НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 22.03.2016 № 2-487/16

Дело № 2- 487/16

Изготовлено 22 марта 2016 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 года Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Селезневе Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» к ГИТ в Мурманской области о признании ненормативного правового акта незаконным в части,

установил:

НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» обратилось в суд с иском к ГИТ а Мурманской области о признании ненормативного правового акта незаконным в части.

В обоснование заявленных требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком осуществлялась проверка НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения трудового законодательства. По итогам проверки установлены нарушения трудового законодательства, в том числе такое как начисленная заработная плата работникам НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» установлена в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Мурманской области Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ, заключённым между правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области», то есть ниже <данные изъяты>.

В связи с указанными выше обстоятельствами административным ответчиком в НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» было направлено и ДД.ММ.ГГГГ получено предписание от ДД.ММ.ГГГГ обязывающее устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На условиях трудового договора в НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» приняты главный бухгалтер, а также стажёры адвоката.

Считает данное требование незаконным по следующим основаниям: в соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ РФ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Согласно статьи 28 указанного закона стажёр адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключённого с адвокатским образованием. Стажёр адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката-куратора, выполняет его отдельные поручения.

Социальное страхование стажёра адвоката осуществляется адвокатским образованием в котором работает стажёр. Таким образом, заработная плата стажёров адвоката установлена с учётом неполного рабочего дня исходя из специфики адвокатской деятельности, и не является меньше установленной с ДД.ММ.ГГГГ минимальной оплаты труда, установленной ФЗ от 01.12.2014 года № 408-ФЗ.

НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» в силу специфики адвокатской деятельности, Устава адвокатского образования, не является субъектом предпринимательской деятельности, источником формирования средств адвокатского образования в соответствии с Уставом НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» является членские взносы адвокатов как членов коллегии, ни адвокаты, ни стажёры адвокатов НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» не являются членами профсоюза в связи с чем не присоединялась и не могла присоединиться к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюза и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области».

Просит признать за НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» право на начисление заработной платы стажёрам адвоката НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» исходя из установленного с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> в месяц минимального размера оплаты труда, Федеральным законом РФ № 408-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Признать незаконным в части и отменить пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Мурманской области обязывающий доначислить и выплатить работникам, осуществляющим трудовую деятельность в качестве стажёра адвоката НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до установленного минимального размера труда по Мурманской области.

Признать незаконным пункт 1 акта проверки Государственной инспекции труда в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в части установления факта нарушения ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации-начисления заработной платы стажёрам НО «Мурманская центральная коллегия адвокатов» исходя из установленного Федерального закона № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда в РФ» (в редакции Федерального закона № 408-ФЗ), а не в соответствии с Соглашением о минимальном размере оплаты труда в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области».

В судебном заседании представитель истца поддержал требования по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ГИТ в МО извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В силу статьи 357 ТК Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 358 ТК Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Судом установлено, что входе внеплановой документарной проверки по вопросу легализации «теневой» заработной платы, о выплате заработной платы работникам в размерах ниже установленного минимального размера оплаты труда в Мурманской области в отношении НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов».

По результатам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» предписано в том числе, устранить нарушения трудового законодательства, а именно: во исполнение требований ст.133.1. Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашения о минимальной заработной плате в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Мурманской области, Облсовпрофом и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) области от ДД.ММ.ГГГГ доначислить и выплатить работникам, осуществляющим трудовую деятельность в качестве стажера адвоката НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» заработную плату за период с января по ДД.ММ.ГГГГ до установленного минимального размера оплаты труда по Мурманской области, с учетом положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных суду документов, начисленная заработная плата работникам НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Мурманской области с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что работниками полностью отработана за этот период норма рабочего времени, что является нарушением ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашения о минимальной заработной плате в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Мурманской области

Также в ходе внеплановой документарной проверки по вопросу легализации «теневой» заработной платы, о выплате заработной платы работникам в размерах ниже установленного минимального размера оплаты труда в Мурманской области в отношении НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов», установлено, что согласно графиков учета рабочего времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работниками отработана норма рабочего времени в соответствии с производственным календарем за ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 трудовых договоров установлен режим рабочего времени: «для работника устанавливается режим труда и отдыха, предусмотренный общими правилами, установленными работодателем».

Пунктом 5 Правил внутреннего трудового распорядка установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) рабочая неделя продолжительностью <данные изъяты> для мужчин и <данные изъяты> для женщин с перерывом на обед продолжительностью <данные изъяты> час. Время начала работы <данные изъяты> часов и окончание работы в <данные изъяты> для мужчин и <данные изъяты> женщин.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации установлена в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Соглашение <адрес>, Мурманского облсовпрофа, Союза промышленников и предпринимателей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ" (вместе с "Предложением о присоединении") было опубликовано в газете "<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом не представлено суду доказательств того, что в течение <данные изъяты> календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате он представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.

Поскольку отказ от присоединения отсутствует, то указанное соглашение считается распространенным на истца со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению им с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу соглашения о минимальной заработной плате в Мурманской области на ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей «Союз» промышленников и предпринимателей Мурманской области» на основании Федерального закона от 20 апреля 2007 № 54-ФЗ и в соответствии со статьями 47, 48, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, суд признает предписание государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56,57, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований НО «Мурманская Центральная коллегия адвокатов» к ГИТ в Мурманской области о признании ненормативного правового акта незаконным в части - оказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий________________