НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край) от 25.05.2018 № 2А-1635/2018

Дело № 2а-1635/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Головина А.Ю.,

помощника прокурора г. Новороссийска Пемпусь Ю.С.,

c участием: представителя административного истца по доверенности Нестеровой В.В., представителя административного ответчика по доверенности Ефимовой Е.Б.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МУП «Водоканал города Новороссийска» к Администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Водоканал города Новороссийска» обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений от 21.05.2018 г.) к Администрации МО г. Новороссийск с требованиями:

- о признании недействующим постановления Администрации МО г. Новороссийск от 18.12.2017 г. № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» раздел № 1 п. 1.2 изложения приложения № 1 в части установления для МУП «Водоканал» тарифа без НДС на питьевую воду и на водоотведение на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в г. Новороссийске, в сельском округе Абрау-Дюрсо, сельских округах Раевский, Глебовский, Натухаевский, с. Борисовка, и в части определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы раздел № 1 п. 1.4 и п. 1.5 на 2018 год, как не соответствующее законодательству Российской Федерации;

- об обязании Администрацию МО г. Новороссийск внести изменения в раздел 1 постановления Администрации МО г. Новороссийск от 18.12.2017 г. № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» в п. 1.4 в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - на 2018 год в размере 1 071 006,51 тыс.рублей, в. п. 1.5 в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - на 2018 год в размере 352 873,86 тыс.рублей;

- об обязании Администрацию МО г. Новороссийск внести изменения в приложение к постановлению Администрации МО г. Новороссийск от 18.12.2017 г. № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» в приложение № 1, утвержденное постановлением Администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 в части установления тарифа без НДС для МУП «Водоканал» в г. Новороссийске в сельском округе Абрау-Дюрсо, сельских округах Раевский, Глебовский, Натухаевский, с. Борисовка на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г., с учетом экономически обоснованных расходов и недополученных доходов МУП «Водоканал», неучетенных при установлении тарифа на 2018 год.

В обоснование административного иска указано, что МУП «Водоканал города Новороссийска» с 01.03.2013 г. осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Новороссийск. Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 20.02.2014 г. № 1303 МУП «Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск, за исключением зоны деятельности ОАО «Черномортранснефть», ПК «Шесхарис», зоны деятельности Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению — структурного подразделения центральной дирекции по теплоснабжению — филиала ОАО «Российские железные дороги». Администрацией МО город Новороссийск, в рамках переданных отдельных государственных полномочий, принято постановление № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы», которое опубликовано в СМИ - «Официальный Новороссийск», № 68, 25.12.2017 г. Данным постановлением установлены и введены долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на 2016-2018 годы, согласно приложению № 1 (с разбивкой на календарные периоды). При расчете тарифов методом индексации и при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной МУП «Водоканал», органом регулирования неправомерно исключена плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду), исключено обязательное страхование ВХК, а также неправомерно скорректированы (уменьшены) расходы на водный налог, на аренду имущества и аренду земельных участков, исключены недополученные доходы за 2016 год скорректирован резерв по сомнительным долгам, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере) водоснабжения и водоотведения». Величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки, а также основания принятия такого решения приведены в таблице согласно экспертного заключения от 11.12.2017 г. № 06.3.1-97/17, указанной в административном иске. При принятии оспариваемого постановления Администрацией МО г. Новороссийск не учтено следующее. Согласно документам плата за НВОС не включена в административные расходы сч. 26, а также согласно расчету налоговой базы по водному налогу на 2018 год и расчета фактической платы (за 2016 год по договорам водопользования) в валовую выручку необходимо включить сумму по налогам и сборам в размере 2 597,75 тыс. рублей. Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48; - 52 Основ ценообразования. В Постановлении Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 базовый уровень операционных расходов установлен в размере 293 200,25 тыс. руб. т.е. ниже расчетных (утвержденный базовый уровень операционных расходов МУП «Водоканал» составляет 321722,15 тыс. руб.), что противоречит, постановлению Правительства № 406 «Основ ценообразования». В связи с этим, при заполнении шаблонов во избежание превышения базового уровня операционных расходов, административные расходы МУП «Водоканал» уменьшены на 28521,9 тыс. рублей и отражены по статье «обязательное страхование ВКХ». Таким образом, исключение данных административных расходов неправомерно. Исключая расходы по сомнительным долгам в объеме 5 802,35 тыс. рублей, Администрация указала, что отсутствует обоснование объема фактического списания дебиторской задолженности в соответствии с решениями судов о признании задолженности невозможной к взысканию за 2016 год. Вместе с тем, согласно пункту 42 Основ ценообразования данные расходы определяются в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. Расходы по сомнительным долгам учитываются по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные (пункт 26 Методических указаний № 1746-э). Расход по сомнительным долгам МУП «Водоканал» подтверждается отчетом о финансовых результатах за январь — декабрь 2016 года. Таким образом, исключение расходов по сомнительным долгам в объеме 5 802,35 тыс. рублей неправомерно. Исключая расходы на аренду имущества и аренду земельных участков в размере 3 918,19 тыс. руб. по водоснабжению и 616,17 тыс. руб. по водоотведению Администрация муниципального образования город Новороссийск указала, что данные расходы скорректированы согласно сводному реестру договоров. Вместе с тем, Администрация муниципального образования город Новороссийск не учла расходы по договору аренды административного здания по ул. Мысхакское шоссе, 48 в г. Новороссийске. Администрацией муниципального образования город Новороссийск исключены недополученные доходы за 2016 год. В соответствии с пунктами 15 Основ ценообразования и 12 Методических указаний в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. За 2016 год МУП «Водоканал» понесло расходы в размере 130 579,24 тыс. руб. по водоснабжению и 70 105,46 тыс. руб. по водоотведению, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на 2016 год, что подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2016 г.

