Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2020
№ 2а-3164/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 г. г. Мурманск, пр.Ленина, д. 54
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
с участием:
административного истца Конопко А.И.,
представителя административного ответчика Соиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Конопко А.И. о признании незаконным отказа УФСБ РФ по Мурманской области о выплате денежной компенсации за осуществление найма жилых помещений,
установил:
Конопко А.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа УФСБ РФ по Мурманской области о выплате денежной компенсации за осуществление найма жилых помещений.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что протоколом жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республика Карелии от 22.03.2017 признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства – <адрес>, 13.06.2019 признан подлежащим обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В июле 2019 года он предоставил все документы в УФСБ по Мурманской области для выплаты компенсации за поднаем жилого помещения согласно п. 15 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" расположенном по адресу: <адрес>
С указанными действиями УФСБ России по Мурманской области не согласен, поскольку они безосновательны и нарушают права по обеспечению его жильем согласно ст. 15 Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, а так же права и свободы согласно ст. 27 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Просит признать незаконным отказ в выплате денежной компенсации за осуществления найма (поднайма) жилых помещений УФСБ России по Мурманской области.
Обязать УФСБ России по Мурманской области осуществить выплату денежной компенсации за наём(поднаём) жилых помещений в период с 14 июля по настоящее время, согласно разделу 3, ст. 14 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений".
Обязать УФСБ России по Мурманской области и в дальнейшем осуществлять ему выплату денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, согласно разделу 3, ст. 14 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений", до обеспечения постоянным жильём. Взыскать 300 рублей уплаченной госпошлины.
Административный истец Конопко А.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, приведенным в административном иске. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления ФСБ России по Мурманской области, а также административного ответчика Уварова М.В.- Соина Е.А. с заявленными требованиями не согласилась, просила оставит иск без удовлетворения, поскольку государство несёт обязанность по реализации права на жилище военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в населённых пунктах, по которым они состоят на жилищном учёте. При этом граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, состоящие на жилищном учёте и не имеющие жилых помещений, имеют право на получение денежной компенсации. Учитывая изложенное, денежная компенсация должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, в случае осуществления ими найма (поднайма) жилого помещения в населённом пункте, по которому они состоят на жилищном учёте. Кроме того, денежная компенсация должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, при осуществлении ими найма (поднайма) жилого помещения в населённом пункте по последнему перед увольнением месту военной службы в случае, если они получали денежную компенсацию непосредственно перед увольнением с военной службы.
Административный ответчик –заместитель начальника Управления ФСБ России по Мурманской области М.В. Уваров в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определены Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 установлено, что настоящее положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
Согласно п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
Выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, утратил основание для получения денежной компенсации, предусмотренное Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 13,14 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. №, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации. Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности (приложение N 4 к настоящей Инструкции)
Заключение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения оформляется финансово-экономическим (пенсионным) подразделением и визируется юрисконсультом территориального органа безопасности.
Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой пенсии за текущий месяц. Гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию, выплата денежной компенсации осуществляется за истекший месяц.
Из указанных норм действующего законодательства следует, что для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Эта мера социальной поддержки, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями, вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона.
Таким образом, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим, уволенным с военной службы и состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении (и членам их семей) производится территориальным органом безопасности по месту пенсионного обеспечения - по месту фактического учета или пенсионного обеспечения должностных лиц.
Из материалов дела следует, что Конопко А.И. состоит на пенсионном обеспечении <данные изъяты>.
Последнее место службы <данные изъяты> - <данные изъяты> (<адрес>).
Решением заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым (протокол № 9 от 22 мая 2017 г.) Конопко А.И. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в <адрес>.
23 июля 2019 года Конопко А.И. предоставил документы в УФСБ по Мурманской области для выплаты компенсации за поднаем жилого помещения согласно п. 15 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" расположенном по адресу: город Мурманск, ул. Октябрьская д.17 кв.28.
Ответом от 06.08.2020 № 11\752 УФСБ России по Мурманской области отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в <адрес> в связи с отсутствием правовых оснований, так как при увольнении местом жительства избран <адрес>, компенсация должна выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы в случае осуществления ими найма жилого помещения в населенном пункте, по которому они состоят на жилищном учете.
Вместе с тем, поскольку увольнение истца имело место без предоставления жилого помещения, то за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением и по выплате компенсации за наем жилого помещения.
При этом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что выплата денежной компенсации за наём (поднаем)жилья военнослужащим уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (и членам их семей), осуществляется ежемесячно территориальным органом безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан. Указание на избранное место жительства в законодательных актах не содержится.
Как следует, из представленных материалов дела, административный истец, в связи с отсутствием жилого помещения, вынужден снимать квартиру по договору найма по адресу: <адрес>.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, отказ ответчика в выплате компенсации является незаконным.
Вместе с тем, требование административного истца о возложении на ответчика обязанности выплавить денежную компенсацию за наем жилого помещения до обеспечения постоянным жильем не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств о том, что ответчик при состоявшемся судебном акте, не будет выплачивать спорную компенсацию не представлено.
Административным истцом понесены судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, которые в силу ст. 103,111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Конопко А.И. о признании незаконным отказа УФСБ РФ по Мурманской области в выплате денежной компенсации за осуществление найма (поднайма) жилых помещений удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ УФСБ РФ по Мурманской области в выплате денежной компенсации за осуществление найма (поднайма) жилых помещений.
Обязать УФСБ РФ по Мурманской области рассмотреть о выплате денежной компенсации за осуществление найма(поднайма) жилых помещений.
Взыскать с УФСБ России по Мурманской области в пользу Конопко А.И. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных административных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья И.С.Макарова