НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 26.09.2022 № 2А-3510/2022

Дело № 2а-3510/2022

УИД 51RS0001-01-2022-004347-85

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Бутовой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Мурманской области к Яковлевой У.Н. о взыскании задолженности несовершеннолетней ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы,

установил:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области (далее – Инспекция) обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Яковлевой Ульяне Николаевне, ФИО3 о взыскании задолженности несовершеннолетней ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы.

В обоснование административных исковых требований указал, что несовершеннолетняя ФИО1 в 2014, 2016, 2018, 2019 годах являлась собственником объектов налогообложения:

квартиры, расположенной по кадастровый , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ,

квартиры, расположенной по кадастровый , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество за 2014, 2016, 2018, 2019 годы заказным почтовым отправлением. В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику были начислены пени и направлено требование об уплате налога заказным почтовым отправлением.

В срок, установленный в требовании, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не была уплачена, поэтому Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с несовершеннолетней ФИО1 задолженности по налогу на имущество за 2014, 2016, 2018, 2019 годы. В выдаче судебного приказа мировым судьей отказано в соответствии со статьей 123.4 КАС РФ, в связи с чем Инспекция обратилась с административным исковым заявлением в суд.

Просит суд взыскать с административных ответчиков Яковлевой У.Н. и ФИО1 недоимку несовершеннолетней ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 14 рублей, за 2016 год в размере 31 рубль, за 2018 год в размере 15 рублей, за 2019 год в размере 16 рулей и 474 рубля и пени в размере 19 рублей 47 копеек.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 и ее законные представители Яковлева У.Н. и ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по последнему известному адресу места жительства, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.

Определением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности несовершеннолетней ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы прекращено.

Определением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области на его правопреемника УФНС России по Мурманской области.

В соответствии со статьями 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца, административного ответчика и его законного представителя.

Ознакомившись с административным исковым заявлением, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (в редакции, действовавшей в налоговый период) на территории муниципального образования г. Мурманск с 01.01.2015 установлен налог на имущество физических лиц.

В пункте 3.1 данного решения предусмотрено, что налоговые ставки по налогу устанавливаются в зависимости от вида объекта налогообложения при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).

В пункте 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В пунктах 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-4/396 «О структуре УФНС России по Мурманской области» Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области и другие инспекции Мурманской области реорганизованы путем присоединения к УФНС России по Мурманской области с 29.08.2022. УФНС России по Мурманской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области.

Таким образом, УФНС России по Мурманской области является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу.

Из материалов административного дела следует, что несовершеннолетняя ФИО1 в 2014, 2016, 2018, 2019 годах являлась налогоплательщиком в связи с наличием в собственности следующих объектов налогообложения:

квартиры, расположенной по , кадастровый , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ,

квартиры, расположенной по , кадастровый , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В налоговом уведомлении от 01.07.2017 № 2959821 налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за объект по , за 2014 год в размере 14 рублей от инвентаризационной стоимости в размере с учетом количества месяцев владения – 7 месяцев и доли в праве – за 2016 год в размере 31 рубль от инвентаризационной стоимости в размере с учетом количества месяцев владения – 12 месяцев и доли в праве – а также исчислен налог на имущество физических лиц за объект по , за 2014 год в размере 295 рублей от инвентаризационной стоимости в размере с учетом количества месяцев владения – 12 месяцев и доли в праве – , за 2016 год в размере 432 рубля от инвентаризационной стоимости в размере 1 с учетом количества месяцев владения – 12 месяцев и доли в праве –

Налоговым уведомлением налогоплательщику предложено произвести уплату налога по ОКТМО 47615103 в размере 727 рублей и по ОКТМО 47701000 в размере 45 рублей в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В налоговом уведомлении от 01.09.2020 № 81933256 налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за объект по за 2018 год в размере 15 рублей и за 2019 год в размере 16 рублей от кадастровой стоимости в размере с учетом количества месяцев владения – 12 месяцев и доли в праве – также исчислен налог на имущество физических лиц за объект по за 2019 год в размере 474 рубля от кадастровой стоимости в с учетом количества месяцев владения – 12 месяцев и доли в праве –

Налоговым уведомлением налогоплательщику предложено произвести уплату налога по ОКТМО 47615103 в размере 474 рубля и по ОКТМО 47701000 в размере 31 рубль в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговые уведомления направлены налогоплательщику заказным почтовым отправлением по

Расчет налога на имущество физических лиц судом проверен, произведен арифметически верно, исходя из налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), налоговой ставки, коэффициента к налоговому периоду, количества месяцев владения в налоговом периоде.