В ходе рассмотрения дела, от административного истца поступили письменные дополнительные пояснения по иску от 21.05.2018 г., в которых указано следующее.

По налогам и сборам: сумма платы за пользование водными объектами с 2016 по 2023 годы отражена в пункте 9 договоров водопользования (предоставлены к тарифному делу). В подтверждение указанного истцом произведен расчет платы за пользование водными объектами на 2018 год на 2 510,1 тыс. рублей и расчет водного налога на 2018 год на 120,15 тыс. рублей, в соответствии с утвержденной программой и утвержденными ставками (согласно приложенному к дополнениям расчету). Плата НВОС исключена из общей суммы административных расходов (сч. 26), учтенных при расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2016-2018 г., что подтверждается предоставленными документами к тарифам и оборотно-сальдовыми ведомостями по сч. 26. Данные суммы НВОС учтены в расходах, связанных с уплатой налогов и сборов (согласно приложенных калькуляций расходов на 2016 год).

По обязательному страхованию ВКХ: В калькуляциях расходов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 г. на услуги водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал», цеховые и административные расходы отражены одной суммой, что подтверждено светокопиями калькуляция на услуги водоснабжения и водоотведения на 2016 г. Статья затрат на Обязательное страхование ВКХ отсутствует. В постановлении администрации №9739 от 14.12.2015 г. установлен базовый уровень операционных расходов ниже расчетных, поэтому при заполнении шаблонов (чтобы не было превышения утвержденного базового уровня операционных расходов), административные расходы предприятия были уменьшены на 28 521,8 тыс. рублей и отражены по статье «Обязательное страхование ВКХ», на эту сумму уменьшены административные расходы (сч. 26). Исключение данных административных расходов неправомерно.

По арендной и концессионной плате, лизинговым платежам: Исключая расходы на аренду имущества и аренду земельных участков в размере 3918,19 тыс. рублей по водоснабжению и 616,17 тыс. рублей по водоотведению, администрация указала, что данные расходы скорректированы согласно сводному реестру договоров. Однако администрация не учла расходы по договору аренды административного здания по ул. Мысхакское шоссе, 48 в г. Новороссийске.

Относительно резерва по сомнительным долгам: МУП «Водоканал» была заявлена плановая сумма в резерв по сомнительным долгам при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 7395,78 тыс. рублей, рассчитанный в размере 2% от объема валовой выручки (352 515,63 тыс. рублей) от реализации населению по водоснабжению по факту 2016 года. В обоснование предприятием был предоставлен расчет сбытовых расходов. Кроме того, в случае необходимости подтверждения данных сумм Регулятор обязан был запросить недостающие документы, необходимые для расчета тарифа. Однако у предприятия такие документы Регулятором не запрашивались. Отчисления в резерв учтены на счете 91.02 (копия оборотно-сальдовой ведомости по счету за 2016 год представлена в тарифное дело).

По недополученным доходам прошлых периодов регулирования: При расчете базового уровня тарифа на 2016-2018 годы, необходимая базовая выручка МУП была существенно занижена, объем плановых финансовых потребностей предприятия обеспечивался за счет предполагаемой субсидии из средств местного бюджета, ассигнования на долгосрочный период регулирования необходимо было предусмотреть при утверждении бюджета муниципального образования. С учетом полученных субсидий на возмещение затрат в 2016 году (29085 тыс. рублей), необеспеченный объем финансовых потребностей, признанный Регулятором экономически необоснованными расходами при утверждении тарифов на долгосрочный период регулирования, необходимо было учесть при корректировке тарифов на 2018 год: 130 579,24 тыс. рублей = (153 281,87-22702,63) – водоснабжение; 70 105,46 тыс. рублей = (76487,82-6382,37) – водоотведение.

Производить сравнение необходимой валовой выручки предприятия на водоснабжение и водоотведение на 2018 год с фактическими затратами предприятия за 2016 год некорректно. Так, основные затраты в тарифе состоят из расходов на приобретение воды и электроэнергии. В тарифе на холодную воду на 2018 год удельный вес затрат на покупную воду 55,4%; электроэнергии – 8,9%. В тарифе на водоотведение удельный вес затрат на покупку электроэнергии составляет 26,9 %. Рост тарифов на покупную воду ГУП КК «Кубаньводокомплекс» на 2018 год по сравнению с ООО «Югводоканал» на 2016 год: 121%=17,25 руб./м3/14,20руб./м3. Средний рост тарифов на электроэнергию: 115%=6,08 руб.кВт/час/5,29 руб.кВт/час.

Ссылка на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 г. не может быть принята во внимание, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения. Кроме того, в течение 3-х лет непокрытый убыток предприятия увеличивается.

