Октябрьский районный суд города Мурманска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Мотивированное решение
изготовлено 19 апреля 2011 года
Дело № 2-1439/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Жугановой Н.В.
при секретаре Гамаюновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пульного А.И. о признании действий Комитета имущественных отношений города Мурманска незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Пульный А.И. обратился в суд с заявлением о признании действий Комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО) незаконными.
В обоснование заявления указано, что в Дата-Дата Пульным А.И. были приобретены в собственность объекты недвижимости: . С целью оформления в собственность земельного участка, находящегося под приобретенными объектами недвижимости, в КИО поданы декларации о факте использования земельных участков, общей площадью .... кв.м. В оформлении права пользования земельным участком Пульному А.И. было отказано, вместе с тем, КИО в ИФНС по г.Мурманску были переданы сведения о факте использования заявителем земельного участка общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: ...., на основании чего налоговый орган с указанного времени Пульному А.И. начисляет земельный налог. Полагал действия КИО в части направления сведений в ИФНС по г.Мурманску о признании Пульного А.И. плательщиком земельного налога незаконными, поскольку документы, подтверждающие право собственности заявителя на указанный земельный участок, не оформлялись по причине отклонения КИО проекта территориального землеустройства, а представленные декларации о факте использования земельного участка такими правоустанавливающими документами не являются. Просил признать действия КИО незаконными.
В судебное заседание заявителем представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя Петровская А.Г. в судебном заседании уточнила требования, просила признать незаконными действия КИО, выразившиеся в направлении сведений в ИФНС по г.Мурманску о признании Пульного А.И. плательщиком земельного налога в период с Дата по Дата по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица КИО А. в судебном заседании с доводами заявления не согласился. В обоснование возражений указал, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не является основанием для освобождения от уплаты налога на землю при фактическом пользовании земельным участком, в связи с чем, действия КИО по направлению сведений в ИФНС по г.Мурманску являются правомерными. Просил отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
До 01 января 2006 года налогообложение земельных участков осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 № 1738-1 «О плате за землю».
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате на землю" (действовавшего в 2005 году и утратившего силу с 01.01.06 за исключением статьи 25) (далее - Закон) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В судебном заседании установлено, что Пульный А.И. приобрел в собственность Дата здание , общей площадью .... кв.м., Дата - , площадью .... кв.м., Дата - , площадью .... кв.м., Дата - , площадью .... кв.м., расположенные по адресу: ...., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: № **, № **, № **, № ** соответственно.
С целью оформления в собственность земельного участка под приобретенные объекты Пульным А.И. в Комитет имущественных отношений были поданы декларации (заявления) о факте использования земельных участков: общей площадью .... кв.м под и , общей площадью .... кв.м. под .... и .... (л.д.15, 16).
В утверждении проекта территориального землеустройства вновь образуемого земельного участка, расположенного в ...., Пульному А.И. было отказано, что подтверждается ответом КИО № **-зу от Дата.
Вместе с тем, Комитетом имущественных отношений в ИФНС по г.Мурманску были переданы сведения о факте использования Пульным А.И. земельного участка общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: ...., кадастровый номер № **, на основании чего налоговым органом стал начисляться земельный налог.
Дата Пульному А.И. Комитетом имущественных отношений г. Мурманска предложено заключить договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) на срок с Дата по Дата, который до настоящего времени Пульным А.И. не подписан.
Заявитель полагает, что оформленные им декларации о факте использования земельного участка не являются правоустанавливающими документами, в связи с чем КИО не вправе был направлять в ИФНС по г.Мурманску сведения, послужившие основанием для начисления налоговым органом земельного налога.
Вместе с тем, доводы заявителя о неправомерности предоставления указанных сведений в ИФНС по г.Мурманску, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
В силу статьи 552 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В соответствии со статьей 17 Закона земельный налог для юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 15 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом.
В силу пункта 4 статьи 12 Налогового Кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
В соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, основанием для признания плательщиком земельного налога, являются документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком, на котором располагались приобретенные в собственность объекты недвижимости, а также документы о соответствующем праве на землю.
В соответствии с пунктом 11.1, действовавшим до 01.01.2006, решения Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-115 (в ред. от 30.09.2005) "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования город Мурманск" граждане и юридические лица независимо от форм собственности и правового статуса (далее - заявители), фактически использующие земельные участки (части земельных участков) и не имеющие документов на пользование этими земельными участками (частями), оформленных в установленном порядке, обязаны декларировать (заявлять) факт использования земельного участка (части) с момента фактического использования земельного участка (части).
Согласно пункту 11.3 решения декларация подается на фактически используемый земельный участок и является основанием для предоставления уполномоченным органом сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Мурманску Мурманской области.
В силу пункта 11.4. Решения декларация не является правоустанавливающим документом на землю, а свидетельствует об использовании земельного участка (части) и является документом учета заявителей - добросовестных пользователей земельных участков (частей).
Декларация является временным документом и действует до регистрации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления за новым правообладателем здания, строения, сооружения (части) или оформления документов на пользование земельным участком в установленном порядке.
Для определения формы, в которой заявитель должен был вносить плату за землю, следует определить, на каком правовом основании он фактически использовал земельный участок.
Из материалов дела следует, что Пульный А.И., несмотря на то, что право пользования земельным участком не было оформлено в установленном законом порядке, фактически использовал земельный участок, что само по себе порождает обязанность по уплате земельных платежей.
Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
Иное толкование норм Закона РФ "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки заявителя в обоснование неправомерного предоставления сведений в ИФНС по г.Мурманску на то, что в Дата им было продано здание , а в Дата - здание , что значительно уменьшило площадь используемого Пульным А.И. земельного участка и, как следствие, размер начисляемого земельного налога, поскольку сведений об отчуждении указанных объектов недвижимости в КИО предоставлено не было.
Таким образом, КИО правомерно направлялись в ИФНС по г. Мурманску сведения о факте использования земельного участка Пульным А.И. в период с Дата по Дата, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления Пульного А.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Пульного А.И. о признании незаконными действий Комитета имущественных отношений города Мурманска, выразившихся в направлении сведений в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску о признании Пульного А.И. плательщиком земельного налога в период с Дата по Дата - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Жуганова