НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 14.06.2022 № 2-2628/2022

Дело № 2-2628/2022

51RS0001-01-2022-003212-95

Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июня 2022 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего Линчевской М.Г.,

при секретаре Бабушкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Мурманской области о взыскании денежных средств, судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд к Министерству имущественных отношений Мурманской области о взыскании денежных средств, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что после обращения истца в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания с кадастровым номером 51:18:0010206:144, расположенного по адресу: <адрес>. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была установлена новая кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером в размере – 10 455 000 рублей, равная рыночной, вместо прежней кадастровой стоимости в размере – 15 429 147 рублей 02 копейки. В целях оспаривания кадастровой стоимости истец была вынуждена обратиться к независимому эксперту-оценщику ООО «Инком НД». Стоимость услуг по оценке составила 60 000 рублей. Полагая, что в виду неправомерных действий ответчика, ею были понесены убытки, связанные с оценкой рыночной стоимости объекта недвижимости, просит взыскать с ответчика убытки в сумме 60 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, направила в суд представителя.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск и дополнениях к ним, в обоснование возражений приводила доводы о том, что Методика расчета государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости отличается от методики расчета рыночной стоимости, регулируется различными законами. В рамках массовой кадастровой оценки учитываются только сведения из документов (технических паспортов) и данных Росреестра, информация об износе и фактическом состоянии в них отсутствует. Между тем, при проведении расчета рыночной стоимости объектов недвижимости оценщики имеют право использовать документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. По своей сути требование истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной через комиссию является способом реализации права по уточнению одной из характеристик объекта недвижимости, а не способом защиты нарушенного права, что само по себе исключает возможность наступления ответственности в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ. Кроме того при предоставлении истцом верных сведений об износе по объекту недвижимости на любой стадии оценки (в рамках декларационной компании, размещения проекта отчета, либо после его утверждения) истец имел возможность, не прибегая к заявленным издержкам, произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта. Просили в удовлетворении иска отказать.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

На основании статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).

На основании статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, постановлением Правительства Мурманской области от 16.01.2017 № 11-1111 «О некоторых вопросах по осуществлению государственной кадастровой оценки в Мурманской области» Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство) определено уполномоченным органом по осуществлению на территории региона функций в области государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, отнесенных законодательством к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 № 21-ПП, Министерство обеспечивает утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, внесение изменений в утвержденные результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, организует работу областной межведомственной комиссии при Министерстве по организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также самостоятельно представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы <адрес> по вопросам пересмотра кадастровой стоимости на объекты недвижимого имущества.

Приказом Министерства № 150 от 29.04.2019 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером площадью <адрес>

ФИО1 обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную Министерством.

В обоснование заявления представила отчет независимого эксперта-оценщика ООО «Инком НД».

Стоимость услуг по оценке составила 60 000 рублей, что подтверждается договором на оказание услуг по оценке квитанцией .

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была установлена новая кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 51:18:0010206:144 в размере – 10 455 000 рублей, равная рыночной, вместо прежней кадастровой стоимости в размере – 15 429 147 рублей 02 копейки.

В соответствии с указанным решением кадастровая стоимость спорного объекта была установлена в размере рыночной на основании представленного истцом отчета об оценке.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 60 000 рублей, понесенных в связи с оспариванием установленной кадастровой стоимости объекта, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее - Методические указания).

Государственная кадастровая оценка проводится методами массовой оценки. В соответствии с п. 7.1.1. Методических указаний сравнительный подход основан на сравнении цен сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости. Сравнительному подходу отдается предпочтение перед другими подходами к оценке при развитости рынка объектов недвижимости и при достаточности и репрезентативности информации о сделках (предложениях) с объектами недвижимости, поскольку он является более точным и наиболее эффективно реагирует на изменения на рынке недвижимости. Одним из методов является метод статистического (регрессионного) моделирования, для которого необходим значительный массив информации, удовлетворяющий требованиям входных данных (переменные должны показывать линейную зависимость).