От Администрации МО г. Новороссийск поступили возражения на административный иск, в которых просит в удовлетворении требований отказать. В обоснование указано, что тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал г. Новороссийска» установлены изначально постановлением администрации МО город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» в соответствии со статьей 31 главы V Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, на долгосрочный период 2016 – 2018 годы с применением метода индексации. Изначально, при расчете базового уровня тарифа на 2016 год необходимая валовая выручка МУП «Водоканал» была существенно занижена, объем плановых финансовых потребностей предприятия обеспечивался за счет предполагаемой субсидии из средств местного бюджета. Данные меры допустимы при регулировании тарифов с целью не превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, с последующим включением, в соответствии со статьей 15 Основ ценообразования расходов, не учтенных органом регулирования, при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. При корректировке тарифов предприятия на 2017 год органами регулирования тарифов МО город Новороссийск учтены финансовые потребности МУП «Водоканал», необходимые для осуществления деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения в полном объеме, заявленном предприятием. Рост тарифов в 2017 году по сравнению с 2016 годом приведен в отзыве на административное исковое заявление. Тарифы на 2017 год оспаривались в судебном порядке прокуратурой города Новороссийска с требованием снизить размер. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 г., дело № 2а-3448/2017 административный иск прокурора оставлен без удовлетворения. Плановый размер тарифов, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» на 2018 год, предполагал дополнительный рост тарифов по отношению к действующим на 31.12.2017 г.: водоснабжение – 153%, водоотведение 139%. Документы, подтверждающие необходимость такого увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год не предоставлены. Расчет тарифов произведен в соответствии с требованиями статьи 80 Основ ценообразования – «необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений» и статьи 13 раздела III Основ ценообразования с учетом не превышения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 104% по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 г. № 2353-р, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 г. № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год»). Тарифы для утверждения установлены на основании предоставленных документов (тарифное дело) в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. №1746-э (в дальнейшем - Методические указания). В административном исковом заявлении МУП «Водоканал» указывает, что при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной МУП «Водоканал», органом регулирования неправомерно исключены исключена плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду); исключено обязательное страхование ВХК; скорректированы (уменьшены) расходы на водный налог; скорректированы (уменьшены) расходы на аренду имущества и аренду земельных участков; исключены недополученные доходы за 2016 год; скорректирован резерв по неполученным долгам. Однако, расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ) необходимой МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при корректировке установленных тарифов на 2018 год, произведен администрацией МО г. Новороссийск в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, с учетом фактических затрат МУП «Водоканал города Новороссийска за 2016 год, размера необходимой валовой выручки на 2017 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.12.2016 г. № 10698 и индекса потребительских цен на 2017 год в размере 103,2% и на 2018 год в размере 104% (общий уровень инфляции 2018 г. к 2016 г. – 107,33%). В соответствии с требованиями пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Согласно бухгалтерским документам, представленным на корректировку тарифа на питьевую воду на 2018 год МУП «Водоканал г. Новороссийска» - платежи за загрязнение окружающей среды относятся к административным (управленческим) расходам и отражаются по счету 26 (Оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2016 год, Положение об учетной политике МУП «Водоканал города Новороссийска»), следовательно, отнесены в соответствии с п. 61 главы VIII Основ ценообразования к операционным расходам, относящимся к долгосрочным параметрам регулирования, не подлежащим пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования (п. 33 глава V Основ ценообразования).

В подтверждение суммы Водного налога и платы за пользование водным объектом в размере 2 193,75 тыс. руб. МУП «Водоканал г. Новороссийска» предоставил расчеты исходя из общего объема поднятой воды в размере 10 014,42 тыс. м3, при утвержденном объеме поднятой воды на 2018 год в Производственной программе в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал г. Новороссийска» - 7 895,7 тыс. м3 (Приложение №3 к постановлению администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 года № 9739):

- представлен расчет платы за пользование водными объектами (родники Красная щель, Шесхарис, Трубецкая щель, Пенай, Голубая щель, Четвертая балка, Неберджаевское водохранилище) за 2016 год на сумму 2 073,6 тыс. рублей – расчетный объем поднятой воды – 9 197,52 тыс. м3. В подтверждение расчета предприятием были предоставлены Договоры водопользования, заключенные с Министерством природных ресурсов Краснодарского края, без приложения №1 «Параметры водопользования, расчет платы за пользование водными объектами», являющихся неотъемлемой частью договоров;

- расчет налоговой базы по водному налогу на 2018 год в размере 120,15 тыс. рублей – из расчетного объема поднятой воды – 816,9 тыс. м3. В подтверждение представлена Налоговая декларация по водному налогу только за IV квартал 2016 года на сумму 22,595 тыс. рублей – расчетный объем воды, забранной из водного объекта – 178,78 тыс. м3.

Заявление на корректировку Производственной программы исходя из фактических объемов поднятой и покупной воды от предприятия не поступало.

Расчет затрат на покупку воды в утвержденном тарифе учтен по объему, утвержденному в Производственной программе в размере 34 684,35 тыс. м3, с превышением фактических показателей на 1 692,28 тыс. м3, что увеличило плановый размер необходимой валовой выручки при расчете тарифа на 24 269,3 тыс. рублей.

Размеры тарифов МУП «Водоканал города Новороссийска» на питьевую воду на 2016-2017 годы рассматривались в суде с участием предприятия, как представителя третьего лица (Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 года, дело № 2а-3448/2017) и оставлены без изменения. В тарифе на питьевую воду на 2017 год размер водного налога и платы за пользование водным объектом включен в сумме 1 621,50 тыс. рублей.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия подтверждающих документов на момент расчета тарифа, расчет суммы Водного налога и платы за пользование водным объектом, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» скорректирован из расчета общего объема поднятой воды на 2018 год, утвержденного в Производственной программе в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал г. Новороссийска» - 7 895,7 тыс. м3 и планового роста размера платы на 2018 год по отношению к сумме затрат на указанные цели в тарифе на 2017 год на 129%.

В заявлении на корректировку тарифа на питьевую воду предприятием заявлена сумма затрат на обязательное страхование ВКХ в размере 28 521,90 тыс. руб. В подтверждение заявленных расходов приложены расчет расходов по статье «Страхование» на 2017-2018 год на общую сумму 76,0 тыс. рублей и копии Страховых полюсов обязательной гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, выданные 20.10.2016 года со сроком действия с 20.10.2016 года по 19.10.2017 года на общую сумму 76,0 тыс. рублей.

В тарифе на питьевую воду МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2016 год была учтена плановая сумма на обязательное страхование объектов ВКХ в размере 14 926,99 тыс. рублей, в тарифе на питьевую воду на 2017 год – 21 351,19 тыс. рублей. Фактически подтвержденные расходы на указанные цели за 2016 год составили 76,0 тыс. рублей. В отсутствие обоснования, в соответствии с пунктом 16 раздела III Основ ценообразования средства, заявленные предприятием на обязательное страхование ВКХ на 2018 год в размере 28 521,90 тыс. рублей исключены в полном объеме, как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

Заявление МУП «Водоканал города Новороссийска» о том, что указанные расходы заявлены в связи с тем, что занижен уровень операционных расходов при установлении тарифов на предыдущие периоды регулирования также не обосновано. В тарифе на питьевую воду на 2016 год уровень операционных расходов учтен в размере 293 200,25 тыс. рублей, согласно фактических данных предприятия за 2016 год, уровень операционных расходов составил 272 089,55 тыс. рублей. При корректировке тарифа на 2018 год уровень операционных расходов включен в размере 312 906,6 тыс. рублей, с ростом по отношению к фактическим затратам в 2016 году – 115%.

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма затрат на арендную плату при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 6 952,58 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен Свод договоров аренды водопроводного и канализационного комплексов, Реестр договоров аренды в тарифном деле и копии договоров аренды в сканированном виде на электронном носителе. В соответствии с пунктами 76 раздела IX, 65-66 раздела VIII, 44 раздела VI Основ ценообразования - расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов. Согласно Своду договоров аренды, представленному предприятием и Реестру договоров аренды, расходы на аренду в отношении централизованных систем водоснабжения составили 3 034,39 тыс. рублей.

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма в резерв по сомнительным долгам при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 7 395,78 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен расчет Сбытовых расходов гарантирующей организации в тарифном деле. В тарифе на питьевую воду МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2016 год была учтена плановая сумма в резерв по сомнительным долгам в размере 6 632,47 тыс. рублей, в тарифе на питьевую воду на 2017 год – 7 050,31 тыс. рублей. Обоснование объема фактического списания дебиторской задолженности в соответствии с решениями судов о признании задолженности невозможной к взысканию за 2016 год отсутствует. Расчетный размер суммы на резерв по сомнительным долгам управления экономического развития при корректировке тарифа на 2018 год составил 8 225,90 тыс. руб. В отсутствие обоснования, в соответствии с пунктом 16 раздела III Основ ценообразования из указанной суммы исключены средства, включенные в расчет тарифа на 2016 год в размере 6 632,47 тыс. рублей, как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена сумма недополученных доходов прошлых периодов регулирования при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 130 579,24 тыс. рублей. Обоснование указанной суммы предприятием не предоставлено. В соответствии с пунктом 2 раздела I Основ ценообразования – «недополученные доходы» - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов. В связи с отсутствием документов, подтверждающих снижение объема поданной воды по причинам, не зависящим от регулируемой организации, по сравнению с объемом поданной воды, применяемом для расчета тарифа на 2016 год, сумма в размере 130 579,24 тыс. рублей, заявленная предприятием, исключена при корректировке тарифа на 2018 год управлением экономического развития в полном объеме.

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма затрат на арендную плату при корректировке тарифа на водоотведение на 2018 год в размере 4 858,92 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен Свод договоров аренды водопроводного и канализационного комплексов, Реестр договоров аренды в тарифном деле и копии договоров аренды в сканированном виде на электронном носителе. В соответствии с пунктами 76 раздела IX, 65-66 раздела VIII, 44 раздела VI Основ ценообразования - расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов. Согласно Своду договоров аренды, представленному предприятием и Реестру договоров аренды, расходы на аренду в отношении централизованных систем водоотведения составили 4 242,75 тыс. рублей.

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена сумма недополученных доходов прошлых периодов регулирования при корректировке тарифа на водоотведение на 2018 год в размере 70 105,46 тыс. рублей. Обоснование указанной суммы предприятием не предоставлено. В соответствии с пунктом 2 раздела I Основ ценообразования – «недополученные доходы» - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов. В связи с отсутствием документов, подтверждающих снижение объема принятых сточных вод по причинам, не зависящим от регулируемой организации, по сравнению с объемом принятых сточных вод, применяемом для расчета тарифа на 2016 год, сумма в размере 70 105,46 тыс. рублей, заявленная предприятием, при корректировке тарифа на 2018 год исключена управлением экономического развития в полном объеме.

При корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2017 год органами регулирования тарифов МО город Новороссийск, учитывая критическое финансовое состояние предприятия, был учтен размер необходимой валовой выручки в полном объеме, заявленном предприятием, тарифы были установлены с опережающим ростом в среднем по муниципальному образованию 129,66% - водоснабжение и 164,27% - водоотведение при утвержденном индексе роста платы граждан за коммунальные услуги по Краснодарскому краю – 104%. В разрезе населенных пунктов рост по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2016 г. составил: Водоснабжение: Город – 129%, С/о Абрау-Дюрсо – 166,6%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка – 142,1%; Водоотведение: Город – 163,66%, С/о Абрау-Дюрсо – 194,88%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка – 180,37%. В целях соблюдения статьи 13 раздела III Основ ценообразования в части не превышения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 06.04.2015 г. № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» для населения установлены льготные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения с максимальным ростом, по отношению к тарифам действующим по состоянию на 31.12.2016 г. 104%, с возмещением выпадающих доходов из средств краевого бюджета. Плановый размер тарифов на питьевую воду и водоотведение, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» на 2018 год предполагал дополнительный рост тарифов по отношений к действующим на 31.12.2017 г.: водоснабжение – 153%, водоотведение 139%. Документы, подтверждающие фактический объем необходимой валовой выручки в указанном размере и необходимость значительного увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год не предоставлены. Размер необходимой валовой выручки МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемой деятельности на 2018 год принят в размере, не превышающем рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по Краснодарскому краю предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, установленных в размере 104% по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 г. № 2353-р, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 г. № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год»).

