НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 25.02.2019 № 2-674/19

Дело №2-674/2019

Изготовлено 25 февраля 2019 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 февраля 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,

при секретаре Саакян Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Федерального государственного унитарного предприятия «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Мурманского филиала к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании предписания главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП «УВО Минтранса России» обратился в суд с указанным иском к Государственной инспекции труда в Мурманской области.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором ГИТ в Мурманской области <данные изъяты> по итогам проведенной проверки в адрес Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В предписании указано на необходимость доначислить и выплатить ФИО1 заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ до минимального размера оплаты труда с учетом требований статей 236, 392 Трудового кодекса РФ. В срок до 17.12.2018 сообщить в ГИТ о выполнении предписания.

Полагают, что акт проверки и предписание главного государственного инспектора труда незаконно и подлежит отмене, поскольку при проверке инспектор использовала при расчете норму часов, установленную по производственному календарю без учета локальных нормативных актов предприятия. При этом, при использовании расчетов, указанных ГИТ, минимальная стоимость часа в разные месяцы будет разной, что недопустимо.

Кроме того, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ вручен истцу с нарушением сроков – ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать акт проверки и предписание главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Представитель истца ФГУП «УВО Минтранса России» - ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенному в описательной части решения суда. Также указала, что обращение ФИО1, на основании которого проводилась проверка, не было ею подписано, однако было принято и зарегистрировано. Кроме того, полагала, что в данном случае предписание незаконно, поскольку имеет место индивидуальный трудовой спор.

Представитель ответчика ГИТ в Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представил, представил материалы проверки по обращению ФИО1

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, представила письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилась, считает предписание ГИТ и акт проверки законными и обоснованными.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу положений статей 353-356, 381, 382 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда, территориальным органом которой является государственная инспекция труда, относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К основным задачам федеральной инспекции труда положение части 2 статьи 355 Трудового кодекса РФ относит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, а также обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьями 356, 357 Трудового кодекса РФ предусмотрены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (статья 356 Трудового кодекса РФ).

Согласно статье 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании статьи 360 Трудового кодекса РФ Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГИТ в Мурманской области поступила жалоба ФИО1 о нарушении в отношении неё работодателем ФГУП «УВО Минтранса России» норм трудового законодательства.

По результатам проверки инспектором составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлено нарушение обязательных требований статьей, 129, 133 Трудового кодекса РФ, выразившееся в начислении и выплате работнику ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО1 заработной платы за январь, февраль, март, май, сентябрь, октябрь 2018 года в неполном объеме.

В тот же день ГИТ в Мурманской области в отношении Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» выдано предписание , которым на предприятие возложена обязанность во исполнение статей 133, части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ доначислить и выплатить ФИО1 заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ до минимального размера оплаты труда, с учетом требований статей 236, 392 Трудового кодекса РФ.

Из анализа положений абзаца 1 части 1 статьи 356, абзаца 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ следует, что государственная инспекция труда, осуществляя функции по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, но не рассматривает и не разрешает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

При этом, по смыслу приведенных положений трудового законодательства, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 – 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам и судами.

Согласно статье 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с абзацами 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статья 91 Трудового кодекса РФ дает понятия рабочего времени и нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, а также определяет, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Указанное время согласно статье 100 Трудового кодекса РФ определяется режимом времени, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Трудового кодекса РФ сменная работа – это работа в две, три или четыре смены, вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Согласно части 2 статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Статьей 104 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с положениями статей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно приказу «О норме рабочего времени в ДД.ММ.ГГГГ году» ДД.ММ.ГГГГ нормальная продолжительность рабочего времени для всех категорий работников в ДД.ММ.ГГГГ году установлена 1970 часов для сотрудников, работающих по 40-часовой рабочей неделе, среднемесячное количество рабочих часов – 164,17, в том числе и для производственного персонала, работающих вахтовым методом (для мужчин); 1772,40 часов для сотрудников, работающих по 36-часовой рабочей неделе, среднемесячное количество рабочих часов – 147,70, в том числе и для производственного персонала, работающих вахтовым методом (для женщин).

С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда составляет <данные изъяты> рублей, с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля в месяц за отработанную норму часов.

Правилами внутреннего трудового распорядка ФГУП «УВО Минтранса России», для отдельных категорий работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где в связи с технологическими особенностями производства не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Норма рабочего времени за месяц определяется графиком сменности.

Работникам ФГУП «УВО Минтранса России», в отношении которых применяется суммированный учет рабочего времени, в трудовых договорах установлены оклады.

В ФГУП «УВО Минтранса России» применяется порядок оплаты труда на основании часовой тарифной ставки, которая определяется как частное от деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество часов соответствующего года (раздел 5 Трудового договора).

ГИТ в Мурманской области указало истцу на неправильный подход при начислении заработной платы работникам при суммированном учете рабочего времени.

Между тем вопрос о начислении и выплате заработной платы в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, следовательно, оспариваемое предписание и решение вынесены государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, нарушение не являлось очевидным.

Вопрос о начислении и выплате заработной платы, а также выплате компенсации на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ, в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, следовательно, оспариваемые пункты предписания вынесены главным государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.

Проверяя обоснованность доводов истца об отсутствии пропуска срока на обращение в суд для обжалования предписания, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Согласно статье 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Из материалов дела следует, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» ДД.ММ.ГГГГ и получены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-33).

В предписании указано, что оно может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда или Федеральной службы по труду и занятости в течение 15 дней со дня его получения, либо обжаловано в суд в порядке части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в течение 10 дней со дня его получения.

В предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок (ДД.ММ.ГГГГ) акт и предписание обжалованы истцом в суд, то есть в пределах срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в лице Мурманского филиала – удовлетворить.

Признать предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: О.Н. Матвеева