Дело №2-2870/2020
54RS0007-01-2019-006536-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Барейша И.В.,
при секретаре Кузнецовой Ю.С.,
при помощнике Горькой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синяковой Марии Владимировны, Синякова Дениса Викторовича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Синяковой Дианы Денисовны, Синякова Михаила Денисовича к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, освобождении от обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Фонду модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, обязании произвести перерасчет.
В исковом заявлении истцы указывают, что Синякова Мария Владимировна, Синяков Денис Викторович и несовершеннолетние дети Синякова Диана Денисовна и Синяков Михаил Денисович, являются собственниками (общая долевая собственность) <адрес>, расположенной в блок-секции в многоквартирном многосекционном доме по адресу: <адрес>.
Квартира принадлежит истцам на основании договора купли-продажи № №
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года № 524-п Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области с августа 2014 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области № 262п от 06.09.2016 г. (в ред. 27.12.2016г.) у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Указанное Постановление Правительства Новосибирской области распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после 27 ноября 13 года (даты утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке актуализации после 30.06.2015 года.
Многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года № 524-п 01.12.2015 года, что подтверждается общедоступной информацией, размещенной на сайте Ответчика http://www.fondgkh-nso.ru/.
Истцы являются собственниками квартиры, расположенной в блок-секции № 3, введенной эксплуатацию только 31 августа 2017 года. Право собственности, как и обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводился в эксплуатацию посекционно, что подтверждается разрешением на ввод объекта «Блок-секции № 3,4,5 жилого дома с автостоянкой - V этап строительства жилых домов со встроенными помещениями административного назначения, подземной автостоянки, трансформаторной станции и центрального теплового пункта» №- 54-Ru54303000-124-2017 от 31.08.2017г., 54- 303000-124и-2017 от 03.11.2017 г., с изменениями и Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 05.12.2017г. при первичной государственной регистрации права собственности за АО «Желдорипотека».
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, может возникнуть только по истечении 5 лет после возникновения права собственности на квартиру, поскольку /дата/, когда жилой дом по <адрес> был включен в региональную программу, секция № указанного дома не была построена и сдана в эксплуатацию.
В ноябре 2018 г. ответчиком в адрес истцов было направлено письмо с требованием погасить долг, возникший из-за неуплаты взносов в Фонд капитального ремонта. На октябрь 2019 г. истцами оплачено 1807, 27 рублей.
С ноября 2018г. в адрес истцов поступали письма-квитанции об оплате задолженности, что причиняло им нравственные и душевные страдания.
На основании вышеизложенного истцы просят суд признать незаконными начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № дома, расположенного по адресу: <адрес> до истечения 5 лет, обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая на декабрь 2019 года составляет 13 896,65 руб.; взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области сумму оплаченных ранее взносов за капитальный ремонт в размере 1 807,27 руб., судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей, а также моральный вред 10 000 рублей.
В судебное заседание истцы не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования иска поддержали.
Представитель ответчика – Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области – по доверенности Новикова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица – Министерства ЖКХ и энергетики НСО в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований иска по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что Синякова Мария Владимировна, Синяков Денис Викторович и несовершеннолетние дети Синякова Диана Денисовна и Синяков Михаил Денисович являются собственниками <адрес>, расположенной в блок-секции в многоквартирном многосекционном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Квартира принадлежит истцам на основании договора купли-продажи № № (л.д.17-20, 22-28).
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция 3, в которой находится квартира истцов, введена в эксплуатацию /дата/, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.40).
Многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года № 524-п, 01.12.2015 года.
Истцам были начислены вносы на капитальный ремонт как собственникам помещения в многоквартирном жилом доме.
В период с апреля по октябрь 2019 г. истцами оплачены взносы на капитальный ремонт на общую сумму 1 807, 27 рублей (платежные квитанции л.д. 50-57).
Согласно отчету по начисления и оплатам по ЛС задолженность по лицевому счету №, по состоянию на декабрь 2019 года составила с учетом пени 13 896, 65 рублей.
Дом по адресу <адрес>, включен в региональную программу капитального ремонта /дата/ без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию – /дата/.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 26 декабря 2012 года) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ, взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 года №360-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года №524-п.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 года №262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016 года, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после 30.06.2015 года, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (пункт 2).
Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям после 30.06.2015 года, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Ссылка на иную судебную практику не состоятельна, так как она преюдициального значения не имеет.
Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.
Суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт истцу с 01.12.2015 года в отношении принадлежавшей им на праве собственности квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, не имеется, при этом, суд исходит из следующего
Судом установлено, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу г <адрес>, в которой расположена квартира, принадлежащая истцам введена в эксплуатацию /дата/, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство об оплате взносов на капитальные ремонт у истцов не наступило.
Соответственно начисления Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № жилого дома по адресу: <адрес>117, подлежат признанию незаконными.
В связи с чем, суд обязывает Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая на декабрь 2019 года составляла с учетом пени 13 896, 65 рублей.
Кроме того суд считает подлежащим удовлетворению требование иска о взыскании с ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Синяковой Марии Владимировны, Синякова Дениса Викторовича солидарно суммы ранее оплаченных взносов в общем размере 1807, 27 рублей.
Кроме того истцы в исковом заявлении просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, однако суд полагает данные требования не подлежащими удовлетворению.
Оценивая обоснованность требования иска о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд учитывает, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Судом установлено, что ответчиком были неправомерно начислены взносы по капительному ремонту за указанный период, но компенсация морального вреда в результате нарушения имущественных прав истцов законом не предусмотрена. Доказательств нарушения ответчиком нематериальных благ истцов (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающих личные неимущественные права истца суду не представлено.
Таким образом, поскольку доказательств совокупности условий для возложения в данном случае на ответчика обязанности по компенсации морального вреда не имеется, суд считает необходимым в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Синяковой Марии Владимировны, Синякова Дениса Викторовича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Синяковой Дианы Денисовны, Синякова Михаила Денисовича – удовлетворить частично.
Признать незаконным начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № жилого дома по адресу: <адрес><адрес> до истечения пяти лет.
Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая на декабрь 2019 года составляла с учетом пени 13 896, 65 рублей.
Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Синяковой Марии Владимировны, Синякова Дениса Викторовича солидарно сумму ранее оплаченных взносов в общем размере 1807, 27 рублей.
Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Синяковой Марии Владимировны расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна, подлинник решения суда подшит в материалах гражданского дела №2-2870/2020, которое хранится в Октябрьском районном суде города Новосибирска.
Судья