От привлеченного к участию в деле заинтересованного лица РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края поступил отзыв на административный иск, в котором указано, что тарифы, установленные на 2017 год оспаривались в судебном порядке прокуратурой г. Новороссийска с требованием снизить их размер. Основанием явилось установление администрацией г. Новороссийска для МУП «Водоканал» на 2016-2018 годы необоснованных (завышенных) долгосрочных параметров регулирования. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 г. по делу № 2а-3448/2017 в удовлетворении иска прокурора отказано. Удовлетворение требований МУП «Водоканал» в нарушение пункта 13 Основ ценообразования, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. №406, повлечет превышение предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 104% по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2017 г.

От привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Министерства финансов Краснодарского края поступили возражения на административный иск, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц по делу Министерства финансов по КК и РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края, о рассмотрении дела уведомлены. В ранее представленных возражениях (отзыве) содержатся ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом мнения участников процесса, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца подтвердила доводы, изложенные в административном иске, повторила доводы, изложенные в дополнительных письменных пояснениях, просила требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика повторила доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в удовлетворении административного иска отказать. Дополнительно пояснила, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят администрацией г. Новороссийска в пределах полномочий и в установленном порядке, по документам, представленным МУП «Водоканал» в тарифном деле. НВОС отнесен к счету 26 и, согласно пункту 75 Основ ценообразования отнесен к долгосрочным параметрам тарифов, и изменению не подлежит. По налогам и сборам - водный налог: МУП часть воды закупает, часть берет из собственных источников. На это заключены договоры водопользования. Водоканал заявил, что будет добыто 7895,7 тыс. м3, а расчет предоставил на 10000,42 тыс. м.3, без внесения изменений в производственную программу. По договору водопользования: по правилам регулирования тарифов должны быть представлены договоры с приложениями. Приложения не были предоставлены. И были исключены как необоснованные. Не было расчета водного налога. По аренде: аренда на здание и земельный участок включается в состав административных расходов, также относятся к долгосрочным параметрам, которые не подлежат изменению. По сомнительным долгам (5.8 мл. руб.) не предоставлены обосновывающие материалы (решения судов об отказе в требованиях, постановления приставов о невозможности взыскания и так далее). Не предоставили расчет сомнительных долгов. По недополученным доходам 130579249 рублей не было предоставлено обоснование. По страхованию МУП не предоставил договоры страхования и страховые полисы на заявленную сумму.

В судебном заседании прокурор дал заключение о том, что административный иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит. При расчете тарифов МУП «Водоканал» не была обоснована валовая выручка и необходимость увеличения. Повышение тарифов приведет к удорожанию услуг.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно частям 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта (ч. 3 ст. 215 КАС РФ).

Из материалов административного дела следует, что МУП «Водоканал города Новороссийска» с 01.03.2013 г. осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Новороссийск.

Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 20.02.2014 г. № 1303 МУП «Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск за исключением зоны деятельности ОАО «Черномортранснефть», ПК «Шесхарис», зоны деятельности Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению — структурного подразделения центральной дирекции по теплоснабжению — филиала ОАО «Российские железные дороги».

Администрацией МО город Новороссийск в рамках переданных отдельных государственных полномочий принято постановление № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018-е годы». Опубликовано в «Официальный Новороссийск», № 68, 25.12.2017 г. Данным постановлением установлены и введены долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на 2016-2018 годы, согласно приложению № 1 (с разбивкой на календарные периоды).

Указанное постановление опубликовано в официальном источнике СМИ – газете «Официальный Новороссийск» №68 от 25.12.2017 г. и является нормативно-правовым актом.

По мнению административного истца, при расчете тарифов методом индексации и при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной МУП «Водоканал», органом регулирования неправомерно исключена плата за НВОС (негативное воздействия на окружающую среду), исключено обязательное страхование ВХК, а также не правомерно скорректированы (уменьшены) расходы на водный налог, на аренду имущества и аренду земельных участков, исключены недополученные доходы за 2016 год скорректирован резерв по сомнительным долгам, что противоречит Постановлению Правительства РФ, от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере) водоснабжения и водоотведения».

Согласно правовой позиции административного истца при принятии оспариваемого постановления Администрацией МО г. Новороссийск не учтено следующее.

Согласно документам плата за НВОС не включена в административные расходы сч. 26, а также согласно расчету налоговой базы по водному налогу на 2018 год и расчета фактической платы (за 2016 год о договорам водопользования) в валовую выручку необходимо включить сумму по налогам и сборам в размере 2 597, 75 тыс. рублей.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48; - 52 Основ ценообразования.

В Постановлении Администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» базовый уровень операционных расходов установлен в размере 293 200,25 тыс. руб. т. е. ниже расчетных (утвержденный базовый уровень операционных расходов МУП «Водоканал» составляет 321722,15 тыс. руб.), что противоречит, постановлению Правительства № 406 «Основ ценообразования».

В связи с этим при заполнении шаблонов во избежание превышения базового уровня операционных расходов, административные расходы МУП «Водоканал» уменьшены на 28521,9 тыс. рублей и отражены по статье «обязательное страхование ВКХ».

Таким образом, как считает административный истец, исключение данных административных расходов неправомерно.

Исключая расходы по сомнительным долгам в объеме 5 802,35 тыс. рублей, Администрация муниципального образования город Новороссийск указала, что отсутствует обоснование объема фактического списания дебиторской задолженности в соответствии с решениями судов о признании задолженности невозможной к взысканию за 2016 год.

Вместе с тем, согласно пункту 42 Основ ценообразования данные расходы; определяются в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Расходы по сомнительным долгам учитываются по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные (пункт 26 Методических указаний № 1746-э).

