НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 29.02.2016 № 12-96

Дело № 12- 96

РЕШЕНИЕ

29 февраля 2016 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Таран Анны Ивановны на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – ТУ Росфиннадзора в МО) от 24 декабря 2015 года № 100/2015 должностное лицо – замещавшее в период с 24.02.2014 по 16.03.2014 должность главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико –социальной экспертизы по Мурманской области» Министерства труда и социальной защиты РФ ( далее – ГБ МСЭ по Мурманской области) Таран А.И. привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, Таран А.И. обратилась в суд с жалобой. В обоснование жалобы указала, что приказом от 18.02.2014 № 19л, на период отпуска ФИО3, главного бухгалтера административного аппарата, исполнение обязанностей главного бухгалтера возложены на ведущего бухгалтера планово - финансового отдела Таран А.И., однако отсутствие дополнительного соглашения между работодателем - Главным бюро МСЭ по Мурманской области и работником Таран А.И. с указанием должностных обязанностей главного бухгалтера свидетельствует о неосведомленности заявителя с трудовыми функциями последнего. Из материалов административного дела не следует, что информация о заключенном договоре либо непосредственно договор от 17.02.2014 г. был доведен до сведения так же и главного бухгалтера ФИО3 до ее ухода в отпуск. Кроме того, передача сведений о принятом обязательстве по договору для его учета органом казначейства 12.03.2014 г. и отсутствие регистрации договора в журнале входящей корреспонденции в течение 2014 году не свидетельствует о том, что указанный договор поступил в Главное бюро МСЭ в период с 17.02.2014 года по 25.02.2014, т.е. в шестидневный срок после заключения такового, в период исполнения обязанности главного бухгалтера и заявитель имела реальную возможность иметь сведения о поступившем договоре в учреждение либо о том, что такой договор заключен. Вся корреспонденция, поступающая в федеральное учреждение должна регистрироваться в журнале входящей корреспонденции. Таким образом, отсутствие регистрации указанного договора в журнале учета входящей корреспонденции с присвоением регистрационного номера, а затем адресацию соответствующей службе или уполномоченному должностному лицу для исполнения в период с 17.02.2014 года по 25.02.2014 года, свидетельствует об отсутствии вины заявителя в не предоставлении сведений в органы казначейства в установленный 6-ти дневный срок со дня заключения договора.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание заявитель Таран А.И. не явилась, извещена надлежащим образом.

Защитник ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объёме.

Представитель административного органа ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указала, что постановление вынесено законно и обосновано, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 100/2015, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

Объективная сторона правонарушения это непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Субъекты рассматриваемого правонарушения - должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н утвержден Порядок учета бюджетных получателей средств федерального бюджета (далее Порядок), который предусматривает обязанность постановки на учет в органах Федерального казначейства обязательств, принимаемых в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и иными индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также порядок и сроки предоставления в органы Федерального казначейства сведений о принятом бюджетном обязательстве для постановки на учет.

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве по ф. 0531702, представленные получателем бюджетных средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло, в том числе, из договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.

Сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора.

Из материалов дела следует, что Главным бюро МСЭ по Мурманской области заключен договор об образовании от 17.02.2014 14 № 04\14-О с ФГБОУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России на сумму 93000 рублей.

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 98н сведения о принятом бюджетном обязательстве по ф. 0531702 должны быть представлены в орган Федерального казначейства в установленный срок (6 рабочих дней) для заключения контракта, то есть не позднее 25.02.2014.

Фактически сведения о принятом бюджетном обязательстве по указанному контракту Главным бюро МСЭ по Мурманской области были представлены в орган Федерального казначейства 12.03.2014 № 149А7540201400186, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства.

Оплата контракта от 17.02.2014, подлежащего исполнению за счет средств федерального бюджета, произведена Главным бюро МСЭ по Мурманской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых обязательств платежными поручениями от 13.03.2014 № 59557, от 14.03.2014 № 69697, от 23.04.2014 № 306542, от 08.05.2014 № 396058 на общую сумму <данные изъяты>.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Статьей 5 указанного закона установлено, что объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства.