Согласно пояснениям Министерства имущественных отношений Мурманской области, в период массовой оценки в соответствии с анализом рынка недвижимости Мурманской области, был сделан вывод о том, что достаточность и репрезентативность рыночной информации обеспечивалась только для жилой недвижимости. В период проведения государственной кадастровой оценки рынок коммерческой недвижимости региона был нестабилен, отсутствовала информация о цене сделок. В связи с этим, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе и данного объекта в рамках проведения государственной кадастровой оценки был применен затратный подход.

Таким образом, кадастровая стоимость, рассчитанная ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» по данным ЕГРН, представленным в перечне, составила 15 429 147 рубля 02 копейки.

При проведении расчета рыночной стоимости объектов недвижимости оценщики имеют право использовать документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. Имеют возможность сопоставить сведения из технической документации с информацией, полученной по результатам осмотра объекта.

Указанное предусмотрено исключительно в отношении индивидуальной оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.

В отчете от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком были применены 2 подхода – сравнительный и затратный. При определении стоимости сравнительным подходом была учтена скидка на торг и такие ценообразующие характеристики как: местоположение, право на земельный участок, физической состояние объекта, материал стен, площадь.

Указанные обстоятельства, как то примененные ООО «Инком НД» методы оценки, непосредственный осмотр оценщиком объекта оценки, применение соответствующих коэффициентов, исходя из ценообразующих характеристик объекта, представителем истца в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Декларация о характеристиках объекта недвижимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг, а также регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В силу частей 7 и 9 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ по итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления проекта отчета осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без опубликования информации о таком размещении, а также направляет проект отчета и сведения о месте его размещения в орган регистрации прав.

Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта отчета осуществляет его проверку на соответствие требованиям к отчету (часть 10 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ).

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки проекта отчета направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований, которым не соответствует проект отчета (часть 11 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ).

В силу части 13 статьи 14 Федерального закона №237-ФЗ в случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (далее - замечания к проекту отчета).

Замечания к проекту отчета представляются в течение срока его размещения для представления замечаний к нему. Замечания к проекту отчета могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечаний к проекту отчета считается день их представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае направления замечания регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 17 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ).

В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составляет обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете (часть 23 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ).

В силу части 31 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ в случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в текущую версию проекта отчета, а также предусмотренных частями 28 и 29 настоящей статьи оснований для внесения изменений в проект отчета после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки текущая версия проекта отчета считается отчетом, о чем бюджетное учреждение в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки уведомляет орган регистрации прав.

Кроме того, после утверждения результатов определения кадастровой стоимости любые юридические и физические лица, в случае выявления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в силу ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ, вправе подать заявление об исправлении ошибок. При этом, заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.

Как установлено судом и не оспорено представителем истца в судебном заседании, имея все вышеперечисленные возможности (подать декларацию, замечания к отчету, либо заявление об ошибке) повлиять на установленную государственную кадастровую стоимость, ФИО1 данным правом не воспользовалась.

При проведении кадастровой оценки Министерство имущественных отношений Мурманской области руководствовалось сведениями, которые были получены из представленного Росреестром перечня и имевшейся технической документации.

Доказательств, что при проведении массовой кадастровой оценки, в том числе спорного объекта недвижимости, ответчиком была допущена ошибка, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ФИО1 не имели достаточной степени заботливости и осмотрительности, что повлекло необходимость несение ею расходов.

При наличии возможности бесплатно изменить кадастровую стоимость, истец обратился в Комиссию, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Кроме этого, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 03.07.2014 № 1555-О, установление кадастровой стоимости равной рыночной, является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного, расхождение между массовой кадастровой оценкой и рыночной стоимостью объекта недвижимости не может свидетельствовать об ошибочности, незаконности ранее установленного размера кадастровой стоимости, а соответственно, о нарушении прав истца, что является одним из обязательных элементов наступления ответственности по статье 15 ГК РФ.

По своей сути требование истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной через Комиссию, является способом реализации права по уточнению одной из характеристик объекта недвижимости, а не способом защиты нарушенного права, что само по себе исключает возможность наступления ответственности в соответствии со статьей 15 ГК РФ по спорным правоотношениям.

Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов результатами определения кадастровой стоимости спорного объекта, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании убытков, понесенных на оплату услуг оценщика.

Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, судебные расходы взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству имущественных отношений Мурманской области о взыскании убытков, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Линчевская