Расход по сомнительным долгам МУП «Водоканал» подтверждается отчетом о финансовых результатах за январь — декабрь 2016 года. Таким образом, исключение расходов по сомнительным долгам в объеме 5 802,35 тыс. рублей неправомерно.

Исключая расходы на аренду имущества и аренду земельных участков в размере 3 918,19 тыс. руб. по водоснабжению и 616,17 тыс. руб. по водоотведению Администрация муниципального образования город Новороссийск указала, что данные расходы скорректированы согласно сводному реестру договоров.

Вместе с тем, Администрация муниципального образования город Новороссийск не учла расходы по договору аренды административного здания по ул. Мысхакское шоссе, 48 в г. Новороссийске. Администрацией муниципального образования город Новороссийск исключены недополученные доходы за 2016 год.

В соответствии с пунктами 15 Основ ценообразования и 12 Методических указаний в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

За 2016 год МУП «Водоканал» понесло расходы в размере 130 579,24 тыс. руб. по водоснабжению и 70 105,46 тыс. руб. по водоотведению, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на 2016 год, что подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2016 г.

Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление является недействительным в части, МУП «Водоканал города Новороссийска» обратилось в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из положений п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 15.10.2010 г. № 2065 органы местного самоуправления в Краснодарском крае наделены полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения, установлены Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 г. принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»« в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, а в сфере водоотведения - тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод.

Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а)метод экономически обоснованных расходов (затрат); б)метод доходности инвестированного капитала; в)метод индексации; г)метод сравнения аналогов.

В соответствии с п. 31 Постановления № 406 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

Согласно п. 74-76 Постановления № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого; метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа.

В соответствии с п. 58-65 Постановления № 406 текущие расходы" регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями.

Неподконтрольные расходы включают в себя:

- расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;

- расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых0 определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего документа;

- экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

- расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией;

- расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

- расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу).

- расходы на концессионную плату;

- расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного; соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Из материалов дела усматривается, что тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал г. Новороссийска» установлены изначально постановлением администрации МО город Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы» в соответствии со статьей 31 главы V Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, на долгосрочный период 2016 – 2018 годы с применением метода индексации.

Как указывает административный ответчик, при расчете базового уровня тарифа на 2016 год необходимая валовая выручка МУП «Водоканал» была существенно занижена, объем плановых финансовых потребностей предприятия обеспечивался за счет предполагаемой субсидии из средств местного бюджета.

Данные меры допустимы при регулировании тарифов с целью не превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, с последующим включением, в соответствии со статьей 15 Основ ценообразования расходов, не учтенных органом регулирования, при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При корректировке тарифов предприятия на 2017 год органами регулирования тарифов МО город Новороссийск учтены финансовые потребности МУП «Водоканал», необходимые для осуществления деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения в полном объеме, заявленном предприятием. Рост тарифов в 2017 году по сравнению с 2016 годом приведен в отзыве на административное исковое заявление.

Плановый размер тарифов, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» на 2018 год предполагал дополнительный рост тарифов по отношению к действующим на 31.12.2017 г.: водоснабжение – 153%, водоотведение 139%.

Документы, подтверждающие необходимость такого увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год МУП «Водоканал» не предоставлены уполномоченному органу в тарифное дело.

Расчет тарифов произведен в соответствии с требованиями статьи 80 Основ ценообразования – «необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений» и статьи 13 раздела III Основ ценообразования с учетом не превышения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в размере 104% по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 г. № 2353-р, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 г. № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год»).

Тарифы для утверждения установлены на основании предоставленных МУП «Водоканал» документов (тарифное дело) в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. №1746-э.

В административном исковом заявлении МУП «Водоканал» указывает, что при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной МУП «Водоканал», органом регулирования неправомерно исключены исключена плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду); исключено обязательное страхование ВХК; скорректированы (уменьшены) расходы на водный налог; скорректированы (уменьшены) расходы на аренду имущества и аренду земельных участков; исключены недополученные доходы за 2016 год; скорректирован резерв по неполученным долгам.

Расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ) необходимой МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при корректировке установленных тарифов на 2018 год произведен администрацией МО г. Новороссийск в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, с учетом фактических затрат МУП «Водоканал города Новороссийска за 2016 год, размера необходимой валовой выручки на 2017 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.12.2016 г. № 10698 и индекса потребительских цен на 2017 год в размере 103,2% и на 2018 год в размере 104% (общий уровень инфляции 2018 г. к 2016 г. – 107,33%).

В соответствии с требованиями пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

№ п/п

Наименование

Ед. изм.

План ОКК

Принято ОМС

Отклонение

Основания

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Налоги и сборы

тыс.руб.

-501,55

Исключена плата за НВОС – указанные затраты включены согласно бухгалтерскому учету в административные расходы сч.26.Скорректированы расходы на водный налог согласно налоговой декларации

в т.ч.:1.1.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

тыс.руб.

-

-404,00

п. 75 главы IX Основ ценообразования - при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с пунктом 79 главы IX Основ ценообразования - к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:а) базовый уровень операционных расходов;б) индекс эффективности операционных расходов;в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии). п. 61 главы VIII Основ ценообразования - административные расходы и сбытовые расходы являются составной частью базового уровня операционных расходов. Согласно бухгалтерским документам, представленным на корректировку тарифа на питьевую воду на 2018 год МУП «Водоканал г. Новороссийска» - платежи за загрязнение окружающей среды относятся к административным (управленческим) расходам и отражаются по счету 26 (Оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2016 год, Положение об учетной политике МУП «Водоканал города Новороссийска»), следовательно, отнесены в соответствии с п. 61 главы VIII Основ ценообразования к операционным расходам, относящимся к долгосрочным параметрам регулирования, не подлежащим пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования (п. 33 глава V Основ ценообразования).