На основании изложенного, учет бюджетных обязательств в учреждении, сведения по которым необходимо в установленные законодательством РФ сроки предоставлять в орган Федерального казначейства, является составной частью бухгалтерского учета.

Приказом Главного бюро МСЭ по Мурманской области от 18.02.2014 № 19-Л на Таран Анну Ивановну - ведущего бухгалтера Главного бюро МСЭ по Мурманской области возложено исполнение обязанностей главного бухгалтера Главного бюро МСЭ по Мурманской области с 24.02.2014 по 16.03.2014.

Согласно справке от 02.10.2015 № 1262 исполняющего обязанности руководителя Главного бюро МСЭ по Мурманской области Ган О.А., ответственность за контроль над предоставлением сведений о принятых бюджетных обязательствах в органы Федерального казначейства в 2014 году возложена на период отсутствия главного бухгалтера на лицо, исполняющее обязанности главного бухгалтера.

В период предоставления сведений о принятом бюджетном обязательстве в орган Федерального казначейства по договору от 17.02.2014 б/н ответственным за контроль над предоставлением таких сведений в орган Федерального казначейства являлась Таран А.И., которая исполняла обязанности главного бухгалтера.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения об учетной политике, утвержденного приказом Главного бюро МСЭ по Мурманской области 25.12.2012 № 225, бухгалтерский учет в Учреждении ведется главным бухгалтером. Деятельность главного бухгалтера регламентируется должностной инструкцией.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю Учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Пунктами 2.1., 2.4., 2.7., 2.8., З.1., 3.2., 3.5. Должностной инструкции главного бухгалтера Административного аппарата ФКУ «Главное бюро медико -социальной экспертизы по Мурманской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденной руководителем -главным экспертом по медико - социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области» 09.01.2013, установлены следующие обязанности главного бухгалтера:

- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-возглавлять работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;

-организовывать работу по ведению регистров бухгалтерского учета на
основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению сметы расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материальных запасов, денежных средств, расчетных операций;

-контролировать проведение хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

-нести административную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, в пределах, определенных КоАП РФ;

-нести ответственность за организацию деятельности Отдела по выполнению задач и функций, возложенных на Отдел.

В отношении должностного лица Таран А.И. 16.11.2015 в присутствии Таран А.И. составлен протокол об административном правонарушении № 100/2015 о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается договором об образовании от 17.02.2014, сведениями о принятом бюджетном обязательстве, платежными поручениями, актами, пояснительной запиской, приказом от 18.02.2014 № 19л, должностной инструкцией ведущего бухгалтера планово-финансового отдела, должностной инструкцией главного бухгалтера, положением об учетной политике ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области, сообщением руководителя ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области от 02.10.2015.

Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 24.12.2015 № 100/2015 ФИО6 за нарушение срока предоставления сведений в орган Федерального казначейства по возникшим обязательствам привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствии Таран А.И., надлежащим образом извещенной.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности.

Квалифицируя действия Таран А.И. по ст. 15.15.6 КоАП РФ административный орган исходил из того, что административное правонарушение выразилось в несвоевременном представлении органу, осуществляющему бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п.3 ст. 154 БК РФ, сведений (о принятом бюджетном обязательстве по договору от 17.02.2014), необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Однако с данным выводом согласиться нельзя.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств статьей 15.15.7.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет либо порядка учета бюджетных обязательств.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействий) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеют единые родовой объект посягательства, санкция статьи 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не ухудшает положение привлекаемого лица.

При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное Таран А.И., подлежит переквалификации со статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях на статью 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вопреки доводам жалобы, совершенное Таран А.И. правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Таран Анны Ивановны удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – ТУ Росфиннадзора в МО) от 24 декабря 2015 года № 100/2015 о привлечении должностного лица замещавшее в период с 24.02.2014 по 16.03.2014 должность главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико –социальной экспертизы по Мурманской области» Министерства труда и социальной защиты РФ Таран А.И. к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить.

Переквалифицировать действия Таран Анны Ивановны со статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях на статью 15.15.7 с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В остальной части Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – ТУ Росфиннадзора в МО) от 24 декабря 2015 года № 100/2015 оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток с момента получения (вручения) копии решения.

Судья И.С. Макарова