 рублей 71 копейка.

4 октября 2018 года в приемную Октябрьского районного суда города Омска поступило заявление представителя административного истца – инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска, в котором административный истец отказался от административного иска в части взыскания задолженности по транспортному налогу в размере 5 200 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 41 копейка (л.д. 67).

Определением Октябрьского районного суда города Омска от 4 октября 2018 года, постановлено: «Принять отказ административного истца Инспекции ФНС России по ОАО города Омска от административного иска к Кузавко Андрею Петровичу в части взыскания задолженности по транспортному налогу в размере 5 200 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20 рублей 41 копейка. Производство по административному делу в указанной части прекратить».

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании 26 сентября 2018 года административный ответчик Кузавко А.П. возражал относительно взыскания с него задолженности по транспортному налогу, рассчитанному в отношении объекта налогообложения маломерное (гребное) судно «Штиль - 330», так как указанное транспортное средство не оснащено мотором, является весельной лодкой. Не возражал относительно взыскания судом недоимки по транспортному налогу в оставшейся части (без учета маломерного судна) и налогу на имущество физических лиц.

Судом обязательным участие в судебном заседании административного ответчика и административного истца не признавалось.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено Законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Порядок и размеры уплаты транспортного налога регламентированы положениями главы 28 Налогового кодекса РФ и Законом Омской области от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ «О транспортном налоге».

Плательщиками транспортного налога признаются физические лица – собственники транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На основании статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 358, пунктом 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ, следует, что не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Налоговым периодом признается календарный год, налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статьи 360, 363 НК РФ в редакции на момент возникновения спорных отношений).

Статьей 359 Кодекса установлено, что налоговой базой для исчисления транспортного налога в отношении водных транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как единица транспортного средства.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500 (далее по тексту – Правила регистрации маломерных судов), моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

В соответствии со статьей 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

В силу пункта 22 Правила регистрации маломерных судов зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесенной на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.

Из пункта 25 Правил регистрации маломерных судов регистрационный номер моторного (парусно-моторного) судна состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих присвоенному номеру государственной регистрации в судовой книге. Первая буква «Р» обозначает Российскую Федерацию, вторая и третья – субъект Российской Федерации, в котором зарегистрировано судно. Литеры регистрационных номеров по субъектам Российской Федерации утверждаются МЧС России (приложение N 6). Номер для судна, являющегося собственностью физического лица, записывается в виде буквы «Р», четырехзначного числа и двух букв (например: Р 00-24 МО), номер для судна, являющегося собственностью юридического лица, записывается в виде трех букв и четырехзначного числа (например: РМО 11-02). Гребным и несамоходным судам буква «Р» не присваивается.

Из представленных в материалы дела административным истцом документов следует, что Кузавко А.П., ДД.ММ.ГГГГ, в спорный период, являлся собственником транспортных средств: MERSEDES BENZ, 1992 года выпуска (дата регистрации – 7 июня 2013 года, дата прекращения регистрации – 7 июня 2013 года); TOYOTA CAMRY GRACIA, 1998 года выпуска (дата регистрации – 15 марта 2014 года, дата прекращения регистрации – 20 июня 2015 года); моторная лодка, 1972 года выпуска, государственный регистрационный знак 30-63ОГ, а также объектов недвижимости: <адрес> (дата регистрации – 13 августа 1998 года, дата прекращения регистрации – 10 февраля 2017 года) (л.д. 6-7).

Согласно ответу ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области» от 28 сентября 2018 года, Кузавко А.П., зарегистрировал 24 апреля 2012 года маломерное (гребное) судно «Штиль - 330» заводской , при государственной регистрации судну присвоен бортовой ОГ, и выдан судовой билет, удостоверяющий право собственности на судно <адрес>. До настоящего времени судно не исключено из реестра маломерных судов (л.д. 64).

Согласно ответу МОГТО и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области от 1 октября 2018 года, следует, что по данным ФИС ГИБДД-М, на имя Кузавко А.П. в настоящее время зарегистрированных транспортных средств, не значится (л.д. 66).

В адрес ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на необходимость осуществить оплату транспортного налога за 2014-2016 гг. в размере 13 600 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 458 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 54 рубля (л.д. 8-10). На основании статей 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В подтверждение направления требований в адрес ответчика истцом представлены списки заказных отправлений.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и наличием задолженности по оплате транспортного налога за 2014-2016 гг. в размере 12 357 рублей, пени по транспортному налогу за период со 2 по 10 декабря 2017 года в размере 30 рублей 59 копеек, налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 54 рубля, пени за период со 2 по 10 декабря в размере 0 рублей 13 копеек в адрес административного ответчика, с указанием на наличие задолженности направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляются пени, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в это время.

Статья 48 НК РФ предусматривает возможность обращения налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей (до марта 2013 года 1 500 руб.), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В пределах установленного шестимесячного срока налоговый орган – 22 мая 2018 года обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске.

