Дело № 2-2627/2022
51RS0001-01-2022-003210-04
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 июня 2022 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего Линчевской М.Г.,
при секретаре Бабушкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству имущественных отношений Мурманской области о взыскании денежных средств, судебных расходов,
установил:
ФИО2 обратилась в суд к Министерству имущественных отношений Мурманской области о взыскании денежных средств, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что после обращения истца в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, линия 1, <адрес>. Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ была установлена новая кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № в размере – 13 950 000 рублей равная рыночной, вместо прежней кадастровой стоимости в размере – 22 232 591 рубль. В целях оспаривания кадастровой стоимости истец была вынуждена обратиться к независимому эксперту-оценщику ООО «Инком НД». Стоимость услуг по оценке составила 60 000 рублей. Полагая, что в виду неправомерных действий ответчика, ею были понесены убытки, связанные с оценкой рыночной стоимости объекта недвижимости, просит взыскать с ответчика убытки в сумме 60 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Истец ФИО2 и её представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд возражения на иск и дополнения к ним, в которых указывает, что доказательств подтверждающих ошибочность результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости истцом не представлено, истец лишь реализовал свое право на пересмотр результатов определения стоимости объекта исходя из рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
На основании статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ постановлением Правительства Мурманской области от 16.01.2017 № 11-1111 «О некоторых вопросах по осуществлению государственной кадастровой оценки в Мурманской области» Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство) определено уполномоченным органом по осуществлению на территории региона функций в области государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, отнесенных законодательством к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 № 21-ПП, Министерство обеспечивает утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, внесение изменений в утвержденные результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, организует работу областной межведомственной комиссии при Министерстве по организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также самостоятельно представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Мурманской области по вопросам пересмотра кадастровой стоимости на объекты недвижимого имущества.
Приказом Министерства № 150 от 29.04.2019 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Судом установлено, что ФИО2 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, линия 1, <адрес>.
ФИО2 обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную Министерством.
Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ была установлена новая кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № в размере – 13 950 000 рублей равная рыночной, вместо прежней кадастровой стоимости в размере – 22 232 591 рубль.
В целях оспаривания кадастровой стоимости истец была вынуждена обратиться к независимому эксперту-оценщику ООО «Инком НД».
Стоимость услуг по оценке составила 60 000 рублей, что подтверждается договором на оказание услуг по оценке квитанцией №.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 60 000 рублей, понесенных в связи с оспариванием установленной кадастровой стоимости объекта, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 № 237-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее - Методические указания).
Государственная кадастровая оценка проводится методами массовой оценки. В соответствии с п. 7.1.1. Методических указаний сравнительный подход основан на сравнении цен сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости. Сравнительному подходу отдается предпочтение перед другими подходами к оценке при развитости рынка объектов недвижимости и при достаточности и репрезентативности информации о сделках (предложениях) с объектами недвижимости, поскольку он является более точным и наиболее эффективно реагирует на изменения на рынке недвижимости. Одним из методов является метод статистического (регрессионного) моделирования, для которого необходим значительный массив информации, удовлетворяющий требованиям входных данных (переменные должны показывать линейную зависимость).
Согласно возражениям ответчика, в период массовой оценки в соответствии с анализом рынка недвижимости Мурманской области, сделан вывод о том, что достаточность и репрезентативность рыночной информации обеспечивалась только для жилой недвижимости. В период проведения государственной кадастровой оценки рынок коммерческой недвижимости региона был нестабилен, отсутствовала информация о цене сделок. В связи с этим, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе и данного объекта в рамках проведения государственной кадастровой оценки был применен затратный подход.
Таким образом, кадастровая стоимость, рассчитанная ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» по данным ЕГРН, представленным в Перечне, составила 22 232 591 рубль 91 копейка.
При проведении расчета рыночной стоимости объектов недвижимости оценщики имеют право использовать документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. Имеют возможность сопоставить сведения из технической документации с информацией, полученной по результатам осмотра объекта.