Водный налог и плата за пользование водным объектом

тыс.руб.

- 97,55

В подтверждение суммы Водного налога и платы за пользование водным объектом в размере 2 193,75 тыс. руб. МУП «Водоканал г. Новороссийска» предоставил расчеты исходя из общего объема поднятой воды в размере 10 014,42 тыс. м3, при утвержденном объеме поднятой воды на 2018 год в Производственной программе в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал г. Новороссийска» - 7 895,7 тыс. м3 (Приложение №3 к постановлению администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.12.2015 года № 9739):- представлен расчет платы за пользование водными объектами (родники Красная щель, Шесхарис, Трубецкая щель, Пенай, Голубая щель, Четвертая балка, Неберджаевское водохранилище) за 2016 год на сумму 2 073,6 тыс. рублей – расчетный объем поднятой воды – 9 197,52 тыс. м3. В подтверждение расчета предприятием были предоставлены Договоры водопользования, заключенные с Министерством природных ресурсов Краснодарского края, без приложения №1 «Параметры водопользования, расчет платы за пользование водными объектами», являющихся неотъемлемой частью договоров;- расчет налоговой базы по водному налогу на 2018 год в размере 120,15 тыс. рублей – из расчетного объема поднятой воды – 816,9 тыс. м3. В подтверждение представлена Налоговая декларация по водному налогу только за IV квартал 2016 года на сумму 22,595 тыс. рублей – расчетный объем воды, забранной из водного объекта – 178,78 тыс. м3. Заявление на корректировку Производственной программы исходя из фактических объемов поднятой и покупной воды от предприятия не поступало. Расчет затрат на покупку воды в утвержденном тарифе учтен по объему, утвержденному в Производственной программе в размере 34 684,35 тыс. м3, с превышением фактических показателей на 1 692,28 тыс. м3, что увеличило плановый размер необходимой валовой выручки при расчете тарифа на 24 269,3 тыс. рублей. Размеры тарифов МУП «Водоканал города Новороссийска» на питьевую воду на 2016-2017 годы рассматривались в суде с участием предприятия, как представителя третьего лица (Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.09.2017 года, дело № 2а-3448/2017) и оставлены без изменения. В тарифе на питьевую воду на 2017 год размер водного налога и платы за пользование водным объектом включен в сумме 1 621,50 тыс. рублей. На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия подтверждающих документов на момент расчета тарифа, расчет суммы Водного налога и платы за пользование водным объектом, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» скорректирован из расчета общего объема поднятой воды на 2018 год, утвержденного в Производственной программе в сфере холодного водоснабжения МУП «Водоканал г. Новороссийска» - 7 895,7 тыс. м3 и планового роста размера платы на 2018 год по отношению к сумме затрат на указанные цели в тарифе на 2017 год на 129%.

Обязательное страхование ВКХ

тыс.руб.

- 28 521,90

Исключены в отсутствие обоснования

В заявлении на корректировку тарифа на питьевую воду предприятием заявлена сумма затрат на обязательное страхование ВКХ в размере 28 521,90 тыс. руб. В подтверждение заявленных расходов приложены расчет расходов по статье «Страхование» на 2017-2018 год на общую сумму 76,0 тыс. рублей и копии Страховых полюсов обязательной гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, выданные 20.10.2016 года со сроком действия с 20.10.2016 года по 19.10.2017 года на общую сумму 76,0 тыс. рублей. В тарифе на питьевую воду МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2016 год была учтена плановая сумма на обязательное страхование объектов ВКХ в размере 14 926,99 тыс. рублей, в тарифе на питьевую воду на 2017 год – 21 351,19 тыс. рублей. Фактически подтвержденные расходы на указанные цели за 2016 год составили 76,0 тыс. рублей. В отсутствие обоснования, в соответствии с пунктом 16 раздела III Основ ценообразования средства, заявленные предприятием на обязательное страхование ВКХ на 2018 год в размере 28 521,90 тыс. рублей исключены в полном объеме, как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования. Заявление МУП «Водоканал города Новороссийска» о том, что указанные расходы заявлены в связи с тем, что занижен уровень операционных расходов при установлении тарифов на предыдущие периоды регулирования, также не обосновано. В тарифе на питьевую воду на 2016 год уровень операционных расходов учтен в размере 293 200,25 тыс. рублей, согласно фактических данных предприятия за 2016 год, уровень операционных расходов составил 272 089,55 тыс. рублей. При корректировке тарифа на 2018 год уровень операционных расходов включен в размере 312 906,6 тыс. рублей, с ростом по отношению к фактическим затратам в 2016 году – 115%.

Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи

тыс.руб.

-3 918,19

Скорректированы расходы на аренду имущества и аренду зем. участков согласно сводному реестру договоров

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма затрат на арендную плату при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 6 952,58 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен Свод договоров аренды водопроводного и канализационного комплексов, Реестр договоров аренды в тарифном деле и копии договоров аренды в сканированном виде на электронном носителе. В соответствии с пунктами 76 раздела IX, 65-66 раздела VIII, 44 раздела VI Основ ценообразования - расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов. Согласно Своду договоров аренды, представленному предприятием и Реестру договоров аренды, расходы на аренду в отношении централизованных систем водоснабжения составили 3 034,39 тыс. рублей.

Резерв по сомнительным долгам

тыс.руб.