Расчет налога административным ответчиком и его законным представителем по каким-либо основаниям не оспорен, в том числе по количеству месяцев владения в налоговом периоде.

За несвоевременную уплату налога на имущество налогоплательщику в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени.

Административному ответчику направлены требования:

от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество за 2014, 2015 годы в размере 45 рублей и пеней в размере 4 рубля 19 копеек по объекту по по ОКТМО 47701000 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество за 2018, 2019 годы в размере 31 рубль и пеней в размере 0 рублей 93 копейки по объекту по по ОКТМО 47701000 и в размере 474 рубля и пеней в размере 14 рублей 35 копеек по объекту по , по ОКТМО 47515000 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика и вручены ему.

Инспекцией расчет пеней произведен на недоимку за 2014 и 2016 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на недоимку за 2018 и 2019 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет пеней на недоимку по налогу на имущество физических лиц судом проверен, произведен арифметически верно, в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса РФ, с применением 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в соответствующий период начисления пеней, на недоимку по налогу за соответствующий налоговый период.

Расчет пеней административным ответчиком и его законным представителем по каким-либо основаниям не оспорен.

В срок, установленный в требованиях, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы, а также пени на недоимку административным ответчиком не были уплачены, поэтому Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика ФИО1 задолженности по налогу на имущество.

Определением мирового судьей судебного участка Октябрьского судебного района г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в соответствии со статьей 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку налогоплательщик является несовершеннолетним.

Статьей 26 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного и уполномоченного представителя.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

В этой связи, родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов, что также изложено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 5-П.

В силу пункта 1 статьи 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Согласно выписки из записи акта о рождении № ДД.ММ.ГГГГ законным представителем несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ее мать Яковлева У.Н.

Таким образом, Яковлева У.Н., как законный представитель несовершеннолетней ФИО1, несет обязанность по уплате налога на имущество, принадлежащего своему несовершеннолетнему ребенку на праве собственности, а также пеней в связи с нарушением срока уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ суд приходит к выводу, что порядок и срок обращения в суд с административным исковым заявление налоговым органом соблюден.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Самым ранним требованием от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику предложено уплатить задолженность по налогу на имущество в срок до ДД.ММ.ГГГГ, размер задолженности в течение трех лет не превысил 3 000 рублей, то есть срок обращения в суд с заявлением истекает ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).

С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Суд признает административные исковые требования о взыскания с Яковлевой У.Н., как законного представителя несовершеннолетнего административного ответчика ФИО1, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы и пеней в заявленном размере обоснованными, документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению.

Сведений об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы и пеней по налогу на имущество физических лиц в заявленном налоговым органом размере в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, статьей 50, абзацем 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом изложенного, с Яковлевой У.Н., как законного представителя несовершеннолетнего административного ответчика ФИО1, в доход бюджета муниципального образования г. Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей (569, 47 рублей х 4%, но не менее 400 рублей).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования УФНС России по Мурманской области к Яковлевой У.Н. о взыскании задолженности несовершеннолетней ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2018, 2019 годы - удовлетворить.

Взыскать с Яковлевой У.Н., проживающей по , в доход соответствующего бюджета числящуюся за несовершеннолетним налогоплательщиком ФИО1, проживающей по недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 14 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 31 рубль и пени в размере 4 рубля 19 копеек с зачислением на ОКТМО 47701000; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 15 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 16 рублей и пени в размере 0 рублей 93 копейки с зачислением на ОКТМО 47701000; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 474 рубля и пени в размере 14 рублей 35 копеек с зачислением на ОКТМО 47515000, а всего взыскать в размере 569 (пятьсот шестьдесят девять) рублей 47 копеек.

Взыскать с Яковлевой У.Н. в доход бюджета муниципального образования г. Мурманск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева