Дело 2-9023/2016
изготовлено 19 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года г.Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при секретаре Бубен А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усс Э.В. к Министерству социального развития <адрес> и ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на выплату адресной государственной социальной помощи,
установил:
Усс Э.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития <адрес> и ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на выплату адресной государственной социальной помощи.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о назначении адресной государственной социальной помощи в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска». В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в <адрес>", истец предоставил необходимые документы о составе семьи и доходах. В подтверждении регистрации заявления истцу была выдана расписка-уведомление.
ДД.ММ.ГГГГ Усс Э.В. получила решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в представлении адресной государственной социальной помощи, в котором в качестве причины отказа указано, что Усс Э.В. представлены неполные сведения о доходах.
Усс Э.В. в заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ предоставила сведения о собственных доходах и доходах(об отсутствии доходов) лица, совместно проживающего – сына ФИО1. Поскольку алименты членами семьи Усс Э.В. не получаются, то сведений о доходах, включаемых получаемые алименты, необходимых для предоставления с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Истец полагает, что непредставление сведений о неполучаемых членами семьи алиментах(по причине их неполучения) не является неполной информацией о доходах членов семьи и не может служить основанием для отказа гражданину в назначении адресной государственной социальной помощи.
В сопроводительном письме ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что отказано в назначении адресной государственной социальной помощи в связи с «отсутствием правоустанавливающих документов: сведений о получении (неполучении) полученных(неполученных) алиментов».
Поскольку действующее законодательство не содержит требование о предоставлении заявителем документов, подтверждающих неполучение алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, отказ в назначении адресной государственной социальной помощи на таком основании является неправомерным.
Усс Э.В. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ представлена справка ОСП <адрес> г. Мурманска УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии на исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов с ФИО2. в пользу Усс Э.В.
По ранее представленным в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» аналогичным справкам ОСП <адрес> г. Мурманска УФССП России по <адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ) заявителю назначалась адресная помощь. Сведения, на основании которых гр. Усс Э.В. была назначена государственная социальная помощь (о составе семьи, о доходах, о принадлежащем ей (её семье) имуществе на праве собственности) не менялись, однако решение Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ является результативно противоположным предыдущим решениям.
Также исходя из содержания сопроводительного письма ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ№ отказ в назначении АГСП гражданке Усс Э.В. обусловлен отсутствием мер с ее стороны ко взысканию алиментов с ФИО2, являющегося иностранным гражданином. В письме имеется ссылка на Договор между Российской Федерацией, и <данные изъяты> о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку ФИО2 на территории РФ не проживает, адрес места жительства в <данные изъяты> не известен, известить о разбирательстве относительно признания судебного решения/разрешения исполнения не представляется возможным.
Просит суд признать незаконным и отменить решение ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении адресной государственной социальной помощи. Обязать ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» назначить Усс Э.В. выплату адресной государственной социальной помощи с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Усс Э.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца Усс Э.В. в судебном заседании, настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, подержала позицию изложенную в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», целями оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресное использование бюджетных средств; повышение доходов населения.
Назначение и выплата адресной помощи регламентируется Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», законом Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее - Закон) и действующим Административным регламентом по предоставлению указанной государственной услуги, утвержденным Приказом Министерства социального развития Мурманской области от 19.02.2013 № 68 (далее - Регламент).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" граждане, нуждающиеся в адресной государственной социальной помощи, представляют: заявление от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени семьи; документы о составе семьи и фактах совместного или раздельного проживания и ведения хозяйства членами семьи; о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличии принадлежащего им (ему) на праве собственности имущества.
Статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьей 5 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" установлен перечень получателей государственной социальной помощи: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, для назначения адресной социальной помощи необходимо наличие двух условий:
среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) не должен превышать величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области;
семья (одиноко проживающий гражданин) находится в ситуации, из которой не может выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в распоряжении возможности и средства.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Усс Э.В. обратилась с заявлением о назначении адресной государственной социальной помощи в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска», предоставив документы о составе семьи и доходах. В подтверждении регистрации заявления истцу была выдана расписка-уведомление.
ДД.ММ.ГГГГ Усс Э.В. получила решение от ДД.ММ.ГГГГ№ ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» об отказе в представлении адресной государственной социальной помощи, в котором в качестве причины отказа указано, что Усс Э.В. представлены неполные сведения о доходах, а именно в связи с «отсутствием правоустанавливающих документов, сведений о получении (неполучении) полученных(неполученных) алиментов».
Усс Э.В. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№ представлена справка ОСП <адрес> г. Мурманска УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отсутствии на исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов с ФИО2. в пользу Усс Э.В.
В силу статей 56-57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований или возражений.
Истец в обосновании требований указывает, на то, что она не получает алиментов от отца ребенка гражданина <данные изъяты>ФИО2 соглашения об уплате алиментов не имеется, с иском в суд о взыскании алиментов не обращалась, сведениями о месте нахождения ФИО2. не располагает, но полагает, что поскольку действующее законодательство, в частности порядок назначения адресной государственной социальной помощи не содержит требование о предоставлении заявителем документов, подтверждающих неполучение алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, отказ в назначении адресной государственной социальной помощи на таком основании является неправомерным.
Ответчики в обосновании возражений ссылаются на тот факт, что гражданин, обращающийся за государственной социальной поддержкой предварительно должен принять все необходимые меры для обеспечения финансовой состоятельности своей семьи, включая меры по истребованию алиментов. Факт невозможности взыскания алиментов, не получения алиментов по независящим от истца обстоятельствам должен быть подтвержден документально.
В соответствии с пп. ж п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе: алименты, получаемые членами семьи.
В соответствии со ст. 9 Закона в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах уполномоченные органы отказывают заявителю в назначении адресной государственной социальной помощи.
Из представленных материалов дела и пояснений ответчика следует, что Усс Э.В. впервые обратилась в Октябрьский окружной отдел ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка.
К заявлению были предоставлены документы: копия свидетельства о рождении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ; копия свидетельства об установлении отцовства, в котором указано, что гражданин <данные изъяты>ФИО2 признан отцом ребенка ФИО1, родившегося у Усс Э.В.; справка о среднем заработке Усс Э.В., выданная ООО «<данные изъяты>»; справка Отдела судебных приставов <адрес> г. Мурманска о том, что исполнительные документы о взыскании алиментов с ФИО2. в пользу Усс Э.В. в данную организацию не поступали.
Иные документы истцом не предоставлялись, доказательств обратного не представлено и в судебном заседании не добыто.
В письменном уведомлении о назначении пособия от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ответчиком заявительнице были разъяснено, что в соответствии с СК РФ её обязанность по защите прав и интересов ребенка означает, в первую очередь, обязанность по материальному обеспечению ребенка. Добросовестное исполнение этой обязанности предусматривает использование всех имеющихся возможностей для обеспечения достойного содержания несовершеннолетнего ребенка, включая истребование алиментов с другого родителя.
Так же Усс Э.В. была уведомлена, что при следующем обращении необходимо предоставить документы, подтверждающие получении (неполучение) алиментов с отца ребенка.
года и ДД.ММ.ГГГГ от Усс Э.В. в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» поступили заявления о назначении адресной государственной социальной помощи». При приеме заявлений Усс Э.В. уведомлялась, что предоставленные справки из ОСП <адрес> г. Мурманска не подтверждают факт неполучения алиментов с отца ребенка, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Учитывая то, что процесс взыскания алиментов с иностранного гражданина может занять длительное время, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» дважды принимались решения о назначении адресной помощи Усс Э.В. на период, предположительно необходимый для оформления вышеуказанных документов, а именно с марта по сентябрь 2016 года.
года в Учреждение поступило очередное заявление от Усс Э.В. о назначении адресной социальной помощи. К заявлению была вновь приложена только справка из ОСП <адрес> г. Мурманска об отсутствии в производстве дела по взысканию алиментов. Документы о взыскании алиментов, не получении алиментов по независящим от истца причинам не представлены.
По данному заявлению было принято решение об отказе в назначении адресной помощи в соответствии со ст. 9 Закона в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи, о чем заявительница была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Так же в уведомлении указывалось на наличие двустороннего договора о правовой помощи между РФ и Арабской республикой Египет и было рекомендовано обратиться за консультацией в Министерство юстиции МО.
В соответствии со статьей 80 Семейного Кодекса РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Из представленных материалов следует, что истец предоставила ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» не в полном объеме документы, содержащиеся в п. 2 ст. 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области".
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что право на получение государственной социальной помощи обусловлено наличием у заявителя одновременно нескольких условий (заявитель должен быть малоимущим, заявитель должен подтвердить невозможность получения дохода в большем размере по независящим от него обстоятельствам, все эти события должны быть за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи), при этом истцом не представлено доказательств того, что он совершил действия, которые могли бы привести к увеличению дохода за три последних месяца, предшествующих обращению с заявлением об оказании государственной социальной помощи, а именно произведено взыскание алиментов в судебном порядке и предъявление исполнительных документов на принудительное взыскание.
Также ответчиком истцу было разъяснено о необходимости осуществления указанных действий.
Справки предоставленные ОСП Октябрьского АО г.Мурманска, ОСП Ленинского АО г.Мурманска, ОСП Первомайского АО г.Мурманска об отсутствии исполнительных производств в отношении гражданина <данные изъяты>ФИО2 не подтверждают факт не получения Усс Э.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, поскольку исполнительные производства могут быть возбуждены только по волеизъявлению взыскателя на основании исполнительного документа, выданного по вступившему в законную силу судебному постановлению.
Таким образом суд признает решение ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении адресной государственной социальной помощи законным и не находит оснований для удовлетворения требований истца..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56,57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
.
решил:
Исковые требования Усс Э.В. к Министерству социального развития <адрес> и ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на выплату адресной государственной социальной помощи – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Ж.А.Свиридова