- 5 802,35

Отсутствует обоснование объема фактического списания дебиторской задолженности в соответствии с решениями судов о признании задолженности невозможной к взысканию за 2016 год

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма в резерв по сомнительным долгам при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 7 395,78 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен расчет Сбытовых расходов гарантирующей организации в тарифном деле. В тарифе на питьевую воду МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2016 год была учтена плановая сумма в резерв по сомнительным долгам в размере 6 632,47 тыс. рублей, в тарифе на питьевую воду на 2017 год – 7 050,31 тыс. рублей. Обоснование объема фактического списания дебиторской задолженности в соответствии с решениями судов о признании задолженности невозможной к взысканию за 2016 год отсутствует. Расчетный размер суммы на резерв по сомнительным долгам управления экономического развития при корректировке тарифа на 2018 год составил 8 225,90 тыс. руб. В отсутствие обоснования, в соответствии с пунктом 16 раздела III Основ ценообразования из указанной суммы исключены средства, включенные в расчет тарифа на 2016 год в размере 6 632,47 тыс. рублей, как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

Недополученные доходы прошлых периодов регулирования

тыс.руб.

-130 579,24

Исключена в соответствии со ст.2 Основ ценообразования, отсутствует снижение объема поданной воды по сравнению с объемом поданной воды, применяемым для расчета при установлении тарифа на 2016 год

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена сумма недополученных доходов прошлых периодов регулирования при корректировке тарифа на питьевую воду на 2018 год в размере 130 579,24 тыс. рублей. Обоснование указанной суммы предприятием не предоставлено. В соответствии с пунктом 2 раздела I Основ ценообразования – «недополученные доходы» - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов. В связи с отсутствием документов, подтверждающих снижение объема поданной воды по причинам, не зависящим от регулируемой организации, по сравнению с объемом поданной воды, применяемом для расчета тарифа на 2016 год, сумма в размере 130 579,24 тыс. рублей, заявленная предприятием, исключена при корректировке тарифа на 2018 год управлением экономического развития в полном объеме.

ВОДООТВЕДЕНИЕ

Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи

тыс.руб.

-616,17

Скорректированы расходы на аренду имущества и аренду зем. участков согласно сводному реестру договоров

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена плановая сумма затрат на арендную плату при корректировке тарифа на водоотведение на 2018 год в размере 4 858,92 тыс. рублей. В обоснование предприятием предоставлен Свод договоров аренды водопроводного и канализационного комплексов, Реестр договоров аренды в тарифном деле и копии договоров аренды в сканированном виде на электронном носителе. В соответствии с пунктами 76 раздела IX, 65-66 раздела VIII, 44 раздела VI Основ ценообразования - расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов. Согласно Своду договоров аренды, представленному предприятием и Реестру договоров аренды, расходы на аренду в отношении централизованных систем водоотведения составили 4 242,75 тыс. рублей.

Недополученные доходы прошлых периодов регулирования

тыс.руб.

-70105,46

Исключена в соответствии со ст.2 Основ ценообразования, отсутствует снижение объема отведенных сточных вод по сравнению с объемом отведенных сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифа на 2016 год

МУП «Водоканал города Новороссийска» заявлена сумма недополученных доходов прошлых периодов регулирования при корректировке тарифа на водоотведение на 2018 год в размере 70 105,46 тыс. рублей. Обоснование указанной суммы предприятием не предоставлено. В соответствии с пунктом 2 раздела I Основ ценообразования – «недополученные доходы» - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов. В связи с отсутствием документов, подтверждающих снижение объема принятых сточных вод по причинам, не зависящим от регулируемой организации, по сравнению с объемом принятых сточных вод, применяемом для расчета тарифа на 2016 год, сумма в размере 70 105,46 тыс. рублей, заявленная предприятием, при корректировке тарифа на 2018 год исключена управлением экономического развития в полном объеме.

При корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал города Новороссийска» на 2017 год органами регулирования тарифов МО город Новороссийск, учитывая критическое финансовое состояние предприятия, Администрацией МО г. Новороссийск учтен размер необходимой валовой выручки в полном объеме, заявленном предприятием, тарифы были установлены с опережающим ростом в среднем по муниципальному образованию 129,66% - водоснабжение и 164,27% - водоотведение при утвержденном индексе роста платы граждан за коммунальные услуги по Краснодарскому краю – 104%. В разрезе населенных пунктов рост по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2016 г. составил: Водоснабжение: Город – 129%, С/о Абрау-Дюрсо – 166,6%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка – 142,1%; Водоотведение: Город – 163,66%, С/о Абрау-Дюрсо – 194,88%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка – 180,37%.

В целях соблюдения статьи 13 раздела III Основ ценообразования в части не превышения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 06.04.2015 г. № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» для населения установлены льготные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения с максимальным ростом, по отношению к тарифам действующим по состоянию на 31.12.2016 г. 104%, с возмещением выпадающих доходов из средств краевого бюджета.

Плановый размер тарифов на питьевую воду и водоотведение, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» на 2018 год предполагал дополнительный рост тарифов по отношений к действующим на 31.12.2017 г.: водоснабжение – 153%, водоотведение 139%.

Документы, подтверждающие фактический объем необходимой валовой выручки в указанном размере и необходимость значительного увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год МУП не были предоставлены.

Размер необходимой валовой выручки МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемой деятельности на 2018 год принят размере, не превышающем рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по Краснодарскому краю предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, установленных в размере 104% по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31.12.2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 г. № 2353-р, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2017 г. № 967 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края на 2018 год»).

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, принят уполномоченным органом в установленном законодательством порядке. Администрацией МО г. Новороссийск оспариваемые тарифы установлены с учетом материалов тарифного дела, по документам, предоставленным непосредственно административным истцом.

Таким образом, административный иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

МУП «Водоканал города Новороссийска» в удовлетворении административного иска о признании частично недействующим постановления Администрации МО г. Новороссийск от 18.12.2017 г. № 9517 «О внесении изменений в постановление Администрации МО г. Новороссийск от 14.12.2015 г. № 9739 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение и перекачку сточных вод на 2016-2018 годы», и обязании внести изменения в указанный нормативно-правовой акт и приложения к нему,

ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 30.05.2018 года.