25 мая 2018 года мировым судьей судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 указанной выше задолженности по налогам и пени.

22 июня 2018 года получив копию судебного приказа Кузавко А.П. воспользовавшись своим правом предоставления возражения относительно исполнения судебного приказа, представил заявление об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка в Октябрьском судебном районе в городе Омске от 22 июня 2018 года судебный приказ в отношении административного ответчика отменен (л.д. 4).

Согласно указанным документам, а также расчету, предоставленному административным истцом задолженность по налогам, пени у административного ответчика в спорный период возникла в отношении следующих объектов налогообложения: транспортных средств: TOYOTA CAMRY GRACIA, 1998 года выпуска (дата регистрации – 15 марта 2014 года, дата прекращения регистрации – 20 июня 2015 года); моторная лодка, 1972 года выпуска, государственный регистрационный знак 30-63ОГ, а также объектов недвижимости: <адрес> (дата регистрации – 13 августа 1998 года, дата прекращения регистрации – 10 февраля 2017 года).

Расчет задолженности по недоимке по налогу на имущество физических лиц и пени на данный налог судом проверен и признан верным, стороной административного ответчика не оспаривался.

Вместе с тем, суд не может согласиться с требованиями административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 гг. и пени по транспортному налогу за период со 2 по 10 декабря 2017 года, рассчитанного в отношении объекта, по мнению административного истца, подлежащего налогообложению – моторной лодки, 1972 года выпуска, государственный регистрационный знак 30-63ОГ, при отсутствии доказательств о наличии у судна двигателя или подвесных моторов, так как согласно ответу, представленному ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области», указанный объект является маломерным (гребным) судном, а не моторной лодкой, что также подтверждается отсутствием в государственном регистрационном (бортовом) номере, указанного судна буквы «Р», в связи с чем, с учетом положений пункта 1 подпункта 2 статьи 358 НК РФ, указанное административным истцом транспортное средство объектом налогообложения является не может, и у ответчика обязанности по уплате налога в отношении данного транспортного средства не возникает.

На основании изложенного судом произведен расчет размера задолженности административного ответчика по уплате транспортного налога и пени в спорный период с учетом исключения из расчета административного истца задолженности по транспортному налогу в отношении моторной лодки, 1972 года выпуска, государственный регистрационный знак 30-63ОГ, проведенной административным ответчиком и отраженной в расчете административного истца оплаты в размере 1 242 рубля 41 копейки (27 ноября 2017 года):

- задолженность по транспортному налогу: 1 750 рублей + 1 050 рублей – 1 242 рубля 41 копейка = 1 557 рублей 59 копеек;

- задолженность по пени по транспортному налогу за период со 2 по 10 декабря 2017 года: 1 557 рублей 59 копеек * 8,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) * 9 (количество дней просрочки) / 300= 3 рубля 86 копеек).

При данных обстоятельствах, поданный административный иск подлежит удовлетворению в части, поскольку срок обращения в суд истцом не пропущен, а ответчиком обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год, 2015 год в размере 1 557 рублей 59 копеек, пени за период со 2 по 10 декабря 2017 года в размере 3 рубля 86 копеек; налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год в размере 54 рубля, пени за период со 2 по 10 декабря 2017 года в размере 0 рублей 13 копеек, не исполнена, доказательств иного в суд не представлено.

Требования истца в части взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 гг. и пени по транспортному налогу за период со 2 по 10 декабря 2017 года, начисленных в отношении объекта налогообложения – моторная лодка, 1972 года выпуска, государственный регистрационный знак 30-63ОГ, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ, статьей 333.19 НК РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ взыскать с Кузавко Андрея Петровича в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец при подаче иска был освобожден.

Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Кузавко Андрея Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в бюджет Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска:

- задолженность по транспортному налогу за 2014 год, 2015 год в размере 1 557 рублей 59 копеек, пени за период с 2 декабря по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 рубля 86 копеек.

- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год в размере 54 рубля, пени за период с 2 декабря по 10 декабря 2017 года в размере 0 рублей 13 копеек.

Указанные суммы перечислить по реквизитам:

Расчетный счет 401 018 101 000 000 10000 ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, г. Омск;

БИК 045209001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Омской области (ИФНС России по ОАО г. Омска);

ИНН 55 06057427, КПП 550601001,

ОКТМО 52701000

Код бюджетной классификации:

- 18210604012021000110 – транспортный налог;

- 18210604012022100110 – пени по транспортному налогу;

- 18210601020041000110 – налог на имущество физических лиц;

- 18210601020042100110 – пени по налогу на имущество физических лиц.

Взыскать с Кузавко Андрея Петровича в доход местного бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись О.С. Неделько

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 9 октября 2018 года.

Судья подпись О.С. Неделько

Вступило в з/с 10.11.2018