Указанное предусмотрено исключительно в отношении индивидуальной оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.
В отчете № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком были применены 2 подхода - затратный и сравнительный.
При определении стоимости сравнительным подходом была учтена скидка на торг и такие ценообразующие характеристики как: местоположение, экономическое устаревание, характерное для объектов недвижимости в населенном пункте, назначение объекта, материал стен, площадь, год постройки, количество этажей.
При проведении оценки, оценщик имел возможность достоверно определить материал стен объекта оценки как профилированное железо с утеплителем, что привело к снижению цены.
Указанные обстоятельства, как то примененные ООО «Инком НД» методы оценки, непосредственный осмотр оценщиком объекта оценки, применение соответствующих коэффициентов, исходя из ценообразующих характеристик объекта, сторонами не оспорены.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Декларация о характеристиках объекта недвижимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг, а также регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В силу частей 7 и 9 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ по итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления проекта отчета осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без опубликования информации о таком размещении, а также направляет проект отчета и сведения о месте его размещения в орган регистрации прав.
Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта отчета осуществляет его проверку на соответствие требованиям к отчету (часть 10 статьи 14 Закона №237-ФЗ).
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки проекта отчета направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований, которым не соответствует проект отчета (часть 11 статьи 14 Закона №237-ФЗ).
В силу части 13 статьи 14 Федерального закона №237-ФЗ в случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (далее - замечания к проекту отчета).
Замечания к проекту отчета представляются в течение срока его размещения для представления замечаний к нему. Замечания к проекту отчета могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечаний к проекту отчета считается день их представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае направления замечания регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 17 статьи 14 Закона №237-ФЗ)..
В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составляет обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете (часть 23 статьи 14 Закона №237-ФЗ).
В силу части 31 статьи 14 Федерального закона №237-ФЗ в случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в текущую версию проекта отчета, а также предусмотренных частями 28 и 29 настоящей статьи оснований для внесения изменений в проект отчета после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки текущая версия проекта отчета считается отчетом, о чем бюджетное учреждение в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки уведомляет орган регистрации прав.
Кроме того, после утверждения результатов определения кадастровой стоимости любые юридические и физические лица, в случае выявления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в силу ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ, вправе подать заявление об исправлении ошибок. При этом, заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, имея все вышеперечисленные возможности (подать декларацию, замечания к отчету, либо заявление об ошибке) повлиять на установленную государственную кадастровую стоимость, истец данным правом не воспользовалась.
При проведении кадастровой оценки Министерство имущественных отношений Мурманской области руководствовалось сведениями, которые были получены из представленного Росреестром Перечня и имевшейся технической документации.
Доказательств, что при проведении массовой кадастровой оценки, в том числе спорного объекта недвижимости, ответчиком была допущена ошибка, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ФИО2 не имели достаточной степени заботливости и осмотрительности, что повлекло необходимость несение ею расходов.
При наличии возможности бесплатно изменить кадастровую стоимость, истец обратилась в Комиссию, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Кроме этого, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 03.07.2014 № 1555-О, установление кадастровой стоимости равной рыночной, является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, и само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, расхождение между массовой кадастровой оценкой и рыночной стоимостью объекта недвижимости не может свидетельствовать об ошибочности, незаконности ранее установленного размера кадастровой стоимости, а соответственно, о нарушении прав истца, что является одним из обязательных элементов наступления ответственности по статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По своей сути требование истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной через Комиссию является способом реализации права по уточнению одной из характеристик объекта недвижимости, а не способом защиты нарушенного права, что само по себе исключает возможность наступления ответственности в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации по спорным правоотношениям.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт нарушения её прав и законных интересов результатами определения кадастровой стоимости спорного объекта, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании убытков, понесенных на оплату услуг оценщика.
Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, судебные расходы взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о взыскании убытков, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.<адрес>